Большая Советская энциклопедия

    Симадзаки Тосон (псевдоним; настоящее имя ‒ Харуки) (17.2.1872. Ямагути, префектура Нагано, ‒ 22.8.1943, Оисо, префектура Канагава), японский писатель. Выступил как поэт-романтик. В сборниках «Молодая поросль» (1897), «Лодочка» (1898) и других призывал к утверждению личности, воспевал свободную любовь. Вместе с тем в его поэзии звучат ноты пессимизма. Роман «Нарушенный завет» (1906, рус. пер. 1955), рисующий положение касты отверженных «эта», явился высшим достижением критического реализма в Японии. В дальнейшем из сочинений С. исчезает общественный фон. В романах «Весна» (1908) ‒ из жизни молодёжи, «Семья» (1910, рус. пер. 1966) ‒ о распаде семейных традиций, в автобиографическом романе «Новая жизнь» (1918) тематика сужается. В 30-х гг. он возвратился к социальной теме: исторический роман «Перед рассветом» (1929‒35) ‒ широкая картина общественной жизни в период революции Мэйдзи; неоконченный исторический роман «Ворота на Восток» (1943). Творчество С. способствовало становлению критического реализма в япон. литературе.

    Лит.: Японская поэзия, М., 1956; История современной японской литературы, М., 1961; Григорьева Т., Логунова В., Японская литература, М., 1964; [Гривнин В.], Симадзаки-Тосон. Биобиблиографический указатель, М., 1957.

    Н. Г. Иваненко.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    СИМАДЗАКИ Тосон (1872-1943) - японский писатель. роман о положении касты отверженных "эта" "Нарушенный завет" (1906) сыграл значительную роль в утверждении критического реализма в японской литературе. Социальные романы; исторический роман "Перед рассветом" (1929-35).

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Литературная энциклопедия

    Симадзаки Тосон

    СИМАДЗАКИ ТОСОН (Симадзаки Харуки, 1872—) — крупнейший из современных писателей Японии, признанный классик буржуазной литературы, создатель современного японского литературного языка. Первый сборник стихов «Вакана-сю» (Молодые плоды, 1897) рисует С.Т. как восторженного романтического поэта, находившегося под сильнейшим влиянием английских прерафаэлитов. Таков же и второй сборник «Хитока-бунэ» (Лепесток-ладья, 1898). Однако «Нацугуса» (Летняя трава, 1898), содержащий стихи, написанные под влиянием пребывания в деревне, уже знаменует начало перехода С.Т. к поэзии реальной природы и жизни. Этот переход закрепляется в последнем сб. «Ракубайсю» (Опавшие цветы сливы, 1900), где появляются уже темы крестьянской жизни, труда, конечно в идеалистической трактовке. Такая эволюция приводит С.Т. к прозе. Историческая заслуга поэта С.Т. в истории японской поэзии в том, что он (совместно с Дои Бансуй) окончательно утвердил в Японии форму так наз. «нового стиха» (синтайси), резко порвавшего с традициями феодальной поэзии и превратившегося в основной вид новой японской буржуазной поэзии. В 1904—1905 появился его первый большой роман «Хакай» (Нарушенный завет), сразу сделавший имя автора знаменитым. С.Т. поднимает в нем большую общественную проблему — проблему социального неравенства, выступая в нем в защиту японских париев (эта) в духе широко развивавшегося тогда среди либеральной буржуазии «движения сочувствия». Вслед за этим он издал два романа: «Хару» (Весна, 1907) и «Иэ» (Семья, 1909—1910) — большие полотна общественной жизни тех лет. «Хару» рисует то поколение мечтателей, энтузиастов юношей, мечущихся от бурного восторга к крайнему пессимизму, современником к-рого был сам автор. «Иэ» рисует судьбу большой помещичьей семьи, приводимой развертывающимся капитализмом к распаду и к необходимости искать новых путей. Историческая заслуга С.Т. этого этапа в том, что он окончательно укрепил в японской литературе жанр реалистического (в японской литературе именуемого «натуралистическим») общественно-проблемного романа в духе настроений передовых слоев буржуазной интеллигенции тех лет. В этих романах достигает своей законченности новый японский литературный язык. В 1913 С.Т. уехал во Францию, откуда возвратился только в 1916. В 1918—1919 вышел его новый роман «Синсэй» (Новая жизнь), отражающий новую фазу его творческого развития. Сюжет романа — любовь пожилого мужчины к молодой девушке — служит автору уже не для широких полотен общественной жизни, а для сложных психологических узоров. Из-за этого психологизма, обилия самопризнаний и самоанализа этот роман многие называют «Исповедью».

    После нескольких мелких вещей, из к-рых наиболее значительна повесть «Араси» (Буря, 1927), с 1929 по 1932 С. печатает новый роман «Иоакэ-маэ» (Пред рассветом) — грандиозную историческую эпопею, долженствующую охватить всю революционную эпоху 1853—1867 и показать крушение феодализма и рождение современной Японии. Судя по первому вышедшему тому, автор не подымается до понимания событий тех лет как революции, не может понять и половинчатости этой революции (так наз. революции Мейдзи, 1867), обеспечившей сохранение в Японии ряда феодальных элементов. Тем не менее автор дает ярчайшую картину той эпохи, и успех его романа огромен: с 1931 он уже выдержал 25 изданий. Задачи этого повидимому последнего произведения С.Т. — не только осознать тот путь, по к-рому пошла новая Япония, но и подвести итог своему собственному творчеству пути.

    С.Т. широко известен и как первоклассный детский писатель — сборник «Фурусато» (Родное селение) и др.Библиография:

    Нарушенный завет, Роман, перев. Н.И.Фельдман, М., 1931.

  5. Источник: Литературная энциклопедия



  6. Энциклопедический словарь

    Симадза́ки Тосон

    (1872—1943), японский писатель. Роман о положении касты отверженных «эта» «Нарушенный завет» (1906) сыграл значительную роль в утверждении критического реализма в японской литературе. Социальные романы; исторический роман «Перед рассветом» (1929—35).

    * * *

    СИМАДЗАКИ Тосон

    СИМАДЗА́КИ Тосон (1872—1943), японский писатель. Роман о положении касты отверженных «эта» «Нарушенный завет» (1906) сыграл значительную роль в утверждении критического реализма в японской литературе. Социальные романы; исторический роман «Перед рассветом» (1929—35).

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Вся Япония

    (1872–1943) - поэт, писатель. На раннем этапе своего творческого пути Симадзаки Тосон примыкал к поэтам романтической прозы; вместе с Китамура Тококу он приступил к издательству литературного журнала "Бунгаккай" (издается по сей день). На Тосона оказали влияние поэты Шелли, Вордсворт и Байрон. В дальнейшем имя Симадзаки Тосона связывают с развитием натурализма в Японии. Появление натурализма явилось одним из направлений дальнейшего развития еще только начавшего формироваться реализма. Характерная особенность японского натурализма - излишняя увлеченность авторов описанием своего личного жизненного опыта. В дальнейшем это привело к появлению жанра эгобеллетристики, или "романов о себе". В 1899 г. Тосон расстается со столицей и вместе с женой переезжает в глухую провинцию. В течение семи лет он работал преподавателем в одной из сельских школ на севере Японии. За эти годы он достаточно насмотрелся на монотонную и однообразную сельскую жизнь, ставшую впоследствии темой многих его произведений. Первое крупное произведение тех лет - "Нарушенный завет" (1904) - посвящено японцам, которые принадлежат к касте отверженных - "эта" (парии). Идея романа почерпнута из творчества Ф. М. Достоевского ("Преступление и наказание") - жизнь героя в состоянии сокрытия некой тайны, а потом ее разоблачение. В этом романе также подвергаются критике различные стороны японского общества - система образования, социальное неравенство по отношению к касте "эта", феодальные пережитки в области семейных отношений. Распад старого семейного уклада изображен в натуралистическом романе "Семья" (1910 - 1911). Когда Симадзаки Тосон создавал это произведение, у него умерла жена, что нашло отражение в сюжетной линии: этот роман весьма пессимистичен и по мере чтения производит тягостное впечатление. Другим значительным произведением натурализма стал роман Тосона "Новая жизнь" (1918 - 1919), явившийся результатом духовного обновления писателя.

  9. Источник: Вся Япония



  10. Энциклопедический словарь псевдонимов

    (наст. имя Харуки; 1872–1943) – япон. писатель. Выступил как поэт-романтик. Призывал к утверждению личности, воспевал свободную любовь, юность (сб-ки стихов «Молодая поросль», 1897, «Лодочка», 1898). Автор романов «Нарушенный завет» (1906), «Весна» (1908), автобиографич. романов «Новая жизнь» (1918), «Буря» (1922) и др.

  11. Источник: Энциклопедический словарь псевдонимов



  12. Большой Энциклопедический словарь

    СИМАДЗАКИ Тосон
    СИМАДЗАКИ Тосон (1872-1943) - японский писатель. роман о положении касты отверженных "эта" "Нарушенный завет" (1906) сыграл значительную роль в утверждении критического реализма в японской литературе. Социальные романы; исторический роман "Перед рассветом" (1929-35).

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  13. Источник: