Большая Советская энциклопедия

    смычковый инструмент, бытующий у таджиков, узбеков, туркмен, каракалпаков и уйгуров. По конструкции аналогичен кеманче (См. Кеманча). Шаровидный корпус спереди затянут кожаной мембраной, круглая шейка скреплена с корпусом металлическим стержнем, выступающим в виде ножки, ею при игре инструмент опирают о пол или о ногу. Струн на старинных инструментах 3, на современных 4, строй квартовый, в последнее время чаще квинтовый. Звук глуховатый, бубнящего тембра. Применяется соло и в ансамблях с др. народными инструментами. В советское время созданы оркестровые разновидности Г. (альт, бас, контрабас).

    К. А. Вертков.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Словарь форм слова

    1. гиджа́к;
    2. гиджа́ки;
    3. гиджа́ка;
    4. гиджа́ков;
    5. гиджа́ку;
    6. гиджа́кам;
    7. гиджа́к;
    8. гиджа́ки;
    9. гиджа́ком;
    10. гиджа́ками;
    11. гиджа́ке;
    12. гиджа́ках.
  3. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  4. Большой энциклопедический словарь

    ГИДЖАК - струнный смычковый музыкальный инструмент (таджикский, узбекский, туркменский, уйгурский).

  5. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  6. Энциклопедический словарь

    гиджа́к

    струнный смычковый музыкальный инструмент (тадж., узб., туркм., уйгур.; каракалп. — гыржак), родственный ребабу.

    * * *

    ГИДЖАК

    ГИДЖА́К, струнный смычковый музыкальный инструмент (таджикский, узбекский, туркменский, уйгурский).

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Музыкальная энциклопедия

    струнный смычковый инструмент, бытующий у таджиков, узбеков, туркмен, каракалпаков (гыржак), уйгуров. По преданию, создан Ибн Синой и поэтом Хосровом. По конструкции аналогичен кеманче, распространённой в Азербайджане, Армении и Иране. Корпус Г. шаровидный, деревянный, склеенный из отд. сегментов или долблёный; иногда изготовляется из тыквы или кокосового ореха. Передняя открытая сторона корпуса затянута кожаной мембраной, выполняющей функции деки. Шейка круглая, более толстая вверху, скрепляется с корпусом металлич. стержнем, выступающим внизу в виде "ножки". В старинных Г. применялись 3 жильные или шёлковые струны, у современных Г. - 3, чаще 4 металлические. Строй квартовый, у современного Г. часто квинтовый. Звук скрипучий, глуховатый, характерного бубнящего тембра. В отличие от кеманчи, размеры инструмента (особенно корпуса) колеблются в пределах 700-900 мм.

    При игре Г. держат в вертикальном положении, опирая "ножкой" о пол или колено. Звук извлекают коротким смычком со свободно подвешенной прядью конских волос, натяжение к-рой регулируется пальцами (в наст. время чаще применяется скрипичный смычок). Смычком водят в одной плоскости, поворачивая к нему инструмент соответств. струной (способ, противоположный исполнению на инструментах скрипичного семейства). Играют на Г. гл. обр. в первой, отчасти во второй и третьей позициях, обычно dйtachй и legato. На Г. исполняют песни и танцы, инстр. пьесы и отд. части из макомов. Г. применяется соло и в ансамблях с др. нар. инструментами. В профессиональную и отчасти народную музыкальную практику всё более внедряются усовершенствованный Г. и его разновидности (альт, бас, контрабас), сконструированные А. И. Петросянцем и С. Е. Диденко в 40-е гг. Их отличает шейка с плоским грифом, что позволяет использовать и более высокие позиции, строго определённая мензура, соответств. мензуре инструментов скрипичного семейства. Г. и его разновидности составляют ведущую группу узб. нар. оркестра. В муз. уч. заведениях Узбекистана, Таджикистана, Туркмении и Каракалпакии существуют классы игры на Г.

    Литература: Беляев В., Музыкальные инструменты Узбекистана, М., 1933, гл. 3; Вызго Т., Петросянц А,, Узбекский оркестр народных инструментов, Таш., 1962, гл. 1.К. А. Вертков.

  9. Источник: Музыкальная энциклопедия



  10. Этнографический словарь

  11. Источник:



  12. Большой Энциклопедический словарь

  13. Источник: