Большая Советская энциклопедия

    Ахмад Махдум бин Носир [прозвище — Калла (голова)] (1827, Бухара, — 1897, там же), таджикский писатель и философ. Глава кружка таджикских просветителей 19 в. Родился в семье бедного имама. Учился в медресе. Был образованнейшим человеком в Бухарском эмирате. Участвовал в эмирских посольствах в Петербург (ноябрь 1857, октябрь 1869, январь 1874), ратовал за изучение русского языка и русской культуры. Разработал проект реформ в эмирате. Надежды на их осуществление Д. возлагал на просвещённого эмира, власть которого должна быть ограничена совещательным органом. Произведения Д. — «Краткая история мангытских эмиров благородной Бухары» (1860—65) и «Редчайшие происшествия» (1875—82) — важнейший источник по истории Бухары 19 в. Сочинения Д. оказали заметное влияние на развитие новой литературы народов Средней Азии, в том числе на творчество М. Хайрата и С. Айни.

    Соч.: Асархои мунтахаб, [Душанбе], 1959, в рус. пер. — Путешествие из Бухары и Петербург, [Душанбе], 1960.

    Лит.: Мирзоев А., Первая редакция «Наводир-ул-вакоеъ» и время ее составления. «Тр. АН Тадж. ССР», 1953, т. 17; Рачабов 3. Ш., Маорифпарвар Ахмади Дониш, [Душанбе], 1964.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Философская энциклопедия

    ДОНИШ

    Ахмад или Ахмад Калла (псевд. Ахмада Махдума; 1827–97) – среднеазиатский философ, ученый и поэт; по национальности таджик. Жил в Бухаре. На развитие мировоззрения Д. большое влияние оказало его троекратное пребывание в Петербурге (1856, дважды в 60–70-х гг.), где он познакомился с рус. и зап.-европ. наукой и культурой. Д. полагал, что отсталость феод. Бухары можно ликвидировать путем превращения эмирата в конституц. монархию. Эмир и др. феодалы отвергли предложенный Д. проект реформы, что повело к отказу Д. от иллюзий о возможности значительных преобразований "сверху". Критикуя жестокость и несправедливость эмира и его чиновников, Д. подошел к идее "всеобщего передела" имущества. Переход к справедливому обществ. строю, считал Д., вряд ли произойдет без борьбы, ибо сильные мира сего не откажутся добровольно от богатства. Не видя условий для осуществления своих идей и в то же время боясь революц. потрясений, Д. склонялся к пессимизму.

    Осн. филос. произведение Д. – "Редчайшие происшествия" ("Наводир-ул-вакоеъ", 70–80-е гг.). В нем Д., вопреки офиц. учению ислама, писал о познаваемости мира, критиковал фаталистич. идею предопределения, хотя в целом оставался идеалистом. Ряд черт роднит филос. идеи Д. с пантеистическим учением Бедиля.

    Соч.: Порчахо аз "Наводир-ул-вакоеъ", [Душанбе), 1957; Асархои мунтахаб, [Душанбе], 1959; Риссола ё мухтасаре аз таърихи салтанати хонадони мангития, [Душанбе], I960; в рус. пер.: [Стихи], в кн.: Антология таджикской поэзии, М., 1957, с. 527–29; Путешествие из Бухары в Петербург. Избранное, [Душанбе], I960.

    Лит.: Очерки по истории философской и общественно-политической мысли народов СССР, т. 2, М., 1956, с. 805–809; История философии, т. 2, М., 1957, с. 422–23; Брагинский И. С., Очерки из истории таджикской литературы, [Душанбе], 1956; Myминов И., Из истории развития общественно-философской мысли в Узбекистане конца XIX и нач. XX вв., Ташкент, 1957, с. 86–105; Раджабов З., Из истории общественно-политической мысли таджикского народа во второй половине XIX и в начале XX вв., [Душанбе], 1957, гл. 2; его же, Выдающийся просветитель таджикского народа Ахмад Дониш, [Душанбе], 1961; Айни С., Воспоминания, М.–Л., I960, ч. 3, с. 403–15; ч. 4, с. 771–98; его же, Намунаи адабиёти точик, М., 1926; Улугзода С., Ахмади Дониш, [Душанбе], 1946; Ходизода Р., Ахмади Дониш, [Душанбе], I960.

    С. Султанов. Ташкент.

  3. Источник: Философская энциклопедия