Большая Советская энциклопедия

    Акимов Николай Павлович [3(16).4.1901, Харьков, ‒ 6.9.1968, Москва], режиссёр и художник, народный артист СССР (1960), профессор (1960). Учился в Художественной мастерской под руководством М. В. Добужинского, А. Е. Яковлева, В. И. Шухаева. Как театральный художник начал работать с 1922. С 1929 работал и как режиссёр: первая самостоятельная постановка ‒ «Гамлет» Шекспира (1932, Театр им. Вахтангова). С 1935 (с перерывом) художественный руководитель Ленинградского театра Комедии. Тонкая, изящная ирония, острота характеристик, поиски новых выразительных средств отличают лучшие спектакли, поставленные и оформленные А.

    Как художник оформил спектакли: «Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова (1927), «Страх» Афиногенова (1931) ‒ в Ленинградском академическом театре драмы; «Разлом» Лавренева (1927), «Коварство и любовь» Шиллера (1930) ‒ в Театре им. Вахтангова; «Любовь Яровая» Тренева (1936), «Школа злословия» Шеридана (1940), «Офицер флота» Крона (1945) ‒ во МХАТе. Режиссёр и художник спектаклей Ленинградского театра Комедии: «Собака на сене» Лопе де Вега (1936), «Двенадцатая ночь» Шекспира (1938, 1964), «Валенсианская вдова» Лопе де Вега (1939), «Тень» (1940), «Обыкновенное чудо» (1956), «Дракон» (1962) Шварца; «Дон Жуан» Байрона (1963); в Ленинградском театре им. Ленсовета: «Тени» Салтыкова-Щедрина (1953), «Дело» Сухово-Кобылина .(1955).

    А. принадлежат станковые живописные и графические работы, театральные афиши, книжные иллюстрации. Награжден 3 орденами.

    Соч.: О театре, Л. ‒ М., 1962 (2 изд. под назв.: Не только о театре, М., 1966).

    Лит.: Бартошевич А., Н. Акимов ‒ художник, Л., 1947; Эткинд М., Акимов ‒ художник, Л., 1960; Сыркина Ф., Театральный плакат Н. Акимова, М., 1963.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    Аки́мов Николай Павлович (1901—1968), режиссёр и художник, народный артист СССР (1960). В 1935—49 и с 1955 главный режиссер Ленинградского театра комедии (с 1992 Санкт-Петербургский театр комедии имени Акимова). Ставил дерзкие, ироничные и элегантные спектакли: «Тень» (1940, 1960) и «Дракон» (1944, 1962) Е. Л. Шварца, «Дело» (1955) А. В. Сухово-Кобылина, «Дон Жуан» Дж. Байрона (1963). В его художественном наследии—эскизы декораций и костюмов, портреты деятелей театра (Шварц, Д. Д. Шостакович, Г. А. Товстоногов и др.), книжная графика и др. Автор книг «О театре» (1962) и «Не только о театре» (1966). Профессор Ленинградского театрального института (с 1960).

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедический словарь

    Аки́мов Николай Павлович

    (1901—1968), режиссёр и художник, народный артист СССР (1960). В 1935—1949 и с 1955 главный режиссер Ленинградского театра комедии (с 1992 Санкт-Петербургский театр комедии имени Акимова). Ставил дерзкие, ироничные и элегантные спектакли: «Тень» (1940, 1960) и «Дракон» (1944, 1962) Е. Л. Шварца, «Дело» А. В. Сухово-Кобылина (1955). Профессор Ленинградского театрального института (с 1960).

    * * *

    АКИМОВ Николай Павлович

    АКИ́МОВ Николай Павлович [3 (16) апреля 1901, Харьков — 6 сентября 1968, Ленинград, ныне Санкт-Петербург], российский театральный режиссер, художник, писатель, педагог, создатель ленинградского Театра Комедии. Народный артист СССР (1960).

    Из семьи железнодорожного служащего. В 1915—19 учился живописи в Петрограде в мастерской художников «Мира искусств» — М. В. Добужинского(см. ДОБУЖИНСКИЙ Мстислав Валерианович), А. Е. Яковлева(см. ЯКОВЛЕВ Александр Евгеньевич), В. И. Шухаева(см. ШУХАЕВ Василий Иванович). В театр пришел как художник, но сразу обнаружил интерес к режиссуре. В 1920-х годах оформил много спектаклей разных жанров в театрах Москвы и Петрограда. Режиссерский дебют Акимова — «Гамлет» Шекспира — имел скандальный успех: критика дружно отвергла его концепцию (Акимов увидел в Гамлете жизнелюбивого представителя эпохи Ренессанса, полностью лишенного сомнений и меланхолии и полного решимости вернуть узурпированный престол), но единогласно отметила его блестящую зрелищность. В образном стиле Акимова-сценографа соединились любовь к классикам: Гольбейну(см. ГОЛЬБЕЙН Ханс Младший), Дюреру(см. ДЮРЕР Альбрехт), Брейгелю(см. БРЕЙГЕЛЬ Питер Старший), также острый интерес к техническим новациям сцены.

