Большая Советская энциклопедия

    Райзман Юлий Яковлевич [р. 2(15).12.1903, Москва], советский кинорежиссёр, народный артист СССР (1964) и Латвийской ССР (1949), Герой Социалистического Труда (1973). Учился на литературно-художественном факультете Московского университета. Был ассистентом Я. А. Протазанова. Первые режиссёрские работы «Круг» (1927), «Каторга» (1928). Современная тема является главной в творчестве режиссёра. Он ставит фильм «Земля жаждет» (1930) о молодых покорителях пустыни. Глубоко раскрывает характеры современных героев, создающих новую жизнь, в фильме «Лётчики» (1935). В 1937 Р. поставил один из лучших советских историко-революционных фильмов «Последняя ночь». Умение режиссёра обрисовывать образы героев в их неразрывной связи с атмосферой времени, реальной средой действия ярко проявилось также в картине «Машенька» (1942). В 1945 Р. создал документальный фильм «Берлин», в 1949 биографическую картину «Райнис». В фильме «Урок жизни» (1955) в рамках бытовой семейной драмы им поднимались острые нравственные проблемы тех дней. Значительная работа Р. историко-революционный фильм «Коммунист» (1958), герой которого рядовой революции Василий Губанов (актёр Е. Я. Урбанский) вошёл в число героических, легендарных образов советского кинематографа. После этой работы современная тема вновь надолго приковывает внимание режиссёра. В фильмах «А если это любовь?» (1962), «Твой современник» (1968), «Визит вежливости» (1973) Р. исследует социальные и нравственные закономерности современной жизни, выступает с позиций активного, политического искусства. Государственная премия СССР (1941, 1943, 1946 дважды, 1950, 1952). Награжден орденом Ленина, 3 др. орденами, а также медалями.

    Соч.: Вчера и сегодня. [Рассказ о творческом пути], М., 1969.

    Лит.: Зак М., Юлий Райзман, М., 1962.

    М. Е. Зак.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    РАЙЗМАН Юлий Яковлевич (1903-94) - российский кинорежиссер, народный артист СССР (1964), Герой Социалистического Труда (1973). Фильмы: "Последняя ночь" (1937), "Машенька" (1942), "Коммунист" (1958), "Твой современник" (1968), "Странная женщина" (1978), "Частная жизнь" (1982), "Время желаний" (1984) и др. Государственная премия СССР (1941, 1943, 1946 - дважды, 1950, 1952, 1983).

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедический словарь

    Ра́йзман Юлий Яковлевич

    (1903—1994), кинорежиссёр, народный артист СССР (1964), Герой Социалистического Труда (1973). Умение Райзмана создавать характеры в их неразрывной связи с духом времени, реальной средой действия проявилось в фильмах: «Последняя ночь» (1937), «Машенька» (1942), «Коммунист» (1958), «Твой современник» (1968), «Странная женщина» (1978), «Частная жизнь» (1982), «Время желаний» (1984) и др. Государственная премия СССР (1941, 1943, 1946 — дважды, 1950, 1952, 1983).

    * * *

    РАЙЗМАН Юлий Яковлевич

    РА́ЙЗМАН Юлий Яковлевич (15 декабря 1903, Москва — 11 декабря 1994, Москва), российский кинорежиссер. Народный артист СССР (1964). Лауреат премии «Ника» за 1987 в номинации «Честь и достоинство».

    В 1924 окончил факультет общественных наук МГУ, по окончании которого работал на студии «Межрабпом-Русь» литконсультантом, затем ассистентом режиссера у Я. А. Протазанова(см. ПРОТАЗАНОВ Яков Александрович). Дебютировал в режиссуре, сняв вместе с А. О. Гавронским современную бытовую драму «Круг» (1927). Затем самостоятельно поставил революционные по духу и экспрессивные по стилю ленты «Каторга» (1928) и «Земля жаждет» (1930). И в дальнейшем в творчестве Райзмана будут как раз сочетаться истории из частной жизни и более пафосные, идеологически ангажированные фильмы.

    «Летчики»

    В 1935 снял фильм «Летчики» (1935) о «величии обыденных дел советских людей». Кажется, режиссеру в этой картине удалось соблюсти весь необходимый романтический антураж, но непередаваемое обаяние заключено отнюдь не в перипетиях борьбы между чувством и долгом и не только в тонкой и деликатной игре исполнителей, среди которых солировал впервые снявшийся в кино Б. В. Щукин(см. ЩУКИН Борис Васильевич), непривычно лиричный, душевный и по-человечески притягательный. Очарование «Летчиков» даже не столько в удивительной поэзии будней летной школы, запечатленной благодаря выверенным и изысканным медленным проездам камеры Л. В. Косматова(см. КОСМАТОВ Леонид Васильевич). Фильм пронизан светом, проникнут отнюдь не победным, фанфарным апофеозом 1930-х годов, а неким застенчивым мотивом безмятежного счастья от того, что все эти молодые люди просто живут и летают.

    «Машенька»

    И тот же режиссер потом сделал историко-революционную (хотя по-своему камерную) ленту «Последняя ночь» (1937, Сталинская премия, 1941) и считающуюся не очень удачной экранизацию первой части романа М. А. Шолохова «Поднятая целина» (1940). Новым взлетом в творчестве Райзмана стала «Машенька» (1942, Сталинская премия, 1943), запущенная в производство еще до войны, — это одна из проникновеннейших, нежнейших картин не только в советском, но и в мировом кино. Особая прелесть «Машеньки» — именно в том, что будничная, ничем вроде бы непримечательная довоенная жизнь скромной служащей на телеграфе и ее парня, шофера такси, видится как в дочиста вымытом стекле, буквально пронизана светом и поэзией бытия, словно таит в себе непостижимую и манящую тайну человеческого мироздания. Сама Машенька действительно проста, подчас наивна и доверчива, открыта и в то же время смущена в проявлении своих чувств к Алексею. И нельзя не поразиться тому, что дарование сценариста Е. И. Габриловича(см. ГАБРИЛОВИЧ Евгений Иосифович) и режиссера Райзмана слилось с редким талантом изумительной молодой актрисы В. Караваевой. Простота без простодушия, кротость, лишенная жертвенности, милая привлекательность женской натуры, не исключающая наличия живого и естественно проявляющегося ума, жизнерадостность будто светящегося лица и уникальное излучение доброты, даже не позволяющие заподозрить блаженного или, напротив, по-советски всегда оптимистичного расположения духа (как в тогдашних комедиях Г. В. Александрова(см. АЛЕКСАНДРОВ Григорий Васильевич) и И. А. Пырьева(см. ПЫРЬЕВ Иван Александрович)). Название фильма «Машенька» — точнейшее выражение трогательной сути досконально понятного и неминуемо загадочного женского русского характера. Она типично городской человек, а фильм ближе к эстетике городского романса, тоже склонного к мелодраматизации жизни простых людей, которые любят, страдают и радуются с не меньшей силой, чем исконные жители российской глубинки, но и с таким же тактом и изяществом, как и утонченные представители элиты.

    В годы войны Райзман создает еще одну ленту, в которой героическое неотделимо от будничного, а пафосное вовсе не противоречит человеческому — «Небо Москвы» (1944), своего рода продолжение «Летчиков». И в то же время выполняет два политических заказа — документальные картины «К вопросу о перемирии с Финляндией» (1944) и «Берлин» (1945), обе отмеченные очередными Сталинскими премиями в 1946. Порой даже трудно поверить в то, что именно Райзман — самый щедро одаренный сталинского времени художник (лауреат шести Сталинских премий), автор верноподданнических лент: «Райнис» (1949) и «Кавалер Золотой Звезды» (1950).

    В 1948 режиссер вынужден был работать на маломощной Рижской киностудии, не угодив Сталину лирической комедией «Поезд идет на Восток» (1947).

    Эту внешне непритязательную ленту поспешно стали ругать за мелкотемье, облегченное решение идеи возвращения советских людей к мирной жизни после войны и их вдохновенного строительства нового общества, тем более на территории «далеко от Москвы». В этом фильме звучит просто немыслимая для сталинской эпохи послевоенного возрождения фраза: «Не надо про семилетку. Расскажите про любовь». И замечательный актерский дуэт Л. Драновской и Л. Галлиса, которые так не соответствуют исключительно советским представлениям об идеальных героях нашего времени, позволяет забыть обо всех ненужных в иную эпоху подробностях социалистического уклада жизни и экономики, начав воспринимать «дорожный роман» как удивительную историю любви вообще вне времени и пространства, а сам фильм — чуть ли не в качестве экзистенциальной притчи о путешествии на край света. Неведомое чувство свободы, охватившее людей в День Победы, 9 мая 1945 года, словно охватывает еще непокоренный Восток. Но прежде всего кинематографическое и смысловое значение ленты Райзмана выражено и в ритмически звучащем названии и в самом эффекте вольной смены «движущихся картинок». По-своему закономерно, что «поколение победителей», познавшее на Западе восторг краткого избавления от сковывающих оков режима, споткнулось по возвращении домой именно на пути следования в поезде, идущем на Восток. Некоторые же проследовали прямиком в советские лагеря.

    Райзман в начале 1950-х годов вновь впал в немилость уже из-за своего еврейского происхождения, попав в общую компанию «безродных космополитов», отстраненных от работы в кино на несколько лет.

    В 1955 Райзман, вернувшись к творчеству, снял семейно-бытовую драму, но со знаменательным названием «Урок жизни» и с необычной по тем временам постановкой моральных проблем в трактовке образа героя, главного инженера крупного строительства, который должен был бы по статусу быть непременно положительным героем.

    В 1958 режиссер снял культовый фильм советского времени «Коммунист», сделанный честно и с искренней верой в жертвенный подвиг скромного кладовщика Василия Губанова. Следующая картина Райзмана «А если это любовь?» (1962) вызвала резкие споры, само название фильма уже предполагало дискуссию. Принципиально прозвучал и «Твой современник» (1967) о сыне Василия Губанова, герое фильма «Коммунист».

    К сожалению, некоторая отвлеченность, умозрительность или идеалистичность свойственна последующим лентам Райзмана — «Визит вежливости» (1973), «Странная женщина» (1978), «Время желаний» (1984, Государственная премия РСФСР, 1986).

    А вот «Частная жизнь» (1982, Государственная премия СССР, 1983) о внезапном ощущении выброшенности из жизни и собственной бесполезности, что испытывает оказавшийся на время (а может, навсегда?!) не у дел крупный советский чиновник, директор большого предприятия (его блистательно сыграл М. А. Ульянов(см. УЛЬЯНОВ Михаил Александрович)), оказалась не так уж проста. Некое почти запрограммированное отторжение от образа большого начальника мешало оценить проявленное создателями настоящее «новое мышление» как раз в канун смерти первого из «кремлевских геронтократов». Но понадобились еще два с половиной года, в течение которых сменились два тоже престарелых партийных вождя, чтобы явился «новый назначенец», окончательно доконавший «колосса на глиняных ногах» — партийную империю, в которой идеологическое превалировало над разумным, общественное — над личным. Приметы благосостояния, разнообразные привилегии, достижения карьеры, полученные награды и премии — все становится безразличным, когда человек уже не узнает в себе себя и готов променять что угодно на так необходимое чувство внутреннего равновесия, без которого вообще не стоит ни жить, ни работать.

    У Райзмана, много сделавшего для кино и для своих учеников (он в течение десятилетий преподавал во ВГИКе), а главное — на посту художественного руководителя одного из творческих объединений «Мосфильма», такое чувство внутреннего равновесия было. И то, что именно он стал первым обладателем самой почетной «Ники» в номинации «Честь и достоинство», говорит само за себя.

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Энциклопедия кино

    РАЙЗМАН Юлий Яковлевич (15 декабря 1903, Москва — 11 декабря 1994, Москва), российский кинорежиссер, народный артист СССР (1964), Герой Социалистического Труда (1973), лауреат Сталинских премий (1941, «Последняя ночь»; 1943, «Машенька»; 1946 (дважды), «Берлин» и «К вопросу о перемирии с Финляндией»; 1950, «Райнис»; 1952, «Кавалер Золотой Звезды»), Государственной премии СССР (1983, «Частная жизнь»), Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1986, «Время желаний»).

