Словарь Брокгауза и Ефрона

    (1861—1900) — живописец, один из замечательных русских пейзажистов. Получил образование в московском училище живописи, ваяния и зодчества и, будучи всего 18 лет от роду, начал выставлять свои картины, вскоре обратившие на себя общее внимание. Был преподавателем в упомянутом московском училище. Необыкновенно восприимчивый к впечатлениям природы, он в своих картинах и акварельных рисунках, как редко кто-либо другой, передавал поэтическое настроение, возбуждаемое видом ее разнообразных явлений, не пускаясь в отделку подробностей, но верно и смело схватывая в ней то, чем обусловливается такое настроение. Важнейшие его произведения: "Осенний день в Сокольниках", "У омута", "После дождя", "Мельница осенью", "Владимирка", "Над вечным покоем", "Туман", "На Волге", "Остатки былого", "Первая зелень" (все десять в Третьяковской гал. в Москве), "Ранняя весна", "Озеро", "Ручей", "На берегу моря", "Сумерки", "Этюд с натуры" (все шесть в русск. муз. имп. Александра III, в СПб.), "Тихая обитель".

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    Левитан Исаак Ильич [18(30).8.1860, Кибартай, ныне Вилкавишкского района Литовской ССР, 22.7(4.8).1900, Москва], русский живописец-пейзажист. Сын мелкого ж.-д. служащего. С начала 1870-х гг. жил в Москве. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ; 187385) у А. К. Саврасова и В. Д. Поленова. С 1884 экспонент, с 1891 член Товарищества передвижников. С 1897 член художественного объединения «Мюнхенский Сецессион». Участник выставок журнала «Мир искусства» (18981900). С 1898 преподаватель МУЖВЗ (ученики П. И. Петровичев, Н. Н. Сапунов и др.). Работал в Крыму (1886, 1899), на Волге (188790), в Финляндии (1896), в Италии, Франции, Швейцарии (1890, 1894, 1897, 1898). Восприняв у Саврасова метод тщательного изучения натуры и поэтизации обыденного, приближаясь к пленэрной живописи на основе опытов Поленова и мастеров барбизонской школы, Л. в начале 1880-х гг. постепенно переходит от детализации и жанрово-повествовательной трактовки мотива, скупого, порою сумрачного колорита ранних работ к более широкой манере, к раскрытию тончайших состояний природы и атмосферы, к цельности эмоционального образа («Осенний день. Сокольники», 1879), а в сериях этюдов этих лет к тональному, тонко нюансированному колориту («Мостик. Саввинская слобода», 1884, этюд). Обогатив свою палитру работой в Крыму, Л. открывает для себя величие волжских пространств, изображение которых становится одной из его главных тем («Вечер на Волге», 1888). В произведениях конца 1880-х гг. Л. добивается ясности, выверенности композиции, чёткости пространственных планов, неразрывно связанных уравновешенным цветовым строем («Вечер. Золотой Плёс», «После дождя. Плёс»; оба 1889). В его творчестве рождается т. н. пейзаж настроения, в котором состояние природы осмысляется как выражение движений человеческой души. Природа предстаёт у Л. поэтически преображенной, одухотворённой незримым присутствием человека; её образ внушается зрителю вместе с гаммой общепонятных ассоциаций и переживаний тревожных или интимно-лирических. В дальнейшем передача конкретных ландшафтов постепенно сменяется воплощением самого характера русской природы, типичные её черт. Овеянные традиционными народными представлениями, эти произведения во многом отражают понятные современникам мысли, чувства и настроения; своим интонационным строем они особенно близки лирической прозе А. П. Чехова («Вечерний звон», «У омута»; оба 1892). Картиной «Владимирка» (1892), где впервые возникает ставшая затем одной из центральных для Л. тема дороги, её влекущей вдаль силы, художник заявил также о своей общественной позиции, изобразив тракт, по которому шли сосланные в Сибирь на каторгу. Светонасыщенность, прозрачность чистых цветов, внутренняя динамика живописи ряда работ 188090-х гг. («Берёзовая роща», 188589; «Март») в известной мере созвучны стилистике импрессионизма. В больших композициях Л. эти качества служат средством достижения мажорной звонкости цвета, сочетающейся с устойчивой определённостью форм («Свежий ветер. Волга», 1891 95; «Золотая осень», 1895). Творчество Л. 1890-х гг., связанное с общими стилистическими исканиями русского искусства этого времени, отмечено также тяготением к большей обобщенности письма, к плоскостно-декоративному, остросилуэтному разрешению композиции, к некоторой драматизации пейзажного мотива («Над вечным покоем», 1894; «Сумерки. Стога», 1899; «Летний вечер», 1900; как и все названные произведения в Третьяковской галерее). Стремлением к синтезу образных и живописных поисков последних лет явилась незаконченная картина «Озеро. Русь» (1900, Русский музей, Ленинград) монументально-эпический символ родной страны. Искусство Л. составило эпоху в развитии русской пейзажной живописи, оказав значительное влияние на следующее поколение художников-пейзажистов.

    Лит.: И. И. Левитан. Письма. Документы. Воспоминания, М., 1956; Исаак Ильич Левитан. Каталог выставки..., М., 1960; Федоров-Давыдов А. А., Исаак Ильич Левитан. Жизнь и творчество, т. 12, М., 1966.

    В. А. Калмыков.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Большой энциклопедический словарь

    ЛЕВИТАН Исаак Ильич (1860-1900) - российский живописец-передвижник. Создатель "пейзажа настроения", которому присущи богатство поэтических ассоциаций, мажорность ("Март", 1895; "Озеро. Русь", 1900) или скорбная одухотворенность образа ("Над вечным покоем", 1893-94), обретающая в картине "Владимирка" (1892) социально-критическую окраску. Раскрытие тончайших состояний природы, пленэрная, тонко нюансированная живопись.

  5. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  6. Энциклопедический словарь

    Левита́н Исаак Ильич

    (1860—1900), российский живописец-передвижник. Создатель «пейзажа настроения», которому присущи богатство поэтических ассоциаций, мажорность («Март», 1895; «Озеро. Русь», 1900) или скорбная одухотворённость образа («Над вечным покоем», 1894). Раскрытие тончайших состояний природы, пленэрная, тонко нюансированная живопись.

    * * *

    ЛЕВИТАН Исаак Ильич

    ЛЕВИТА́Н Исаак Ильич (1860—1900), русский живописец-передвижник. Создатель «пейзажа настроения», которому присущи богатство поэтических ассоциаций, мажорность («Март», 1895; «Озеро. Русь», 1900) или скорбная одухотворенность образа («Над вечным покоем», 1893—94), обретающая в картине «Владимирка» (1892) социально-критическую окраску. Раскрытие тончайших состояний природы, пленэрная(см. ПЛЕНЭР), тонко нюансированная живопись.

    * * *

    ЛЕВИТА́Н Исаак Ильич [18 (30) августа 1860, Кибарты, ныне Кибартай (Литва) — 22 июля (4 августа) 1900, Москва], русский художник. Крупнейший мастер русского пейзажа конца 19 в., заложивший в этом жанре принципы символизма(см. СИМВОЛИЗМ) и модерна(см. МОДЕРН).

    Сын железнодорожного служащего. В нач. 1870-х гг. семья Левитана переехала в Москву. В 1873—85 будущий мастер учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где наибольшее влияние на него оказали В. Д. Поленов(см. ПОЛЕНОВ Василий Дмитриевич) и А. К. Саврасов(см. САВРАСОВ Алексей Кондратьевич). В очерке Левитана «По поводу смерти А. К. Саврасова» (1897) сформулировано его собственное творческое кредо, то есть отказ от отношения к пейзажу «как к красивому сочетанию линий и предметов» — с целью изображать «уже не исключительно красивые места», но «те интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу».

    Пейзаж настроения»

    Жил преимущественно в Москве. Работал также в Останкине (1880—83), в различных местах Московской и Тверской губерний; в Крыму (1886, 1899), на Волге (1887—90), в Италии, Франции, Швейцарии и Финляндии (1890-е гг.). Художник преодолел условности классицистско-романтического пейзажа, отчасти сохранившиеся и у передвижников. Левитановский «пейзаж настроения», при всей его удивительной натурной достоверности (мастер обычно бережно сохранял исходный мотив, лишь внося в него отдельные коррективы), обрел беспрецедентную психологическую насыщенность, выражая жизнь человеческой души, что вглядывается в природу как средоточие неизъяснимых тайн бытия, которые здесь видны, но невыразимы словами. Важную роль в творчестве художника играют музыкальные, поэтические, философские ассоциации (любимым его учением был пессимизм А. Шопенгауэра(см. ШОПЕНГАУЭР Артур)), а также его собственная личность — чувственная, влюбчивая, в то же время склонная к приступам черной меланхолии, остро переживающая и собственное нездоровье (он страдал врожденным пороком сердца), и весь драматизм положения евреев в царской России. Поэтому, восприняв новации импрессионизма(см. ИМПРЕССИОНИЗМ), он никогда не отдавался чистой, радостной игре света и цвета, пребывая в кругу своих образов, овеянных мировой тоской.

    Россия Левитана

    Уже ранние работы художника порой напоминают маленькие лирические новеллы с открытым концом («Осенний день. Сокольники», 1879). Полного расцвета искусство Левитана как мастера пейзажа-картины, умеющего превратить простой мотив в архетипический образ России, достигает в «Березовой роще» (1885—89). Та же сила ненавязчивого обобщения возвышает произведения «волжского периода» («Вечер на Волге», 1888; «Вечер. Золотой Плес», 1889; «После дождя. Плес», 1889; а также тематически примыкающая к ним картина «Свежий ветер. Волга», 1891—95; все — Третьяковская галерея). Поэтические реминисценции ненавязчиво, без всякой литературщины, придают многим образам — напр., картине «У омута» (1892, там же), написанной в основном в имении Берново (ныне Тверская область), связанном с поэмой А. С. Пушкина «Русалка», — особую одухотворенность. Левитан создает классические, непревзойденные образцы «церковного пейзажа», где здания храмов вносят в природу умиротворение («Вечерний звон», 1892, Третьяковская галерея) или, напротив, тревогу, напоминая о бренности всего земного («Над вечным покоем», 1893—94, там же). Гражданская скорбь сочетается с религиозной в картине «Владимирка» (1892, там же), где на дороге, по которой гнали арестантов в Сибирь, видна лишь (в характерной для мастера манере сводить реальное человеческое присутствие к минимуму, либо вообще к нулю) одинокая фигурка странника близ придорожной иконки.

    Жизнеутверждающее обаяние красок в полотнах «Март» (1895, там же) или «Весна — большая вода» (1897, там же) достигает апогея в предельно яркой и звучной картине «Золотая осень» (1895, там же). В последние годы жизни мастер отбирает все более простые мотивы, придавая им — лишь с помощью колорита, без всяких фантазий — подобие будничного чуда. Теперь его особенно влекут мотивы вечера («Летний вечер», 1900, там же), сумерек, лунной ночи. Варьируя тему «стогов сена в лунную ночь», пишет маленькое надкаминное панно с этим сюжетом для дома А. П. Чехова в Ялте (1900). Последняя, неоконченная картина Левитана («Озеро. Русь», 1900, Русский музей) является — наперекор смертельной болезни — едва ли не самым мажорным произведением художника. Оставил также виртуозные образцы акварельной и пастельной живописи.

    Левитан и Чехов

    Многолетняя (с 1885) дружба Левитана с Чеховым породила целый ряд знаменательных параллелей в их творчестве. Отдельные черты личности живописца проступают в чеховской «Попрыгунье» (где отражен роман Левитана с художницей С. П. Кувшинниковой), «Чайке» (где поступок Треплева, застрелившего чайку, воспроизводит аналогичный каприз Левитана-охотника). Художник пишет другу о его пьесе «Чайка» (в 1899): «От нее веет той грустью, которой веет от жизни, когда всматриваешься в нее», — и в этих словах выражается их общее лирико-мистическое чувство природы.

    Руководя с 1898 пейзажным классом Московского училища живописи, ваяния и зодчества, проявил себя и как замечательный педагог. В Плесе открыт Дом-музей Левитана.

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Москва (энциклопедия)

  9. Источник:



  10. Большой Энциклопедический словарь

  11. Источник: