«Лю Цзун-юань»

Лю Цзун-юань в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Лю Цзун-юань»

Источники

    Большая Советская энциклопедия

    (второе имя — Лю Цзы-хоу)

    (773, Хэдун, провинция Шань-си, — 819, Лючжоу, провинция Гуанси), китайский писатель и философ. За смелые суждения был удалён от двора. Отказался от господствовавшего в прозе так называемого «параллельного стиля», ратуя за возврат к естественности языка древних сочинений (см. Гу вэнь). Его аллегории проникнуты верой в способности простых людей-умельцев, которых он ставил в пример правящей знати. Вслед за китайскими философами древности считал, что правитель должен быть слугой народа. Стихийно-материалистические взгляды Л. Ц.-ю. на природу и общество изложены им в «Ответах на „Вопросы к небу”», развенчание веры в небесные знамения — в «Суждении о небе», «Суждении о жертвах духам» и других сочинениях. Стилистически отточенные пейзажные зарисовки Л. Ц.-ю. одухотворены гуманистической мыслью — сделать жизнь человека такой же гармоничной и прекрасной, как природа.

    Соч.: Лю Хэдун цзи, Пекин, 1958; в русском переводе, в книге: Китайская классическая проза, 2 изд., М., 1959.

    Лит.: Гу И-шэн, Лю Цзун-юань, Шанхай, 1963.

    В. С. Манухин.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Философская энциклопедия

    ЛЮ ЦЗУН-ЮА́НЬ

    (Л ю Ц з ы - х о у) (773–819) – кит. философ-атеист и обществ. деятель. Участник движения за гос. реформы (805). История развития общества, по Л. Ц.-ю., есть процесс естеств. развития. В этом процессе "воля народа" решает все, и нет места никакой небесной воле, "награждающей и карающей по заслугам". "Волю народа" он противопоставлял "воле неба", проповедовавшейся верхушкой феод. общества для теоретич. оправдания своего господства. Он заявлял, что небо непознаваемо, поэтому нельзя судить о его предписаниях. Л. Ц.-ю. критически относился к конфуцианству. Историч. развитие – есть "процесс непрерывного движения вперед от первозданного хаоса к постепенному упорядочению". По Л. Ц.-ю., все учения, проповедующие мифы о получении государями "мандата неба" и о счастливых предзнаменованиях, есть "шаманская лжеистория". Согласно Л. Ц.-ю., развитие обществ. жизни, возвышение и падение царств зависят от "воли народа", поэтому цари получают мандат на царствование не от неба, а от людей.

    Т.н. "воля народа" Л. Ц.-ю. фактически была отражением интересов средних и мелких помещиков, крестьянства и мелких производителей, требовавших в те времена политич. реформ. По его словам, помещичья аристократия и придворные временщики – противоречат "воле народа", они заслуживают всяческого поношения, истребления и ненависти.

    Осн. соч. Л. Ц.-ю. – "Ответ Юань Жаочжоу о принципах гос. управления" ("Да Юань Жаочжоу лунь чжэн ли шу"), "Трактат об уделах" ("Фынцзянь лунь") и "Юнчжоуские железные печи" ("Юнчжоу телу бу чжи"). После его смерти Лю Юй-си составил сборник соч. Л. Ц.-ю. "Собрание Лю из Хэдуна" ("Лю Хэдун цзи") и "Собрание Лю Лючжоуского" ("Лю Лючжоу цзи").

    Лит.: Люй Чжэнь-юй, Чжунго чжэнчжи сысян ши (История политич. мысли в Китае), Пекин, 1956.

  3. Источник: Философская энциклопедия