    Окончил факультет общественных наук Первого МГУ (1924), 1924 — ассистент режиссера на киностудии «Межрабпом-Русь» у режиссера Я. Протазанова (см. ПРОТАЗАНОВ Яков Александрович), с 1926 — режиссер киностудий «Госвоенкино» и «Востоккино», с 1931 — режиссер киностудии «Мосфильм» (в 1948 году, после запрета комедии «Поезд идет на восток», переведен на Рижскую киностудию), работал в творческом содружестве со сценаристом Евгением Габриловичем (см. ГАБРИЛОВИЧ Евгений Иосифович). В 1944—1964 — педагог ВГИКа, руководитель режиссерско-актерской мастерской, профессор.

    В 1935 Райзман снял фильм «Летчики» (1935) о «величии обыденных дел советских людей». Режиссеру в этой картине удалось соблюсти весь необходимый романтический антураж, но обаяние фильма заключено не в перипетиях борьбы между чувством и долгом и не только в тонкой и деликатной игре исполнителей, среди которых солировал впервые снявшийся в кино Б. В. Щукин (см. ЩУКИН Борис Васильевич), непривычно лиричный, душевный и по-человечески притягательный. Очарование «Летчиков» даже не столько в удивительной поэзии будней летной школы, запечатленной благодаря выверенным и изысканным медленным проездам камеры Л. В. Косматова (см. КОСМАТОВ Леонид Васильевич). Фильм пронизан светом, но не фанфарным апофеозом 1930-х годов, а застенчивым мотивом безмятежного счастья от того, что все эти молодые люди просто живут и летают.

    Затем Райзман сделал историко-революционную (хотя по-своему камерную) ленту «Последняя ночь» (1937, Сталинская премия 1941) и экранизировал первую часть романа М. А. Шолохова «Поднятая целина» (1940). Новым взлетом в творчестве Райзмана стала «Машенька» (1942, Сталинская премия 1943), запущенная в производство еще до войны. Особая прелесть «Машеньки» — в том, что будничная, ничем не примечательная довоенная жизнь скромной служащей на телеграфе и ее друга, шофера такси, видится как в дочиста вымытом стекле, буквально пронизана светом и поэзией бытия. Сама Машенька действительно проста, подчас наивна и доверчива, открыта в проявлении своих чувств к Алексею. Дарование сценариста Е. И. Габриловича и режиссера Райзмана слилось в этом фильме с редким талантом молодой актрисы В. Караваевой (см. КАРАВАЕВА Валентина Ивановна). Простота без простодушия, кротость, лишенная жертвенности, милая привлекательность женской натуры, не исключающая наличия живого и естественно проявляющегося ума, жизнерадостность будто светящегося лица и уникальное излучение доброты, даже не позволяющие заподозрить блаженного или, напротив, по-советски всегда оптимистичного расположения духа (как в тогдашних комедиях Г. В. Александрова (см. АЛЕКСАНДРОВ Григорий Васильевич)и И. А. Пырьева (см. ПЫРЬЕВ Иван Александрович)). Название фильма «Машенька» — выражение трогательной сути досконально понятного и неминуемо загадочного женского русского характера. Она типично городской человек, а фильм снят в эстетике городского романса, тоже склонного к мелодраматизации жизни простых людей.

    В годы войны Райзман создает еще одну ленту, в которой героическое неотделимо от будничного, а пафосное вовсе не противоречит человеческому — «Небо Москвы» (1944), своего рода продолжение «Летчиков». И в то же время выполняет два политических заказа — документальные картины «К вопросу о перемирии с Финляндией» (1944) и «Берлин» (1945), обе отмеченные очередными Сталинскими премиями в 1946. Порой даже трудно поверить в то, что именно Райзман — самый щедро одаренный сталинского времени художник (лауреат шести Сталинских премий), автор верноподданнических лент «Райнис» (1949) и «Кавалер Золотой Звезды» (1950).