    Склонность к комедийному жанру побудила Акимова создать в Ленинграде Театр Комедии (1935), ставший вскоре одним из лучших в стране. Яростный противник бытового натуралистического театра, Акимов в «Собаке на сене» (1936) и «Валенсианской вдове» (1939) Лопе де Вега, «Школе злословия» Шеридана (1937), «Двенадцатой ночи» Шекспира (1938) по-своему развивал идеи Вахтангова(см. ВАХТАНГОВ Евгений Багратионович) о «спектакле-празднике». Парадоксально-иронический склад мышления привел его к счастливому союзу с Е. Л. Шварцем(см. ШВАРЦ Евгений Львович) (пьесы-сказки для взрослых «Тень», 1944 и 1960; «Обыкновенное чудо», 1956; «Дракон», 1944 и 1962, обе постановки были запрещены). Акимова сближало со Шварцем общее отвращение к пафосу и громким словам. Ирония и иносказание давали им возможность говорить правду. В 1949 Акимов был отлучен от своего театра на несколько лет, однако и эти годы отмечены творческим взлетом — постановкой в театре Ленсовета остросатирических «Теней» М. Е. Салтыкова-Щедрина (1951) и «Дела» А. В. Сухово-Кобылина (1954). С горьким сарказмом воспроизводя бездушную механику бюрократизма, Акимов сознательно избегает карикатурности, в его спектаклях зло творят не монстры, а приличные с виду люди на фоне прекрасных петербургских интерьеров. В 1956 Акимов вновь возглавил Театр Комедии. Среди лучших постановок — «Пестрые рассказы» по Чехову (1960), «Дон Жуан» по Байрону, «Милый лжец» Дж. Килти (1961, шла под названием «Милый обманщик»), где актрису Патрик Кемпбелл блистательно играла Е. В. Юнгер, жена и сподвижница Акимова.

    Акимов был также самобытным мастером изобразительного искусства. В этой области воздействие немецких экспрессионистов сочеталось у него с холодным, отстраненным гротеском, свойственным неоклассике. Художественное наследие его обширно: эскизы декораций и костюмов, галерея портретов знаменитых деятелей культуры (Е. Л. Шварц, Шостакович(см. ШОСТАКОВИЧ Дмитрий Дмитриевич), Товстоногов(см. ТОВСТОНОГОВ Георгий Александрович) и др.) хранятся в театральных музеях Москвы и Санкт-Петербурга. Выдвинулся в число лучших русских художников 1920-х годов (драматические «спектральные» иллюстрации к собранию сочинений А. де Ренье(см. РЕНЬЕ Анри Франсуа Жозеф де), 1923—27). С ужесточением цензуры гротескная энергия его таланта все чаще уходила в сугубо неофициальную сферу (например, политические карикатуры 1950-х годов, которые он показывал только ближайшим друзьям); эта энергия, впрочем, ощущалась в его театральных афишах (например, афиша к сухово-кобылинскому «Делу» (1955) воспринималась как плакатно-дерзкий, пугающий символ бюрократического абсурда). Выступал как художник кино (эскизы декораций к фильмам «Кащей Бессмертный», 1945; «Золушка», 1947). Его статьи об искусстве написаны живым афористичным языком. Преподавал с 1955 в Ленинградском театральном институте (с 1960 — профессор). С 1989 Театр Комедии носит его имя.

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Большой Энциклопедический словарь

    Акимов Николай Павлович

    Аки́мов Николай Павлович (1901—1968), режиссёр и художник, народный артист СССР (1960). В 1935—49 и с 1955 главный режиссер Ленинградского театра комедии (с 1992 Санкт-Петербургский театр комедии имени Акимова). Ставил дерзкие, ироничные и элегантные спектакли: «Тень» (1940, 1960) и «Дракон» (1944, 1962) Е. Л. Шварца, «Дело» (1955) А. В. Сухово-Кобылина, «Дон Жуан» Дж. Байрона (1963). В его художественном наследии—эскизы декораций и костюмов, портреты деятелей театра (Шварц, Д. Д. Шостакович, Г. А. Товстоногов и др.), книжная графика и др. Автор книг «О театре» (1962) и «Не только о театре» (1966). Профессор Ленинградского театрального института (с 1960).


    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  7. Источник: