Большая Советская энциклопедия

    (нанизанные строфы)

    жанр японской поэзии, был в моде в 15—16 вв. В создании Р. участвовало несколько поэтов (чаще трое), каждый по очереди сочинял по строфе в соответствии с образами только предыдущей строфы. Получалась цепь строф по форме Танка, но длиннее, до 100 и 1000 строф. Классическая Р. чаще всего — пейзажная лирика; её сочинение, как и танка, подчинялось строгим правилам. Рядом с ней развивалась шуточная Р. (хайкай рэнга), свободная в выборе тем и образов; из первой строфы шуточной Р. возник жанр трёхстишия Хокку, или хайку.

    Лит.: Басё, Лирика, М., 1964; Григорьева Т. и Логунова В., Японская литература, М., 1964; Литература Востока в средние века, т. 1, М., 1970; Конрад Н. И., Очерки японской литературы, М., 1973; его же. Японская литература, М., 1974.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Вся Япония

    ("нанизанные строфы") - своеобразный жанр японской поэзии, ставший особенно популярным в ХIII–ХVI вв. Главная черта поэзии рэнга - диалогичность. Одно стихотворение, сочиненное двумя поэтами, - простейший ее вариант. Цикл классической рэнга складывался, как правило, из ста строф, в сочинении которых принимали участие два или более поэтов: один сочинял трехстишие, второй добавлял к нему двустишие, к двустишию присоединялось новое трехстишие и т. д. Иногда рэнга состояли из нескольких тысяч строф. Первое трехстишие цикла называлось хокку (начальная строфа).

  3. Источник: Вся Япония