Большая Советская энциклопедия

    I

    Соссю́р (Saussure)

    Никола Теодор (14.10.1767, Женева, — 18.4.1845, там же), швейцарский естествоиспытатель, член-корреспондент Парижской АН (1808). Профессор Женевской академии (с 1802). Член Лондонского королевского общества (1820). Сын О. Соссюра. Работал в области физики, химии и геологии, наибольшую известность приобрели исследования по физиологии растений. Впервые применил точные методы количественного химического анализа при изучении газообмена и усвоения минеральных веществ растением. Экспериментально доказал, что растение на свету усваивает углерод из СО2 с выделением кислорода и что в процессе дыхания растения, подобно животным, поглощают кислород и выделяют CO2. Показал, что минеральные вещества почвы поступают в растение через корни.

    Лит.: Тимирязев К. А., Соч., т. 8 — Статьи о деятелях науки., М., 1939: Briquet J. I., Biographies des botanistes a Geneve de 1500 a 1931, Gen., 1940 (лит.).

    II

    Соссю́р (Saussure)

    Орас Бенедикт (17.2.1740, Конш, близ Женевы, — 22.1. 1799, Женева), швейцарский естествоиспытатель, первый исследователь геологического строения Альп. В 1762—86 профессор натурфилософии в Женеве. С. положил начало описательной геологии, тщательно охарактеризовав развитые в Альпах горные породы и условия их залегания. На примере Альп С. подтвердил выявленную П. С. Палласом закономерность о крутом положении пластов в ядре горной страны и о более пологом залегании на её периферии. Занимался также метеорологией, гляциологией и ботаникой. Именем С. назван тонкозернистый агрегат минералов — Соссюрит.

    Соч.: Voyages dans les Alpes, t. 1—4, Gen. — Neuchâtel, 1779—96.

    Лит.: Белорусов В. В., О. Б. Соссюр — первый исследователь строения Альп, «Природа», 1949, № 1.

    III

    Соссю́р (Saussure)

    Фердинанд Монжин де (26.11.1857, Женева, — 22.2.1913, Вюфлан-сюр-Морж), швейцарский языковед. Учился в Женевском (1875), Лейпцигском, Берлинском (1876—80) университетах. Преподавал в Париже в Высшей практической школе (1881—91). профессор Женевского (с 1891) университета. Докторская диссертация — «Об использовании родительного абсолютного падежа в санскрите» (1881). Работа «Мемуар о первоначальной системе гласных в индоевропейских языках» (1879) принесла С. всемирную славу крупнейшего специалиста по этим языкам, т.к. в ней был введён новый принцип реконструкции фонологической системы праязыка по данным морфологии. В работах по литовской акцентологии (1894—96) С. определил одновременно с Ф. Ф. Фортунатовым, но независимо от него, характер ударения и интонации слова в балтийских языках в соотношении с аналогичными явлениями в славянских языках (закон Фортунатова — де Соссюра). В 1916 был издан составленный Ш. Балли и А. Сеше по записям студентов трижды прочитанный С. «Курс общей лингвистики» (3 изд., 1972), в котором сформулированы взгляды С. на язык, оказавшие огромное влияние на языкознание 20 в., в частности на развитие структурной лингвистики (См. Структурная лингвистика), т.к. впервые в языкознании он предложил рассматривать язык как систему (структуру). В разнородных проявлениях речевой деятельности С. выделил: язык — систему знаков, социальное и психическое явление, пассивно усваиваемое (принимаемое) говорящими — изучается лингвистикой языка; речь — индивидуальное и психофизиологическое явление, активное использование кода языка в соответствии с мыслью говорящего — изучается лингвистикой речи. Лингвистику С. определил как часть новой науки, изучающей жизнь знаков внутри общества, которую он назвал семиологией (см. Семиотика), но включил в социальную психологию. Лингвистический знак (слово, его значимая часть и т.п.) — двусторонняя сущность, единство означаемого (См. Означаемое) (понятия) и означающего (См. Означающее) (акустического образа), связанных по принципу произвольности (отсутствия мотивированности). Вторая особенность лингвистического знака — линейность означающего — последовательное развёртывание языковых единиц (слов, аффиксов) в акте речи и строгие законы их расположения (соположения) относительно друг друга. С. сформулировал понятие ценности (значимости) у лингвистических знаков, т. е. совокупности их реляционных свойств. существующих наряду с абсолютными свойствами (значение, звуковые черты и т.д.). Реляционные свойства устанавливаются по ассоциативным (общность корней, аффиксов, фонем) и синтагматическим (смежность использования) отношениям знаков как членов системы к др. членам и служат основой отождествления языковых единиц. Язык — предмет изучения синхронической (статической) лингвистики (см. Синхрония), а речь — диахронической (эволюционной) лингвистики (см. Диахрония). Язык как предмет внутренней лингвистики рассматривается «в самом себе и для себя»; связь истории языка с историей народа, изучение литературного языка и диалектов, географического размещения языков и т.п. относятся к внешней лингвистике. По философской ориентации С. тяготел к Э. Дюркгейму, Г. Тарду, французскому рационализму. Лингвистическая сторона концепции С. смыкается с идеями И. А. Бодуэна де Куртенэ, Н. В. Крушевского, У. Уитни. Теория языка С. оказала влияние не только на языкознание, но и на некоторые направления зарубежной семиотики, антропологии, литературоведения и эстетики.

    Соч.: Recueil des publications scientifiques, Hdlb., 1922; Cours de linguistique generale, fasc. 1—3, ed. critique par R. Engler, Wiesbaden, 1967—68; Morphologic. Linguistique statique: quelques principes generaux, в кн.: A Geneva School Reader in Linguistics, Bloomington, 1969; Cours de linguistique generale, [3 ed.], [P.], 1972; в рус. пер. — Курс общей лингвистики, М., 1933.

    Лит.: Слюсарева Н. А., Теория Ф. де Соссюра в свете современной лингвистики, М., 1975; Godel R., Les sources manuscrites du cours de linguistique generale de F. de Saussure, P. — Gen., 1957; Starobinski L., Les mots sous les mots. Les anagammes de F. de Saussure, [P., 1971]; Koerner Е. F. К., Ferdinand de Saussure. Origin and development of his linguistic thought in Western studies of language, Braunschweig, 1973: его же, Bibliographia Saussureana, 1870—1970, Metuchen, 1972; Wunderli P., Ferdinand de Saussure und die Anagramme. Linguistik und Literatur, Tubingen, 1972.

    Н. А. Слюсарева.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Современная энциклопедия

    СОССЮР (Saussure) Фердинанд де (1857 - 1913), швейцарский языковед. Труды по индоевропейским языкам, общему языкознанию. Оказал значительное влияние на развитие языкознания, некоторых направлений семиотики, литературоведения, эстетики. Основоположник структурной лингвистики в Европе. Основной труд - "Курс общей лингвистики" (1916).

  3. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  4. Литературная энциклопедия

    Соссю́р

    (Saussure) Фердинанд де (1857, Женева – 1913, замок Вюффлан, Швейцария), швейцарский лингвист. С его именем связано развитие лингвистики 20 в. Но сам он об этом не подозревал, т. к. книгу, оказавшую огромное влияние на мировое языкознание, воссоздали после его смерти ученики, собравшие конспекты лекций, которые он читал в Женевском ун-те: «Курс общей лингвистики» (1916). Язык в «Курсе» понимается как система элементов, и именно поиски системности определят направления научных изысканий лингвистов. При этом у системы есть современное состояние и история, поэтому лингвистика должна быть синхронической (занимающейся современностью) и диахронической (изучающей историческое развитие). Внутренняя системность противостоит внешним факторам, которые тоже следует изучать внешней лингвистике (географической и социальной). Лингвистика языка должна быть дополнена лингвистикой речи. Эти соображения сегодня относятся к аксиомам лингвистического знания, хотя некоторые из них воспринимаются критически. Соссюр занимался индоевропейским языком: «Мемуар о первоначальной системе гласных в индоевропейских языках» (1878) при жизни автора стал классическим трудом. Кроме общей теории и реконструкции индоевропейского языка, Соссюра интересовало устройство конкретных языков: ритмическая структура слова в греческом, ударение в литовском. И всю жизнь Соссюр учил студентов языкам, на которых вырастала индоевропеистика: греческому и латыни, древневерхнегерманскому и готскому, санскриту и литовскому.

  5. Источник: Литературная энциклопедия



  6. История Философии: Энциклопедия

    СОССЮР

    (Saussure) Фердинанд де (1857— 1913) — швейцарский лингвист, выдвинувший базисные положения в области теории языка, оказавшие значительное воздействие на гуманитарную мысль 20 в. В работах С. (см. ‘Курс общей лингвистики’, 1916) были творчески осмыслены некоторые теоретические установки французской социологической школы (Дюркгейм и др.) и классической политической экономии. Философский фон ряда кардинальных лингвистических нововведений С. (дихотомии язык/речь, концепции знака как единства означаемого и означающего, выделение синхронного и диахронного аспектов изучения языка) составлял антикартезианский пафос утверждения несубстанциальной парадигмы в гуманитарном мышлении. Взгляду на мир как на совокупность отдельных сущностей, которые с очевидностью обладают свойствами самотождественности и наличного присутствия, и на человека как на монаду — Ego, оперирующего языком — ‘номенклатурой’ этих сущностей, противопоставляется теория ценности, выходящая далеко за пределы узколингвистической сферы. Фундаментальным принципом языка, по С., является принцип дифференциации, различия, согласно которому то, что отличает данный элемент (звук, понятие) от других, составляет все его ‘положительное’ содержание. Но такого рода различия конституируют лингвистический знак лишь в более сложной структуре — ‘ценности’ (valeur). Всякая (не только лингвистическая) ценность возникает при одновременном соотнесении элемента по двум осям сходных и несходных с ним элементов (подобно функционированию денежного знака в системах меновой и потребительской стоимостей). В случае языка одной осью различий является цепь соотношений ‘акустических впечатлений’, или означающих, а другой — система понятий. При этом у С. наблюдается отчетливая тенденция формализации понятийного ряда языка и трактовки в дифференциальном плане как ‘своего-иного’ цепи означающих (интересны параллели и развитие этой тенденции в традиции русской ‘формальной школы’ от Шкловского до Лотмана). На понятии ценности основана концепция языка как системы, т.е. как автономной целостности со своими специфическими закономерностями, в которой отношения элементов даны до самих элементов. Субъект ‘языка’ (ценностного инварианта, грамматической системы), согласно С., может быть только коллективным, для индивида язык, актуально функционирующий в бесконечном разнообразии реализаций, в ‘речи’ всегда остается внешним, ‘молчащим’. Предвосхищая последующее развитие гуманитарного познания, С. выдвигал мысль о необходимости разработки общей дисциплины — семиологии, объектом которой наряду с языком стали бы другие знаковые системы, функционирующие в обществе (от военных сигналов до ритуалов и мимики). Концепция ценности по своим импликациям сопоставима с ницшеанским проектом ‘переоценки всех ценностей’ с его пафосом бессубъектного мышления и ‘системной’ игры симметрии и асимметрий языка и витальных сил. Понятие языка как системы перекликается с методологическими поисками гештальтпсихологии и постулатами феноменологии; оно послужило импульсом для развития структурной лингвистики и через нее — структуралистской парадигмы в современной гуманитаристике. Выводы изысканий С., используемые в философии постмодернизма, проинтерпретированы последней следующим образом: а) всякая знаковая система функционирует вследствие наличия различий между ее элементами; б) смысл любого элемента (знака) обусловливается исключительно в контексте его отношения к другим элементам — первичного, исходного, вне-языкового (вне-системного) смысла элемент иметь не может; в) взаимосвязь между звуковым, изобразительным и прочими компонентами знака, с одной стороны, и его концептуальной составляющей, с другой, — произвольна, исторически обусловлена, не абсолютна: именно так следует трактовать связь ‘означающее’ — ‘означаемое’. Различные направления постструктурализма (деконструктивизм, структурный психоанализ и др.), расширительно интерпретируя такие соссюрианские термины как ‘язык’, ‘различие’, ‘означающее’, раскрывают значительный философский потенциал идей швейцарского мыслителя. (см. такжеЯЗЫК,ЗНАК,ПОЗИЦИИ (ДЕРРИДА).)

  7. Источник: История Философии: Энциклопедия



  8. Философская энциклопедия

    СОССЮР

    (Saussure), Фердинанд де (26 нояб. 1857 – 22 февр. 1913) – швейц. языковед, родоначальник структурализма в языкознании. В 1881–91 – проф. в Париже, затем – в Женевском ун-те, с 1907 – глава кафедры общего языкознания в Женевском ун-те. По своей филос. ориентации С. тяготел к Дюркгейму и Тарду и взглядам франц. рационалистов. Лингвистич. сторона концепции С. в ряде пунктов смыкалась со взглядами языковедов казанской школы (И. А. Бодуэна де Куртенэ и Н. В. Крушевского). В теории С. была осуществлена филос. переориентация языкознания и заложены принципы комплексного исследования языка как семиотич. системы. С. исходит из противопоставления языка и речи как двух сторон разнородной языковой деятельности: язык – социальное явление, код, существующий вне индивида и навязываемый ему; речь – индивидуальное явление, те комбинации, к-рые говорящий образует для выражения мысли, используя язык. С. трактует язык как наиважнейшую из знаковых систем и в этой связи создает особую дисциплину – семиологию, являющуюся частью социальной психологии. Знак, по С., есть двусторонняя психич. сущность, единство означаемого и означающего. В центре концепции С. лежит теория ценности (значимости) лингвистич. знака, восходящая к учению о меновой форме стоимости в политич. экономии. Ценность – релятивное свойство – служит основой отождествления знаков. Язык – система чистых ценностей, ее члены устанавливаются на основе противопоставлений. В языке важны два типа отношений: ассоциативные и синтагматические. Теория ассоциаций и синтагм позволяет применять единый метод анализа языковых выражений от целого – путем последоват. членения и сопоставления – к отд единицам. Язык – предмет синхронич. лингвистики, речь – диахронической. Язык должен рассматриваться "в самом себе и для себя" (внутр. лингвистика).

    Соч.: Recueil des publications scientifiques de F. de Saussure, Hdlb., 1922; Notes inédites de F. de Saussure, "Cahiers F. de Saussure", 1954, [No] 12; 1960 [No]17; 1964, [No] 21; в рус. пер. – Курс общей лингвистики, Μ., 1933.

    Лит.: Будагов Р. А., Из истории языкознания (С. и соссюрианство), Μ., 1954; его же, Φ. де С. и совр языкознание, "Рус. язык в школе", 1966, No 3; Слюсарева H. A., Главное в лингвистич. концепции Φ. де С., "Иностр. язык в школе", 1968, No 4; ее же, Лингвистич. концепция Φ. де Сосюра, M., 1968 (ротапринт); Gоdеl R., Les sources manuscrites du Cours de linguistique générale de F. de Saussure, Gen.–Ρ., 1957; "Cahiers F. de Saussure", 1963, No 20.

    H. Слюсарева. Москва.

  9. Источник: Философская энциклопедия



  10. Новейший философский словарь

    СОССЮР (Saussure) Фердинанд де (1857-1913) - швейцарский лингвист, выдвинувший базисные положения в области теории языка, оказавшие значительное воздействие на гуманитарную мысль 20 в. В работах С. (см. «КУРС ОБЩЕЙ ЛИНГВИСТИКИ», 1916) были творчески осмыслены некоторые теоретические установки французской социологической школы (Дюркгейм и др.) и классической политической экономии. Философский фон ряда кардинальных лингвистических нововведений С. (дихотомии язык/речь, концепции знака как единства означаемого и означающего, выделение синхронного и диахронного аспектов изучения языка) составлял антикартезианский пафос утверждения несубстанциальной парадигмы в гуманитарном мышлении. Взгляду на мир как на совокупность отдельных сущностей, которые с очевидностью обладают свойствами самотождественности и наличного присутствия, и на человека как на монаду - Ego, оперирующего языком - «номенклатурой» этих сущностей, противопоставляется теория ценности, выходящая далеко за пределы узколингвистической сферы. Фундаментальным принципом языка, по С, является принцип дифференциации, различия, согласно которому то, что отличает данный элемент (звук, понятие) от других, составляет все его «положительное» содержание. Но такого рода различия конституируют лингвистический знак лишь в более сложной структуре - «ценности» (valeur). Всякая (не только лингвистическая) ценность возникает при одновременном соотнесении элемента по двум осям сходных и несходных с ним элементов (подобно функционированию денежного знака в системах меновой и потребительской стоимостей). В случае языка одной осью различий является цепь соотношений «акустических впечатлений», или означающих, а другой - система понятий. При этом у С. наблюдается отчетливая тенденция формализации понятийного ряда языка и трактовки в дифференциальном плане как «своего-иного» цепи означающих (интересны параллели и развитие этой тенденции в традиции русской «формальной школы» от В. Шкловского до Лотмана). На понятии ценности основана концепция языка как системы, т.е. как автономной целостности со своими специфическими закономерностями, в которой отношения элементов даны до самих элементов. Субъект «языка» (ценностного инварианта, грамматической системы), согласно С, может быть только коллективным, для индивида язык, актуально функционирующий в бесконечном разнообразии реализаций, в «речи» всегда остается внешним, «молчащим». Предвосхищая последующее развитие гуманитарного познания, С. выдвигал мысль о необходимости разработки общей дисциплины - семиологии, объектом которой наряду с языком стали бы другие знаковые системы, функционирующие в обществе (от военных сигналов до ритуалов и мимики). Концепция ценности по своим импликациям сопоставима с ницшеанским проектом «переоценки всех ценностей» с его пафосом бессубъектного мышления и «системной» игры симметрий и асимметрий языка и витальных сил. Понятие языка как системы перекликается с методологическими поисками геш-тальтпсихологии и постулатами феноменологии; оно послужило импульсом для развития структурной лингвистики и через нее - структуралистской парадигмы в современной гу-манитаристике. Различные направления постструктурализма (деконструктивизм, структурный психоанализ и др.), расширительно интерпретируя такие соссюрианские термины как «язык», «различие», «означающее», раскрывают значительный философский потенциал идей швейцарского мыслителя (см. также ЯЗЫК).

  11. Источник: Новейший философский словарь



  12. Энциклопедический словарь

    Соссю́р

    (Saussure), швейцарские естествоиспытатели, отец и сын. Орас Бенедикт (1740—1799), один из основоположников описательной геологии. Первым исследовал геологическое строение Альп. Труды по ботанике, метеорологии, движению ледников и др. Никола́ Теодор (1767—1845), основные труды по физиологии растений; основатель учения о дыхании растений. Экспериментально доказал, что растения в процессе дыхания поглощают кислород и выделяют углекислый газ; доказал, что минеральные вещества почвы поступают в растение через корни.

  13. Источник: Энциклопедический словарь