Большая Советская энциклопедия

    (Amado)

    Жоржи (р. 10.8.1912, Ильеус, штат Баия), бразильский писатель, общественный и политический деятель. Член Бразильской компартии. В первых романах «Какао» (1933) и «Пот» (1934) А. стремился документально показать становление классового сознания батраков и рабочих. В цикле «романов о Баие» А. использует фольклор бразильских негров для поэтизации жизни и борьбы бедняков: «Жубиаба» (1935), «Мёртвое море» (1936), «Капитаны песка» (1937). В середине 30-х гг. принимал участие в борьбе руководимого компартией Национально-освободительного альянса; в 1936 и после установления в стране диктатуры Варгаса в 1937—38 подвергался аресту, затем эмигрировал (1941—42). Написал биографии поэта-романтика А. Кастру Алвиса и руководителя Бразильской компартии Л. К. Престеса, дилогию о кровавой борьбе плантаторов и капиталистов за землю: «Бескрайние земли» (1943, рус. пер. 1955), «Город Ильеус» (1944, рус. пер. 1948). По возвращении в Бразилию А. в 1945 избран депутатом Национального конгресса от компартии. Роман «Красные всходы» (1946, рус. пер. 1949) — образное воплощение революционизирования бразильского крестьянства — свидетельствует об освоении метода социалистического реализма. В 1948—52 А. жил в эмиграции во Франции и Чехословакии, участвовал в движении сторонников мира. Роман «Подполье свободы» (1952, рус. пер. 1954) изображает социальную борьбу в Бразилии 1937—1941. Миру высоких мыслей и чувств, героизму простых людей Бразилии, руководимых компартией, противостоит в романе мир алчности, наживы, насилия, разврата. В романах «Габриэла, гвоздика и корица» (1958, рус. пер. 1961) и «Дона Флор и её два мужа» (1966), сборниках повестей «Старые моряки» (1961, рус. пер. 1963) и «Пастыри ночи» (1964, рус. пер. 1966) А., вводя фольклорные и фантастические элементы, передаёт своеобразие вольнолюбивого национального характера. В 1961 А. избран членом Бразильской академии. Член Всемирного Совета Мира. Удостоен Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами» (1951). Неоднократно посещал СССР.

    Соч.: Obras, v. 1—17, Săo Paulo, 1954 — 1966; в рус. пер. — Луис Карлос Престес, М., 1951; Кастро Алвес, М., 1963.

    Лит.: Кутейщикова В. Н., Жоржи Амаду, М., 1954; Тертерян И., Бразильский роман XX в., М., 1965, с. 161 — 204; Жоржи Амаду. Биобиблиографический указатель, М., 1965; Jorge Amado: 30 anos de literatura, Săo Paulo, 1961; Tati М., Jorge Amado. Vida e obra, Belo Horizonte, 1961.

    И. А. Тертерян.

    Ж. Амаду.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Современная энциклопедия

    АМАДУ (Amado) Жоржи (родился в 1912), бразильский писатель. Остросоциальные романы из жизни бедняков, в том числе дилогия "Бескрайние земли" (1943) и "Город Ильеус" (1944); роман о бразильских коммунистах "Подполье свободы" (1952); повести, рассказы. В романах "Габриэла, гвоздика и корица" (1958), "Тереза Батиста, уставшая воевать" (1972), "Исчезновение святой" (1988), претворяя мифопоэтические традиции афро-американского фольклора (в русле литературы "магического реализма" - Г. Гарсия Маркес, А. Карпентьер и др.), передал энергию и многоликость бразильского национального характера. Художественные биографии.

  3. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  4. Литературная энциклопедия

    Ама́ду

    (amado) Жоржи (1912, Ильеус, штат Байя – 2001, Сальвадор, штат Байя), бразильский писатель.

    Ж. Амаду

    Ж. Амаду

    Сын мелкого плантатора, из-за недостатка средств не закончил ун-т в Рио-де-Жанейро; был наборщиком в типографии, газетным репортёром. В своём первом романе «Страна карнавала» (1932) сатирически изобразил столичных интеллигентов и буржуа. Известность Амаду принесли остросоциальные романы из жизни бедняков – рабочих, крестьян, людей дна, беспризорных детей: «Какао» (1933), «Пот» (1934), антирасистский роман «Жубиаба» (1935), «Мёртвое море» (1936), «Капитаны песка» (1937). Активный коммунистический деятель, в 1930-х гг. участвовавший в борьбе оппозиционно-радикального Национально-освободительного альянса, после его поражения в 1937 г. эмигрировал. Возвратившись в 1945 г., стал президентом Национальной ассоциации писателей, депутатом Национального конгресса от коммунистической партии. Вновь эмигрировал после запрещения компартии в 1948 г. (до 1952). Создание эпоса нац. жизни начал с широких эпических полотен – дилогии «Бескрайние земли» (1943) и «Город Ильеус» (1944, в рус. переводе – «Земля золотых плодов»), где центром конфликта становится борьба за землю. Социально-политическая борьба революционизированных «низов» определяет пафос панорамных романов Амаду «Красные всходы» (1946), «Подполье свободы» (1952, задуман как начало монументальной трилогии «Каменная стена»). В романах «Габриэла, гвоздика и корица. Хроника одного провинциального города» (1958), «Старые моряки» (1961), «Лавка чудес» (1969), «Тереза Батиста, уставшая воевать» (1972), «Исчезновение святой» (1988) и др. через призму традиций афро-американского фольклора и полного своеобразия мифологически-мистического мировосприятия латиноамериканцев в русле литературы «магического реализма», поддержанной творчеством Г. Гарсиа Маркеса, А. Карпентьера и др., переданы мощь и страстность многоликого нац. характера, наиболее яркими представителями которых для Амаду всегда были так называемые «простые люди».

  5. Источник: Литературная энциклопедия