    В 1948 режиссер вынужден был работать на маломощной Рижской киностудии, не угодив Сталину лирической комедией «Поезд идет на Восток» (1947). Эту внешне непритязательную ленту ругали за мелкотемье, облегченное решение идеи возвращения советских людей к мирной жизни после войны и их вдохновенного строительства нового общества. И актерский дуэт Л. Драновской (см. ДРАНОВСКАЯ Лидия Дмитриевна) и Л. Галлиса (см. ГАЛЛИС Леонид Павлович), которые не соответствуют советским представлениям об идеальных героях, трактуют «дорожный роман» как историю любви вне времени и пространства. Кинематографическое и смысловое значение ленты Райзмана выражено и названии и в эффекте смены «движущихся картинок».

    В начале 1950-х годов опала Райзмана продолжалась уже из-за еврейского происхождения, попав в общую компанию «безродных космополитов», он был отстранен от работы в кино на несколько лет. Лишь в 1955 Райзман, вернувшись к творчеству, снял семейно-бытовую драму «Урок жизни». Три года спустя, в 1958 году режиссер снял культовый фильм советского времени «Коммунист», сделанный честно и с искренней верой в жертвенный подвиг скромного кладовщика Василия Губанова. С этого времени Райзман занял место среди самых маститых советских режиссеров, он плодотворно работал в 1960—1980-х годах, сняв ряд удачных и вызывавших общественный интерес лент.

    1925 МЕДВЕЖЬЯ СВАДЬБА ассистент режиссера

    1925 ШАХМАТНАЯ ГОРЯЧКА актер

    1926 ПРОЦЕСС О ТРЕХ МИЛЛИОНАХ ассистент режиссера

    1927 КРУГ (см. КРУГ (1927)) режиссер

    1927 СОРОК ПЕРВЫЙ (см. СОРОК ПЕРВЫЙ (1927)) ассистент режиссера

    1928 КАТОРГА режиссер

    1930 ЗЕМЛЯ ЖАЖДЕТ режиссер

    1935 ЛЕТЧИКИ режиссер

    1936 ПОСЛЕДНЯЯ НОЧЬ (см. ПОСЛЕДНЯЯ НОЧЬ (1936)) автор сценария, режиссер

    1939 ПОДНЯТАЯ ЦЕЛИНА (см. ПОДНЯТАЯ ЦЕЛИНА (1939)) режиссер

    1942 МАШЕНЬКА (см. МАШЕНЬКА (1942)) режиссер

    1944 НЕБО МОСКВЫ режиссер

    1947 ПОЕЗД ИДЕТ НА ВОСТОК режиссер

    1949 РАЙНИС режиссер

    1950 КАВАЛЕР ЗОЛОТОЙ ЗВЕЗДЫ режиссер

    1955 УРОК ЖИЗНИ режиссер

    1957 КОММУНИСТ режиссер

    1961 А ЕСЛИ ЭТО ЛЮБОВЬ режиссер, автор сценария

    1967 ТВОЙ СОВРЕМЕННИК автор сценария, режиссер

    1972 ВИЗИТ ВЕЖЛИВОСТИ режиссер, автор сценария

    1977 СТРАННАЯ ЖЕНЩИНА режиссер

    1982 ЧАСТНАЯ ЖИЗНЬ режиссер, автор сценария

    1984 ВРЕМЯ ЖЕЛАНИЙ режиссер

  7. Источник: Энциклопедия кино



  8. Большой Энциклопедический словарь

    РАЙЗМАН Юлий Яковлевич
    РАЙЗМАН Юлий Яковлевич (1903-94) - российский кинорежиссер, народный артист СССР (1964), Герой Социалистического Труда (1973). Фильмы: "Последняя ночь" (1937), "Машенька" (1942), "Коммунист" (1958), "Твой современник" (1968), "Странная женщина" (1978), "Частная жизнь" (1982), "Время желаний" (1984) и др. Государственная премия СССР (1941, 1943, 1946 - дважды, 1950, 1952, 1983).

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  9. Источник: