(англ. dock)
1) сооружение, служащее для извлечения судов из воды, осмотра и ремонта их подводной части (докования) либо для постройки судов. Д. оборудуют механизмами и устройствами для ввода и установки судов над опорами (Кильблоками, клетками и др.), насосами для перекачки воды, передвижными кранами, средствами для подачи электроэнергии, пара, сжатого воздуха, кислорода и др., для ремонтных или строительных работ. Различают Д. сухие, наливные и плавучие. Сухой Д. (рис. 1) сооружается на защищённой от волнения акватории (См. Акватория) и представляет собой отделяемую от неё с торца затвором водонепроницаемую камеру. Стены и днище сухих Д. обычно бетонные или железобетонные, реже — из металла и камня. При постановке в сухой Д. судно вводят в камеру и устанавливают над опорами, закрывают затвор, осушают камеру и судно садится на опоры. Вывод судна из Д. производится в обратной последовательности. Ширина сухого Д. может достигать 70 м, длина — 500 м.
Наливной Д. (рис. 2) отличается от сухого тем, что суда устанавливаются на площадках, расположенных выше уровня воды. При постановке в наливной Д. судно вводится в канал, находящийся между площадками; после закрытия затвора в камеру Д. наливается вода, судно устанавливается над опорами и при спуске воды садится на них. Устройство второго затвора в береговой торцевой стенке и рельсовых путей для перемещения судов на тележках с заводской площадки и обратно превращает наливной Д. в Д.-камеру, используемую для спуска судов на воду и подъёма их из воды. Наливные Д. и Д.-камеры рассчитываются на суда средней величины.
Плавучий Д. (рис. 3) состоит из плоского прямоугольного понтона, на палубе которого (стапель-палубе) установлены опоры для судов, и двух (иногда одной) продольных башен. При заполнении водой отсеков понтона и нижней части башен Д. притапливается и в него вводится судно. При откачке воды из отсеков Д. всплывает вместе с судном, севшим на опоры. Плавучие Д. обычно строят из стали, реже — из железобетона и дерева. Длина крупных плавучих Д. 250—300 м, ширина по стапель-палубе — свыше 45 м, подъёмная сила достигает 100 тыс. т. Разновидность плавучих Д. — транспортные Д., служащие для перевозки судов. К плавучим Д. относится и комплекс Д.-матки с несколькими Д.-понтонами. Д.-понтон погружается и всплывает совместно с Д.-маткой, а при повторном погружении Д.-матки остаётся на плаву вместе со стоящим на его опорах судном.
2) Искусственный портовый бассейн с затвором, служащий для стоянки судов под погрузкой-разгрузкой и прочего в районах больших приливно-отливных колебаний уровня моря.
Лит.: Вахарловский Г. А., Кучерявенко П. Ф., Бузик В. Ф., Современные доковые сооружения для крупных и средних судов, Л., 1968; Металлические плавучие доки, Л., 1964.
Г. Н. Финкель.
Рис. 2. Схема поперечного сечения наливного дока: 1 — канал; 2 — площадка; 3 — опоры для судов; 4 — судно (римские цифры — последовательные позиции судна при постановке в док).
Рис. 3. Плавучий док.
Рис. 1. Постройка судна в сухом доке.
муж. устройство в порте, род водоема, в который вводятся суда для чинки, причем док запирается и вода из него выкачивается. Доковый, к доку относящийся, принадлежащий.
ДОК, -а, муж. Сооружение для ремонта и постройки судов. Сухой д. (отделённый от водоёма затвором). Плавучий д. (на понтонах).
| прил. доковый, -ая, -ое.
-а, м.
Портовое сооружение для ремонта судов.
Плавучий док.
□
Доведя его [пароход] на буксире до Синопа, где можно было ему чиниться (здесь были доки), его товарищи ушли в Босфор. Сергеев-Ценский, Синопский бой.
[англ. dock]
ДОК, дока, муж. (англ. dock). Портовое сооружение, в которое вводятся суда для ремонта. Плавучий док. Сухой док.
I
м.1.
Портовое сооружение для осмотра, ремонта и постройки судов.
2.
Искусственный портовый бассейн для стоянки судов в районах больших приливов.
II
м.Доктор, врач (в речи моряков).
ДОК (нидерл. dok - англ. dock), 1) сооружение для извлечения судов из воды (с целью ремонта их подводной части) или для их постройки. Сухой док - камера (обычно бетонная или железобетонная), отделенная от водоема затвором (после ввода судна затвор закрывается, камера осушается и судно садится на опоры). Плавучий док - прямоугольный понтон с опорами (для ввода судна притапливается).
2) Портовый бассейн (камера) с затвором для стоянки судов под погрузкой-разгрузкой в местах больших приливно-отливных колебаний уровня воды.
ДОК (голландское dok, английское dock), 1) сооружение для ремонта подводной части судов или для их постройки. 2) Портовый бассейн с гидротехническим затвором для стоянки судов под погрузкой-разгрузкой в местах больших приливно-отливных колебаний уровня моря.
начиная с Петра I (1702 г.); см. Смирнов 109. Из голл. dok или англ. dock (первонач. "водосток, желоб") от ит. doccia, ср. лат. *ductiō; см. Христиани 38; Клюге-Гётце 108.
муж. dock ставить судно в док ≈ to dock a ship стоять в доке (о судне) ≈ lie up входить в док ≈ dock ремонтный док ≈ (сухой или плавучий) graving-dockм. dock;
вводить корабль в ~ dock а ship;
стоять в ~е be* docked.
dock
m.dock
м
Dock n, pl -s
плавучий док — Schwimmdock n
сухой док — Trockendock n
док м Dock n 1, pl -s плавучий док Schwimmdock n сухой док Trockendock n
м.
dock m
сухой док — bassin m(или dock) de radoub
плавучий док — dock flottant
стоять в доке — être placé dans un dock
м.
dock m, dique m, dársena f
сухо́й док — dársena seca
мо́крый док — dársena f
плаву́чий док — dock flotante
м.
bacino (di carenaggio)
ДОК, в судостроении - верфь, пирс с частью водного пространства вдоль него или искусственно созданный бассейн, в котором размещают суда для ремонта. В мокром доке имеются затворы, не пропускающие воду, благодаря чему корабль, находящийся внутри него, не опускается и не поднимается вместе с отливом и приливом. Сухой док представляет собой отгороженное пространство, из которого можно полностью откачать воду. Это позволяет производить ремонтные работы на корпусе судна ниже ватерлинии. Существуют плавучие доки, позволяющие ремонтировать суда прямо в море, а также поднимать их из воды.
см. Допустимое остаточное количество.
码头
ДОК
1.ДОК, -а; м. [англ. dock] Портовое сооружение для ремонта и постройки судов. Плавучий док (на понтонах). Сухой док (отделённый от водоёма затвором).
◁ До́ковый, -ая, -ое. Д. ремонт. Д-ые сооружения.
2.ДОК, -а; м. Разг. В речи моряков: доктор, врач.
* * *
док(голл. dok, англ. dock), 1) сооружение для извлечения судов из воды — с целью ремонта их подводной части — или для их постройки. Сухой док — камера (обычно бетонная или железобетонная), отделённая от водоёма затвором (после ввода судна затвор закрывается, камера осушается и судно садится на опоры). Плавучий док — прямоугольный понтон с опорами (для ввода судна притапливается). 2) Портовый бассейн (камера) с затвором для стоянки судов под погрузкой-разгрузкой в местах больших приливно-отливных колебаний уровня воды.
* * *
ДОКДОК (нидерл. dok, англ. dock),
1) сооружение для извлечения судов из воды (с целью ремонта их подводной части) или для их постройки. Сухой док — камера (обычно бетонная или железобетонная), отделенная от водоема затвором (после ввода судна затвор закрывается, камера осушается и судно садится на опоры). Плавучий док — прямоугольный понтон с опорами (для ввода судна притапливается).
2) Портовый бассейн (камера) с затвором для стоянки судов под погрузкой-разгрузкой в местах больших приливно-отливных колебаний уровня воды.
(1Мак.16:15) - небольшая крепость около Иерихона, где был убит первосвященник Симон. По свидетельству Флавия, крепость эта называлась Дагон. Следы ее находят теперь в 6 верстах на с.-з. от Иерихона, близ источника Айн-Дук. Быть может, эти развалины принадлежат библ. Доку, или, вероятнее, средневековым рыцарям храма.
(голл. dok, англ. dock) - 1) сооружение для извлечения судов из воды, осмотра и ремонта их подводной части (докование) либо для постройки судов. Различают Д. сухие, наливные и плавучие. Сухой Д. представляет собой водонепроницаемую камеру, закрываемую в головной части (со стороны акватории) шлюзом с затвором. Камера наливного Д. имеет канал для ввода судов и площадки с опорами для их установки, расположенные выше обычного уровня воды. Плавучий Д. состоит из плоского прямоугольного понтона, на палубе к-рого размещены опоры для судов, и одной-двух продольных башен. При постановке в сухой Д. судно вводят в камеру, закрывают затвор, осушают камеру, и судно садится на опоры. В наливном Д. судно также садится на опоры при откачке из Д. воды; плавучий Д. при установке судна притопляется. Д. оборудуют механизмами и устройствами для ввода и установки судов на опоры, насосами для перекачки воды, передвижными кранами, устройствами для подачи электрич. энергии, пара, воды, сжатого воздуха и т. п. при ремонтных или строит. работах. См. рис.
2) искусств. портовый бассейн с затвором для стоянки судов под погрузкой-разгрузкой в местах больших приливно-отливных колебаний уровня моря.
3) Комплекс сооружений (платформы, стеллажи, стремянки и др.) для технич. обслуживания и ремонта ЛА. Различают Д. стационарные, размещаемые в ангарах, и подвижные, используемые на открытых стоянках ЛА.
Плавучий док
Постройка судна в сухом доке
ДОК — (1) портовое сооружение для осмотра, ремонта, окраски, а иногда для постройки судов; в зависимости от устройства Д. бывают: плавучие (сооружение на понтонах) и сухие (в виде искусственного бетонированного бассейна); (2) портовый бассейн для стоянки судов в период отлива; имеет плавучий затвор, сооружается в местах больших приливно-отливных колебаний уровня моря; (3) Д. самолётный — комплекс сооружений для сборки, технического обслуживания и ремонта самолётов. Различают Д. стационарные (обычно в ангарах (см.)) и подвижные (на месте стоянки самолёта).
dock
* * *
док м.dock
осуша́ть док — pump a dock dry, pump out a dock
прита́пливать док — submerge a dock
ста́вить (су́дно) в док — place (a vessel) in a dock
наливно́й док — flooding dock
плаву́чий док — floating dock
сухо́й док — dry dock
тра́нспортный док — transport dock
сокр. от деревообрабатывающий комбинат
complesso per la lavorazione del legno
м.
bacino m
- мокрый док
- наливной док- плавучий док
- портовый док
- ремонтный док
- самоходный док
- судостроительный док
- сухой док
техн.
док, -ку
- плавучий док
техн.
док, -ку
- плавучий док
техн. док