Большая Советская энциклопедия

    Мур (Moore) Джордж Эдуард (4.11.1873 Лондон, 24.10.1958, Кембридж), английский философ-идеалист. Профессор Кембриджского университета (192539), член Британской АН, главный редактор журнала «Майнд» («Mind», 192147). В ст. «Опровержение идеализма» (1903) выступил против субъективного идеализма и английского неогегельянства, которые, по М., отождествляют «реальность» и «опыт», и дал анализ ощущений, который привёл его к обоснованию неореализма. Согласно М., ощущения включают в себя два элемента объединяющее их «сознание» и отличающий их одно от другого «объект». Основываясь на положениях «здравого смысла» шотландской школы, М. считал необходимым признать независимое от сознания существование объекта; «здравый смысл», однако, не исключал возможности веры в духовный характер бытия, потусторонний мир и т. д. Понятие объекта носит в философии М. двойственный характер: это и физическая вещь, и «нейтральное» в духе австрийского философа и физика Э. Маха «чувственно данное», которое выступает как часть внешних проявлений физических вещей. Сознание рассматривается как особая активность субъекта, заключающаяся в непосредственном схватывании «чувственных данных»; входя в сознание, они приобретают психический характер, а выходя из познавательного отношения физический. Т. о., сами по себе физические вещи в философии М. оказываются практически недоступными познанию. Большое внимание М. уделил анализу обыденного языка; его идеи позднее легли в основу лингвистической философии.

    В этике М. стоит на позициях интуитивизма. Он считал, что предшествующие философы совершали «натуралистическую ошибку», отождествляя добро с каким-либо др. объектом или качеством (утилитаризм с пользой, гедонизм с удовольствием и т. д.). С точки зрения М., добро есть самостоятельное качество бытия, схватываемое интуитивно и не поддающееся никакому определению; долг человека следовать этому интуитивно воспринятому добру.

    Соч.: Principia ethica, Camb., 1903; Ethics, L., 1912; Philosophical studies, L., 1920; Some main problems of philosophy L. - N. Y., 1958; Philosophical papers, L. N. Y., 1959.

    Лит.: Богомолов А. С., Философия англо-американского неореализма, М., 1962; Хилл Т. И., Современные теории познания, М., 1965, гл. 6; The philosophy of G. E. Moore, ed. by P. A. Schilpp, Evanston Chi., 1942; White A. R., C. E. Moore. A critical exposition, Oxf., 1958.

    Д. М. Луканов.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    МУР Джордж Эдуард (1873-1958) - английский философ, дал обоснование неореализма ("Опровержение идеализма", 1903); разработал метод логического анализа. В этике стоял на позициях интуитивизма.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедия Кольера

    (Moore, George Edward) (1873-1958), английский философ. Родился в Лондоне 4 ноября 1873. В 1898-1904 член совета Тринити-колледжа Кембриджского университета, с 1911 читал лекции по этике, а с 1925 профессор философии в Кембридже. В 1940-1944 преподавал в ряде американских колледжей и университетов, затем вернулся в Кембридж. В 1921-1947 Мур - редактор журнала "Майнд" ("Mind"). В 1918 был избран членом Британской академии наук, в 1951 награжден орденом "За заслуги". Умер Мур в Кембридже 24 октября 1958. Мур - один из самых влиятельных мыслителей в современной англо-американской философии; это влияние обусловлено не только предложенным им методом философствования, но и рядом концепций, с которыми связывают его имя. Усилия Мура были направлены на анализ относительно частных, хотя и фундаментальных философских проблем; и он стремился до конца разобраться в смысле высказываний философов и предпосылок, на которых зиждилась истинность либо ложность их тезисов. В сферу его интересов входили этика, теория познания и методы философского анализа. Многие его идеи послужили началом целых направлений в философии, однако сам он в дальнейшем нередко отвергал или серьезно видоизменял свои тезисы. Главным вкладом Мура в этику был анализ смысла фундаментальных этических понятий - "добра", "правильности" и "долга", прежде всего в работе Начала этики (Principia Ethica, 1903). С его точки зрения, добро постижимо только в непосредственной интуиции (т.н. этический интуитивизм). Мур энергично критиковал главные этические системы за попытку определить смысл "добра" в "натуралистических" терминах удовольствия, полезности и др. В его понимании интуиция позволяет увидеть, что благие вещи в жизни суть определенные целостности, состоящие из эстетических наслаждений, любви и дружбы. Работы Мура по теории познания позволяют говорить о нем как о пионере движения, ставившего целью возрождение платоновского реализма. В статье Опровержение идеализма (The refutation of idealism, 1903), опубликованной в журнале "Майнд", были подвергнуты критике субъективистские теории познания, например теория Беркли, в которой существование вещей поставлено в зависимость от их восприятия. Во многих существенных моментах Мур оставался реалистом, хотя в ряде пунктов счел свои ранние взгляды сомнительными. В статье Природа суждения (The nature of judgement, 1898), также оказавшей большое влияние на последующее развитие философии и логики, он подверг подробному анализу и критике одно из главных допущений гегельянства (в частности, системы Ф.Брэдли), а именно тезис о том, что не существует чисто внешних отношений. Согласно абсолютному идеализму, все отношения являются внутренними и необходимыми. Представление о "внутренних отношениях" опирается на холистическое учение о том, что свойства индивидуальных вещей в каком-то смысле вторичны по отношению к свойствам всей Вселенной в целом, такая же зависимость прослеживается между разумом и "внешними объектами". Критика теории внутренних отношений была проведена Муром и Б.Расселом с точки зрения т.н. атомистической картины мира, согласно которой мир состоит из множества индивидов, отношения между которыми существуют или не существуют в силу случайных обстоятельств. Работы Мура, посвященные методу философии, привлекли внимание к роли лингвистического анализа в решении философских проблем. Мур пытался показать, что ряд традиционных проблем нельзя считать подлинными, поскольку они возникают вследствие неверного употребления обыденного языка. Он также встал на защиту позиции здравого смысла и шотландской школы Т.Рида. Плодотворной для многих областей философии оказалось предложенное им в этой связи различение между пониманием смысла таких суждений здравого смысла, как "Земля существовала многие годы", и способностью провести правильный анализ этого смысла. Среди публикаций Мура отметим также Философские исследования (Philosophical Studies, 1922); Некоторые главные проблемы философии (Some Main Problems of Philosophy, 1953); Философские работы (Philosophical Papers, 1959); Книга общих мест, 1919-1953 (Commonplace Book, 1919-1953, 1962).

    ЛИТЕРАТУРА

    Мур Дж. Принципы этики. М., 1984 Мур Дж. Доказательство внешнего мира. - В кн.: Аналитическая философия. М., 1993

  5. Источник: Энциклопедия Кольера



  6. Философская энциклопедия

    МУР Джордж Эдуард

    (Moore), (4 ноября 1873 – 24 окт. 1958) – англ. философ, проф. Кембриджского ун-та (1925–39), член Британской академии наук (с 1918), гл. редактор журн. "Mind" (1921–47). Примкнув в начале своей филос. деятельности к неогегельянству, М. затем переходит на позиции неореализма. В работе "Опровержение идеализма" ("The refutation of idealism", опубл. в "Mind", new series, v. 12, 1903, Oct., No 48) подверг критике субъективный идеализм и англ. неогегельянство за отождествление ими "реальности" и "опыта". Предпринятый М. гносеологич. анализ ощущений приводит его к т. зр., согласно к-рой в ощущениях имеется нек-рый общий всем им элемент – "сознание" и элемент различия – "объект", независимый от сознания, хотя и имманентный ему. Этот "объект" (или физич. объект), по М., не совпадает полностью с тем, что непосредственно дано в чувствах человека ("чувственно данным", sense-datum). "Чувственно данное" (к-рое М. понимал наподобие "нейтрального элемента" махизма) совпадает лишь с частью внешних проявлений физич. объекта, воспринимаемой нами, или же находится с объектом в нек-ром более общем отношении, причем "ни один философ... не объяснил, каково это отношение... – там, где это не тождество ("чувственно данного" и части внешних проявлений физич. объекта. – Ред.)". ("Visual sense-data", в кн.: "British Philosophy in the Mid-Century", L., 1957, p. 211). "Чувственно данное" М. рассматривал в качестве непосредств. объекта познания, тем самым повторяя берклианскую подстановку ощущений на место объекта. Вместе с тем М. принимал "взгляд здравого смысла на мир", заимствуя этот подход у шотландской школы (Т. Рид): во Вселенной существуют материальные объекты и акты сознания; последние связаны лишь с нек-рыми материальными телами; материальные тела могут существовать, когда мы их не сознаем, и т.д. (см. "Some main problems of philosophy", L., N. Y., 1958, p. 10–11). Однако, согласно M., "здравый смысл" не исключает возможности того, что мир по своей природе духовен, или что существует божеств. разум, акты этого разума и загробная жизнь. Отстаивая "взгляд здравого смысла", М. тем самым отвергал сведение философии к позитивистскому "анализу" знания, хотя и считал анализ понятий важной областью философской деятельности. Поскольку всякое понятие выражается в языке, анализ понятий есть одновременно "анализ языка"; при этом, в отличие от логического анализа философии, у М. – это анализ обыденного языка, а не искусственных "языков науки". Развивая эту линию философии М., его последователи (Райл, Остин, Уисдом, Строусон и др.) пришли к философии т.н. лингвистич. анализа.

    М. разработал собственную концепцию этики, исходный пункт к-рой – тезис, что этика основана на неопределимых понятиях "добра" и "зла", представляющих собой данные интуиции качества (подобные чувственным качествам) и имеющих объективное значение; эти понятия несводимы к к.-л. "внеморальным" качествам, в частности ни к пользе, ни к удовольствию. Отвергая, т. о., как утилитаризм и гедонизм, так и эгоизм и альтруизм, М. формулирует "этич. нейтрализм": долг каждого из нас состоит в улучшении баланса добра и зла во всей совокупности опыта, т.е. во всей Вселенной, частью к-рой этот опыт является. Получая "космическое" звучание, этика М. в то же время индивидуалистична, оторвана от жизни общества.

    Согласно М., этич. положения отличны от суждений (для к-рых имеет смысл ставить вопрос об истинности или ложности), они лишь раскрывают эмоции говорящего, возбуждают эмоции у слушателей или (в скрытом виде) выражают повеление. Эти положения М. стоят у истоков двух линий в совр. англо-амер. этике: эмотивизма и т.н. "анализа этич. высказываний".

    Соч.: Principia ethioa, Camb., 1903; Ethics, L., [1912 ]; Philosophical studies, L., 1920, new ed., [L. ], 1959; A defence of common sense, в кн.: Contemporary British philosophy, 2 series, L.–N. Y., [1925 ]; Proff of an external world, "Proceedings of the British Academy", L., 1939, v. 25; Philosophical papers, L.–N. Y., [1959 ].

    Лит.: Богомолов А. С., Философия англо-амер. неореализма, М., 1962; История философии, т. 5, М., 1961; The philosophy of G. E. Moore, ed. by P. A. Schilpp, Evanston – Chi., 1942; White A. R., G. B. Moore, A critical exposition, Oxf., 1958.

    А. Богомолов. Москва.

  7. Источник: Философская энциклопедия



  8. Энциклопедический словарь

    Мур Джордж Эдуард

    (1873—1958), английский философ, дал обоснование неореализма («Опровержение идеализма», 1903); разработал метод логического анализа. В этике стоял на позициях интуитивизма.

    * * *

    МУР Джордж Эдуард

    МУР (Moore) Джордж Эдуард (1873—1958), английский философ, дал обоснование неореализма («Опровержение идеализма», 1903); разработал метод логического анализа. В этике стоял на позициях интуитивизма.

  9. Источник: Энциклопедический словарь



  10. Большой Энциклопедический словарь

  11. Источник: