Большая Советская энциклопедия

    I

    Голуби́нский

    Евгений Евстигнеевич [28.2(12. 3).1834—7(20).1.1912], историк русской церкви, академик Петербургской АН (1903; член-корреспондент 1882). В 1858 окончил Московскую духовную академию, с 1861 преподавал там историю русской церкви (с 1881 профессор). В главной работе «История русской церкви» (т. 1—2, 1880—1917), охватывающей период с 10 в. до середины 16 в., содержится большой фактический материал. По общественно-политическим взглядам был близок к либеральному крылу западников (см. Западники). Г. решительно опроверг многие церковные легенды, заслужив немилость официальной церкви и Синода.

    II

    Голуби́нский

    Федор Александрович [22.12.1797(2.1.1798), Кострома, — 22.8(3.9).1854, там же], русский философ-идеалист. Магистр (с 1818), ординарный профессор (с 1842) Московской духовной академии. Критикуя Г. Гегеля за идею изменяемости абсолютного, Г. пытался построить собственную философскую систему с целью обоснования православия. Основное понятие его философии — идея бесконечного, существующая только в уме и свидетельствующая о наличии творца. Наиболее близкой к истине Г. считал философию Платона.

    Соч.: О конечных причинах. Письмо 1, в кн.: Прибавления к изданию Творений святых отцов, ч. 5, М., 1847; Лекции философии, в. 1—4, М., 1884—86.

    Лит.: Глаголев С. С., Протоиерей Федор Александрович Голубинский. (Его жизнь и деятельность), Сергиев Посад, 1898.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Философская энциклопедия

    ГОЛУБИНСКИЙ

    ГОЛУБИНСКИЙ Федор Александрович (род. 1797, Костромская губ. – ум. 1854) – протоиерей, рус. философ, профессор Московской духовной академии (с 1837 по 1854). Проявлял интерес к восточной философии (Конфуций, Заратустра, египетская религия). Из древнегреч. философов отдавал предпочтение Платону, Плотину и Проклу. К Канту, Шеллингу и Гегелю относился критически. У первого опровергал учение о пространстве и времени, его вывод категорий и его опровержение доказательств бытия Бога. Идея о Боге была для Голубинского всеобщим, непосредственным данным, недоказуемым в принципе. Бытие в нас идеи о Бесконечном через умозаключение не может быть доказано, и того, кто не ощущает в себе действия этой идеи, нельзя убедить никакими доказательствами в ее существовании. Саму философию понимал как мудрость жизни. Она, по Голубинскому, есть прежде всего состояние духа в его стремлении к познанию, а потом уже приближение к мудрости. Как система познания, философия опирается на опыт внешний и внутренний, с одной стороны, и на идеи ума, которые направляются на порядок и красоту целого, а также на предполагаемые невидимые силы, скрытые под видимой оболочкой чувственных явлений, – с другой. Его курсы по психологии написаны в духе Вольфа. Под умозрительной психологией Голубинский подразумевает ту часть метафизики, которая исследует сходство, отношение и связь человеческого духа с Абсолютным Существом, возводя к идее о Бесконечном «наблюдения внутреннего чувства или акты нашего сознания». Он излагает умозрительную психологию не с точки зрения психологизма, а с позиций онтологизма. Его психология может быть названа теистической онтологией души. Самое важное для философа и философии – выяснение и выработка внутреннего философского стремления, любви к мудрости. Без такого настроения нельзя стать настоящим философом. Одним из любимых философских вопросов Голубинского был вопрос о бессмертии души. Им переведено с греч. много творений отцов церкви; особенно его вдохновляли соч. Григория Нисского. Произв.: «Лекции по философии», 1884.

  3. Источник: Философская энциклопедия



  4. Советская историческая энциклопедия

    Евгений Евсигнеевич (28.II.1834 - 7.I.1912) - историк рус. церкви. В 1858 окончил Моск. духовную академию; с 1861 преподавал в ней историю рус. церкви. В 1880 защитил докторскую дисс. - "История рус. церкви" (т. 1, 1-я пол., М., 1880; 2-я пол. опубл. в 1881). С 1882 - проф. и чл.-корр. АН; с 1903 - академик. В гл. работе Г. "История рус. церкви" (т. 1-2, М., 1900-17), охватывающей период с 10 до сер. 16 вв., содержится большой фактич. материал (наброски 2-й пол. 2-го тома опубл. посмертно ("ЧОИДР", 1917, кн. 4)). Будучи бурж. либералом-западником, Г. разделил историю рус. церкви на период "грамотности" (допетровский) и период "просвещения" (послепетровский), опровергал в 1-й пол. книги нек-рые церк. легенды, за что навлек на себя немилость Синода. Как источниковед Г. примитивно делил источники на целиком подлинные и целиком подложные.

    Лит.: Воспоминания Е. Е. Голубинского, в сб.: Тр. Костромского науч. об-ва по изучению местного края, в. 30, Кострома, 1923; Приселков М. Д., Памяти Е. Е. Голубинского, "Изв. ОРЯС", 1912, т. 17, кн. 2.

    С. М. Каштанов. Москва.

  5. Источник: Советская историческая энциклопедия