Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Δήλος). — Наименьший из Цикладских островов, знаменитый храмом и культом Аполлона и Артемиды и считавшийся местом рождения этих богов. Их мать Латона, преследуемая ревностью Геры, блуждала по всей земле, не находя места, где бы она могла родить. Д., бывший блуждающей по морю скалой, принял ее, и здесь богиня разрешилась от бремени. В награду за это Аполлон избрал Д. местом своего культа и прекратил его блуждания. Святилище пользовалось известностью в глубокой древности и было центром амфиктионии, соединявшей под покровом общего культа всех ионийцев Европы, островов и Малой Азии. Афиняне принимали участие в амфиктионии уже в эпоху Солона. В VI в. сильнейшие морские державы соперничали из-за первенства в амфиктионии, так как это первенство равнялось первенству на море. Пизистрат очистил Д., т. е. выкопал трупы на всем пространстве о-ва, которое было видно от храма, и перенес их на другое место. Вероятно, после его смерти другой "моревластитель", Поликрат Самосский, дарит Аполлону целый о-в Ренею, соединив его цепями с Д. В эпоху персидских войн Датис, плывя с флотом к берегам Аттики и покоряя Циклады, не коснулся Д., но, напротив, почтил богов его обильной жертвой. После греческо-персидских войн Д. стал центром Делосского союза (см.). Отпав от Афин, делосцы отдались под покровительство спартанцев, которые, как явствует из одной надписи, оставили им самоуправление. Афиняне и в это время продолжали посылать в Д. Феорию (свящ. посольство), как видно из истории Сократа. После сражения при Книде афиняне опять на несколько лет захватывают в свои руки управление храмом, теряют его в эпоху возвышения Фив и опять возвращают при возникновении второго морского союза (377 г. до Р. Хр.). Зависимость от Афин, несмотря на многократные попытки отпадения, продолжалась до последнего десятилетия IV-го в. В течение почти всего III-го в. Д. составлял священный центр союза островов Эгейского моря, находившегося под политическим верховенством Родоса и составлявшего нейтральную территорию между царствами диадохов. В конце III-го в. Д. связывает свою судьбу с Македонией. После катастрофы Филиппа V Д. держит сторону Антиоха, затем Персея. После победы над последним (167 г. до Р. Хр.) римляне овладевают Д. и отдают его афинянам, под владычеством которых для Д. снова наступает продолжительный период процветания. В 87 г. полководец Митридата В., Менофан, разорил Д. Окончательный удар Д. нанесла война с морскими разбойниками 69-го года. В настоящее время Д. представляет обширное поле развалин и совершенно необитаем. Раскопками, производившимися здесь французской археологической школой в Афинах, обнаружено несколько зданий, в том числе храм Аполлона, и масса надписей, знакомящих нас с богатствами святилища и его управлением в разные эпохи истории острова. Храм по плану своему похож на афинский Тезейон и имеет 6 Х 13 колонн по сторонам. Стиль его — дорийский; колонны замечательны тем, что имеют только намеки на каннелюры внизу и наверху. Постройка приблизительно III-го в. Близ храма — два другие, меньшего размера. Вдоль священной дороги, ведущей от гавани через Пропилеи к храму, находится ряд сокровищниц. Перед восточным фронтоном храма расположено длинное здание в виде портика, называемое "портиком быков" вследствие особых капителей в виде соединенных попарно передних частей быков. Раскопки в самом городе Д. еще не предпринимались в широких размерах. Наиболее интересные из скульптур, найденных на Д., помещены в афинском национальном музее, главная же масса их наполняет специальный музей, устроенный на о-ве Миконе. См. Homolle, "Les archives de l'intendance sacrée à Delos" (Пар., 1886); его же, "De antiquissimis Dianae simulacris Deliacis" (Пар., 1885) и целый ряд статей его и других членов школы в "Bull. de Corresp. Hellénique"; Val. v. Schöffer, "De Deli insulae rebus" (Бер., 1889). Теперь Д. называется Микра Дилос, а вместе со смежным о-вом Ренейа — Дили или Дилес.

    А. Щукарев.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    Дилос (Delos), остров в Эгейском море. Древнейшие поселения датируются 3-м тысячелетием до н. э. Являлся крупным религиозным центром Древней Греции; на склоне горы Кинф находился знаменитый храм Аполлона, который был центром Делосской амфиктионии (См. Амфиктиония) (согласно преданиям, Д. — место рождения богов Аполлона и Артемиды). В 478/477—454/453 до н. э. Д. стал центром Делосского союза (См. Делосский союз) (или Первого афинского морского союза). На Д. хранилась союзная казна и происходили собрания членов союза. В 4 — начале 1 вв. до н. э. Д. играл важную роль в международной торговле (центр работорговли, в течение дня здесь продавалось и покупалось до 10 тыс. рабов); во 2 в. до н. э. основной пункт торговых и финансовых операций римских купцов на Востоке. В конце 2 в. до н. э. на Д. имели место восстания рабов. В связи с установлением новых торговых путей в 1 в. до н. э. он утратил своё значение. В 88 до н. з. город на Д. был разрушен понтийским царём Митридатом VI (т.к. поддерживал Рим в войне Митридата против римлян); в 69 — окончательно разрушен пиратами. На месте Д. на протяжении многих веков добывали камень. Проводившиеся с 1877 регулярные раскопки на Д. обнаружили большое количество надписей и памятников архитектуры и искусства. От древнего Д. сохранились: святилище Аполлона с храмом Аполлона (2-я четверть 5—4 вв. до н. э.), портиками наксосцев (7 в. до н. э.), Быков (около 315 до н. э.), Рогов (середина 3 в. до н. э.), Филиппа V Македонского (около 200 до н. э.) и священным участком Артемиды; жилой «Дом на холме»; агора посейдониастов (4-я четверть 2 в. до н. э.); «Терраса Львов» (7 в. до н. э.); так называемая базилика (около 210 до н. э.); агора италийцев (конец 2 в. до н. э.); агора римских купцов; жилые дома 3 — начала 1 вв. до н. э. (с мозаиками и росписями); театр (3 в. до н. э.); остатки торговых сооружений и молов (2 в. до н. э.); на склоне горы Кинф — святилище сирийских и египетских богов (2 в. до н. э.), храм Геры (конец 6 — начало 5 вв. до н. э.), эллинистический грот Аполлона (?); на вершине горы — остатки храма Зевса Кинфиоса и Афины Кинфии (3 в. до н. э.).

    Лит.: Ленцман Я. А., Рынок рабов на Делосе, «Вестник древней истории», 1950, № 1; Inscriptions de Délos, v. 1—3, P., 1937—1950; Champdor A., Délos, l'île d'Apollon, P.,[1960]; Bruneau Ph. et Ducat J., Guide de Délos, P., 1965.

    Делос. «Терраса Львов». 7 в. до н. э.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Большой энциклопедический словарь

    ДЕЛОС (Дилос) - остров в Эгейском м. В Др. Греции крупный религиозный центр (храм Аполлона). На Делос хранилась казна Делосского союза; центр работорговли.

  5. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  6. Современная энциклопедия

    ДЕЛОС (Дилос), остров в Эгейском море. Крупный религиозный центр Древней Греции (храм Аполлона). Центр работорговли. Делос включен в список Всемирного наследия.

  7. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  8. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  9. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона



  10. Энциклопедия Кольера

    (совр. Дилос), один из Кикладских островов в Эгейском море (4,5 км в длину, наибольшая ширина 1,3 км, площадь 3,4 кв.км), ныне практически необитаем. Согласно мифу, некогда Делос был плавучим островом, блуждавшим по морям, пока Зевс не повелел Посейдону закрепить его на месте, с тем чтобы на нем могла укрыться и разрешиться от бремени Лето, которая и родила здесь, вблизи Священного озера, близнецов Аполлона и Артемиду. Обнаруженные при раскопках предметы, относящиеся к раннему бронзовому веку, показывают, что люди появились на Делосе начиная с III тысячелетия до н.э. Возможно, еще в 10 в. до н.э. Делос был колонизирован ионийцами, превратившими его в центр культа Аполлона, где ежегодно проводились великолепные ионийские празднества. Эпоха наибольшего величия Делоса приходится на 8 и 7 вв. до н.э., когда он являлся религиозным и политическим центром союза ионийских государств (Делосской амфиктионии). В качестве столицы Делосского союза, основанного в 478-477 до н.э. под эгидой Афин, остров стал объединяющим звеном греческой демократии и хранилищем казны союза. Даже после того, как в 454 до н.э. казна была перенесена в Афины и Делосский союз начал превращаться в Афинскую архэ, Делос сохранил свое религиозное значение. Правивший в Афинах во второй половине 6 в. до н.э. тиран Писистрат убрал все захоронения с той части острова, которая была видна от храма. Человеческие останки вместе с заупокойными дарами из могил были перенесены на ближний, более крупный остров Рения (совр. Риния, иногда его называют Большой Делос) и захоронены в общей могиле, где в наше время их обнаружили археологи. Повторное "очищение" острова было предпринято афинянами в 426 до н.э., и тогда же был издан закон, которым на Делосе запрещалось рожать и умирать. Отныне большие ионийские торжества справлялись каждые пять лет, малые - ежегодно. Каждый год особый корабль со священным посольством (называвшимся "феория") отплывал из Афин к берегам Делоса. До возвращения корабля запрещалось приводить в исполнение смертные приговоры, и именно поэтому в 399 до н.э. была отсрочена казнь Сократа. Власть Афин над Делосом продолжалась до эпохи Александра Македонского. С 322 по 166 до н.э. Делос пользовался независимостью. В 166 до н.э. римляне вернули остров под власть Афин, а после разрушения римлянами Коринфа в 146 до н.э. Делос на время превратился в торговый центр Эгейского моря. В 88 и 69 до н.э., в период Митридатовых войн, остров подвергся разграблению, население было частью уничтожено, а частью продано в рабство. Римлянам удалось частично восстановить Делос, хотя бы как культовый центр, но изменение торговых маршрутов привело к тому, что ко 2 в. н.э. остров был практически заброшен. В ходе проводившихся французскими археологами с 1873 раскопок на Делосе был обнаружен храмовый участок в окружении крупных торговых учреждений и жилого квартала. К святилищу Аполлона вела из гавани широкая дорога с колоннадами по бокам. Еще более величественная колоннада, повернутая фасадом к морю, была построена македонским царем Филиппом V ок. 200 до н.э. Главным зданием на священном участке был храм Аполлона, здание дорического ордера, возводившееся с конца 5 по начало 3 вв. до н.э. Севернее стояли два несколько меньших храма более древней постройки, которые фигурируют в надписях как Храм афинян и Известняковый храм (греч. "Поринос наос"). К северо-востоку от храма Аполлона располагался особый священный участок Артемиды, храм которой построен во 2 в. до н.э. поверх оснований более древних святилищ. Осенью 1946 здесь был найден клад ранних изделий из золота, слоновой кости и бронзы. Некоторые предметы, украшенные рельефами, изображающими людей и животных, относятся к микенской эпохе (1400-1200 до н.э.). Это самые древние сделанные на Делосе находки, несомненно связанные со святилищем. С северо-востока храм Аполлона окружали выстроенные по дуге пять небольших зданий в виде храмов (вероятно, сокровищницы, где хранились приношения). Длинное здание необычной архитектуры, именуемое в литературе "портиком Быков", расположено к востоку от храма Аполлона, а вдоль северной стороны священного участка высится длинная колоннада с двумя крыльями, построенная одним из македонских царей, скорее всего Антигоном Гонатом, ок. середины 3 в. до н.э. Имелось также множество меньших зданий, а также монументов и статуй, самым замечательным из которых было колоссальное мраморное изваяние Аполлона 6 в. до н.э., дар жителей острова Наксос. Сохранились огромный постамент этого памятника с посвятительной надписью и два больших обломка самой статуи. К северу от святилища на западном берегу Священного озера (ныне осушенного) находилась терраса Львов, на которой возвышались девять архаических статуй львов из наксосского мрамора, вероятно, также дар жителей Наксоса. Пять статуй, которые были найдены при раскопках, возвращены на постаменты, шестую увезли в Венецию еще в 17 в. Два больших здания к югу и северо-западу от озера относятся к эпохе расцвета торговли на Делосе, т.е. к концу 2 в. до н.э. Между озером и гаванью ок. 210 до н.э. была возведена уникальная по проекту многоколонная базилика, использовавшаяся торговцами. Еще дальше от озера на север - развалины стадиона и гимнасия. К югу от священного участка располагаются жилые кварталы, по руинам возможна реконструкция многих домов с расположенными вокруг внутреннего дворика помещениями. Некоторые дома были украшены прекрасными мозаиками и росписями, отчасти сохранившимися. На южной окраине района в начале 3 в. до н.э. был выстроен театр под открытым небом. Амфитеатр превратился в развалины, но хорошо сохранилась окружавшая его мраморная стена, а фундамент сцены и орхестры позволяет восстановить первоначальный план здания. Высшая точка острова - гора Кинф (112 м), возвышающаяся к юго-востоку, на ее вершине было святилище Зевса и Афины. Ниже - священный грот со сводом из крупных гранитных блоков. Вероятно, здесь было древнее святилище Аполлона, восстановленное в 3 в. до н.э. На западном склоне горы - святилища иноземных богов, основанные торговцами из различных стран Средиземноморья. В частности, здесь было три культовых участка Сераписа и один - Исиды, а также несколько зданий, отведенных для поклонения египетским богам. Было и святилище сирийских богов с небольшим театром, и Кабирион, посвященный мистериальному культу самофракийских богов, а также многие другие алтари и храмы менее известных божеств. В местном музее выставлены археологические находки. Наиболее ценные произведения искусства были перевезены в Национальный музей в Афинах. Среди них архаическое изваяние Артемиды, дар Никандры, и относящееся к позднему эллинизму скульптурное изображение Афродиты, замахнувшейся сандалией на нескромного Пана. Особый интерес для историков представляют сохранившиеся в большом количестве годовые отчеты коллегии жрецов, ведавших святилищем Аполлона Делосского.

  11. Источник: Энциклопедия Кольера



  12. Энциклопедический словарь

    Де́лос

    (Дилос), остров в Эгейском море. В Древней Греции крупный религиозный центр (храм Аполлона). На Делосе хранилась казна Делосского союза; центр работорговли.

    * * *

    ДЕЛОС

    ДЕ́ЛОС (Дилос) (Delos), остров в Эгейском м. Площадь 5 кв. км. В Древней Греции крупный религиозный центр (храм Аполлона); центр работорговли. На Делосе хранилась казна Делосского союза(см. ДЕЛОССКИЙ СОЮЗ). Согласно мифологии — родина Аполлона и Артемиды. В древности имел название Ортигия.

    Делос обитаем с третьего тысячелетия до н. э. В начале 10 в. до н. э. на остров прибыли ионийцы(см. ИОНИЙЦЫ), около 7 в. до н. э. сделали его своим религиозным центром и центром союза, объединявшего многие острова Эгейского моря. Афиняне стали выступать в качестве покровителей: совершили очищение священного острова, а в 478 до н. э. создали Делосский (Первый Афинский) морской союз, таким образом, подчинив своей власти большинство островов. Так же было принято решение о переносе останков всех покойников с Делоса на соседний остров Рению. На Делосе было запрещено рождаться и умирать. Готовящихся к родам женщин перевозили рожать на соседнюю Рению. Там же погребали мертвых. Другим поступком афинян, вызвавшим неудовольство союзников, был перенос общесоюзной казны с Делоса в Афины в 454 до н. э. Конец афинскому господству положили в 315 до н. э. македоняне. С тех пор остров пользовался относительной независимостью, что позволило развивать торговлю и достичь процветания. С приходом на остров римлян расцвет его торговли и культуры усилился. Упадок Дилоса произошел внезапно в 88 до н. э. в связи с Митридатовой войной. Город был сожжен, храмы и дома разрушены, а 20 тыс. жителей перебиты или проданы в рабство. Последний удар нанесли пираты. С тех пор остров оставался почти необитаемым. В конце 19 в. французские археологи начали проводить здесь раскопки.

    Среди памятников — святилище Аполлона (6 в. до н. э.), храм Артемиды, Агора Феофраста (2 в. до н. э.), Колонный зал (3 век до н. э.), к северу — Портик Антигона. К востоку от Портика Антигона расположен Археологический Музей. К северу от Портика Антигона находится Агора италийцев — самый крупный памятник на Делосе. Сразу же за Агорой италийцев было когда-то священное озеро, в настоящее время высохшее, а к западу от озера — знаменитая Дорога львов. Из девяти львов сохранились пять.

  13. Источник: Энциклопедический словарь



  14. Советская историческая энциклопедия

    (Dnlos), совр. Микра-Дилос, - маленький греч. остров (площ. 15,19 км2) в Эгейском м. (в центре Кикладских о-вов). Древнейшие поселения на Д. датируются 2 тыс. до н.э. После заселения ионийцами Д. - центр делосской амфиктионии и культа Аполлона (согласно мифу, место его рождения). Крупное значение Д. приобрел после Греко-персидских войн как центр 1-го Афинского мор. союза (см. Архе Афинская) и место хранения союзнич. казны (до 454 до н.э.); через Д. в этот период проходили гл. пути из Греции в М. Азию, а позднее из Зап. Средиземноморья на В. В эллинистич. период Д. играл большую роль в междунар. торговле (торговля рабами и хлебом). В кон. 2 в. до н.э. на Д. неоднократно происходили восстания рабов. Как центр работорговли в древности уничтожен после разрушения города и храма в Митридатову войну (88 до н.э.). В связи с завоеваниями римлян на В. и установлением новых торг. путей в 1 в. до н.э. окончательно утратил свое значение. Начиная с 1873 на Д. ведутся раскопки франц. школой в Афинах, дающие богатый материал (особенно надписи) по экономич., обществ. и частной жизни рабовладельч. об-ва Средиземноморья в 3-1 вв. до н.э. Публикации раскопок выходят с 1909. Опубл. более 20 вып.

    Лит.: Ленцман Я. A., Рынок рабов на Делосе, "ВДИ", 1950, No 1. с. 53-65; Exploration archéologique de Délos. Faite par l'École française d'Athènes, fasc. 1-24, P., 1909-59; Inscriptions de Délos, lv. 1-6), P., 1926-50; Champdor A., Délos, l'île d'Apollon, P., (1960).

  15. Источник: Советская историческая энциклопедия



  16. Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    (1Мак.15:23) - наименьший из Цикладских островов Эгейского моря, по мифологии, считавшийся родиною Аполлона и сестры его Артемиды или Дианы. Некогда существовал здесь оракул Делосский, считавшийся самым верным. На этом острове, по словам Иосифа, жило значительное число Евреев, и торговля его была так развита, что в некоторые дни на рынках Делоса, продавалось до тысячи невольников (Ios. Antiq. XIV, р. 668) - В настоящее время Делос почти необитаем по причине вредного климата.

  17. Источник: Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.



  18. Реальный словарь классических древностей


    • Delos,

    Δη̃λος, н. Дили, самый малый из Кикладских островов, но приобретший громкую славу и считавшийся священным, как место рождения Аполлона и Артемиды. У поэтов он называется также Κυνθία, Όρτυγία, Χλαμυδία. Главное возвышение на острове, суровая гранитная скала, называлась Κύνθος, один ручей — Ίνωπός. По преданию, Посейдон, потрясатель земли, ударом трезубца поднял остров на поверхность моря (отсюда имя его Δη̃λος — видимый), но остров неустойчиво плавал по морю до тех пор, пока Аполлон не прикрепил его между островами Миконом и Гиаром. Скоро он сделался для Греции общим торговым центром, рынком для сбыта рабов и складом огромных богатств, которые охранялись только святостью места, т. к. сам город не имел стен; но Менофан, полководец Митридата, ограбил и опустошил его самым варварским образом, между тем как персы пощадили его. Hdt. 6, 96 слл. Cic. de imp. Pomp. 18. Великолепный храм Аполлона находился близ гавани; при нем, через каждые 5 лет, происходили торжественные игры, для присутствования на которых все греческие государства присылали посольства (θεωρίαι, корабль — θεωρίς, члены посольства — θεωροί, глава посольства — αρχιθέωρος). Ионийцы, населявшие остров, прибыли туда под предводительством сыновей Кодра, и в 506 г. до Р. X. число их было увеличено аттическими клерухами. Здесь находилась с 476 г. союзническая казна аттической симмахии (Thuc. 1, 96), здесь происходили собрания ее членов, пока казна не была перенесена в 454 г. в Афины. Plut. Arist. 25. Pericl. 12. Т. к. на острове Д. нельзя было погребать ничего мертвого, то трупы умерших перевозили на соседний остров Ренею ('Ρηνίς Ρήνεια), н. Мегали-Дили. В настоящее время остров представляет печальную пустыню; сами развалины мало-помалу исчезают, т. к. обитатели окрестных островов пользуются ими как строительным материалом. Strab. 10, 485 слл.

  19. Источник: Реальный словарь классических древностей



  20. Большой Энциклопедический словарь

  21. Источник: