К числу непроизвольных движений, которые может производить какое-либо живое существо, принадлежат и так называемые движения влечения. Если движение совершается непосредственно, не сопровождаемое никаким сознанием, то это есть движение рефлективное. Если же непроизвольное движение связывается с более или менее определенным представлением цели, к которой оно ведет, то это будет влечение. В каждом влечении живое существо переживает известное чувство удовольствия или неудовольствия. С этим чувством связывается представление того, что может увеличить удовольствие или уменьшить неудовольствие, переживаемое существом в данную минуту. В. заключает в себе как чувство удовольствия и неудовольствия, так и побуждение к деятельности, направленное на причину удовольствия или неудовольствия. В. считается зародышем волевых движений (см. Волевые движения). Ср. Вундт, "Физич. психология" (М. 1880, гл. XIX); Гефдинг, "Психология" (М. 1892, стр. 374 и сл.).
Ч.
стремление к удовлетворению какой-либо потребности живого организма. У низших организмов В. выражается в инстинктивных реакциях (см. Инстинкт). У высших животных В. опосредуется приобретённым индивидуальным опытом. В. присуща направленность, которая может проявляться в смутном стремлении к чему-то или же в поиске определённого объекта. В. представляет собой важный аспект поведения живого организма, выступая в качестве внутреннего стимула к совершению определённого действия. В. затрагивают весь круг сенсорных и моторных проявлений живого существа, изменяя его напряжённость, организуя его установки и т.п. В. характеризуются постоянством появления и периодичностью протекания; удовлетворение В. сопровождается разрядкой напряжённости организма.
Возникая независимо от сознания (мышления и воли) человека, В. связаны с кругом побудительных мотивов и интересов личности, которые определяют форму и направление реализации В.: влечения могут тормозиться или подавляться, переноситься с одного объекта на другой и т.п. Различные В. могут вступать в конфликт, разрешающийся в процессе борьбы мотивов. Многообразие форм, в которых выступают человеческие В., затрудняет их формальную систематизацию. В психологии делались попытки как свести всё многообразие душевной жизни к какому-либо одному или двум основным В. (например, В. сексуального характера — Либидо и В. к смерти у Р. Фрейда, стремление к власти у А. Адлера),так и построить обширную классификацию В., исходящую из признания множества разнообразных стремлений (18 — у У. Мак-Дугалла и т.п.). В. являются предметом специального изучения в Психоанализе (см. также Глубинная психология, Фрейдизм) и в других направлениях динамической психологии (См. Динамическая психология) (Мак-Дугалл, К. Левин и др.).
ВЛЕЧЕ́НИЕ, -я, ср. Сильная склонность к кому-чему-н. В. к искусству. Сердечное в. (любовь).
-я, ср.
Сильное стремление, непреодолимая склонность к кому-, чему-л.
[Вера:] Вы мне нравитесь — я чувствую к вам влечение — и только. Тургенев, Где тонко, там и рвется.
Поэзия основывается на нашем внутреннем чувстве, на влечении нашей души ко всему прекрасному, доброму и разумному. Добролюбов, А. В. Кольцов.
Федот рассказал ей о своем влечении на сцену с детства, о своих мечтах, о своих скитаниях. Скиталец, Миньона.
ВЛЕЧЕ́НИЕ, влечения, ср. Непреодолимая склонность к кому-чему-нибудь, сильное стремление. Влечение к математике. Почувствовать влечение к работе. Чувственное влечение. «У меня к тебе влеченье, род недуга.» Грибоедов.
I
ср.1.
процесс действия по гл. влечь I 1.
2.
Результат такого действия.
II
ср.1.
Чувственная страсть.
2.
Непреодолимо сильное стремление к кому-либо или к чему-либо.
Влечение - проявление потребности - человека, имеющее эмоциональную окраску, но еще не связанное в выдвижением сознательных целей. При этом недостаточность сознательного контроля обусловлена тем, что связь предмета и эмоционального отклика на него первоначально должна быть подвергнута цензуре по критерию соответствия образу Я, а это может вести к включению психологических механизмов защиты -.
инстинктивное стремление живого организма к удовлетворению к.-л. потребности. В. у человека регламентируется законом и моралью, связаны с мотивами и интересами личности, могут тормозиться и подавляться, переноситься с одного объекта на др. и т.п. см.: либидо.
ср.;
(к кому-л./чему-л. ) inclination (for), bent (for);
attraction (to) (тяготение);
мн. like иметь влечение к чему-л. ≈ to feel drawn to smth. следовать своему влечению ≈ to follow one's bent/inclinationвлечени|е - с. (к дт.) bent (for), inclination (for);
чувствовать ~ к кому-л. feel* smb.`s attraction;
feel* attracted to smb.;
~ к музыке, искусству bent for music, art;
иметь ~ к литературе have* literary leanings;
иметь ~ к науке be* of a scientific turn of mind;
следовать ~ю follow one`s bent.
n.tendency, inclination
влечение с Hang m 1; Neigung f c, Lust f, Trieb m 1a (склонность); Leidenschaft f c (страсть)
с
Hang m; Neigung f, Lust f, Trieb m(склонность); Leidenschaft f(страсть)
с.
inclination f, penchant m, attirance f vers(склонность); goût m pour(вкус)
сердечное влечение — élan m du cœur
следовать своему влечение — suivre son penchant
с.
atracción f, inclinación f; afición f, propensión f(склонность); pasión f(страсть)
сле́довать своему́ влече́нию — seguir su (propia) inclinación
с.
inclinazione f(склонность); passione f, attrazione f; ascendente(о чувствах)
чувствовать влечение к музыке — essere attratto dalla musica
возникающее независимо от сознания субъективное переживание потребности, стимулирующее деятельность человека и придающее ей направленность.
Влече́ние импульси́вное — патологическое В., внезапно овладевающее личностью, подавляющее иные желания, подчиняющее себе все поведение больного; продолжается от нескольких минут до нескольких суток; критическое отношение к В. и. отсутствует.
Влече́ние контра́стное — навязчивое В., по своему характеру противоположное диктуемым данной обстановкой, запретное или неуместное в ней, противоречащее этическим и социальным установкам больного.
Влече́ние навя́зчивое — В. совершать ненужные и даже опасные действия, болезненность которого осознается больным; сопровождается страхом или тревогой.
стремление к удовлетворению к.-л. потребности живого организма. Характеризуются постоянством появления и периодичностью протекания; удовлетворение В. сопровождается разрядкой напряжённости организма. Возникая независимо от сознания (мышления и воли) человека, В. связаны с кругом побудит. мотивов и интересов личности, которые определяют форму и направление реализации В.: влечения могут тормозиться или подавляться, переноситься с одного объекта на другой и т. п. Различные В. могут вступать в конфликт, разрешающийся в процессе борьбы мотивов. Многообразие форм, в которых выступают человеч. В., затрудняет их формальную систематизацию.
ВЛЕЧЕ́НИЕ -я; ср. Сильная склонность к кому-, чему-л. В. к искусству. Чувствовать сильное в. к кому-л. Сердечное в. (любовь). Половое в. (чувственная страсть, вожделение).
ВЛЕЧЕНИЕ (The Longing / Das Verlangen), Германия, 2002, 90 мин. Драма.
Лена несчастлива в браке. Беспросветные будни: уход за детьми, игра на органе, секс по расписанию. Пресная жизнь, жизнь без любви. Монотонность деревенского обихода нарушает убийство местной девушки. Благодаря этому события Лена знакомиться с Полом. Любовь к чужаку захватывает ее. Лена боится потерять нежданное счастье. А потому хранит от посторонних секреты возлюбленного, который явно причастен к убийству.
В ролях: Сюзанна-Мари Раге, Роберт Лор, Клаус Грюнберг.
Режиссер: Ян Дильтей. Авторы сценария: Ян Дильтей, Сильке Парциш.
влече́ние с.:
влече́ние собы́тий мат. — implication of events
с.
употребляется в сочетаниях:
- влечение взвешенных наносов
- влечение донных наносов- англ. drive; нем. Trieb. 1. Непреодолимая склонность к ч.-н.; сильное стремление. 2. Первичное эмоциональное проявление потребностей человека в ч.-л., побуждение, еще не опосредствованное сознательным целеполаганием. см. БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ, ИНСТИНКТ, ЛИБИДО, МОТИВАЦИЯ, ПСИХОАНАЛИЗ.
- англ. drive; нем. Trieb. 1. Непреодолимая склонность к ч.-н.; сильное стремление. 2. Первичное эмоциональное проявление потребностей человека в ч.-л., побуждение, еще не опосредствованное сознательным целеполаганием. См. БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ, ИНСТИНКТ, ЛИБИДО, МОТИВАЦИЯ, ПСИХОАНАЛИЗ.
(нем. Trieb) - по З.Фрейду - стремление к удовлетворению неосознанной или недостаточно осознанной потребности субъекта, своеобразный первоисточник всякого психического движения и поведения организма, характеризующийся наличием источника энергии (силы), цели и объекта. Принципиального разведения терминов "В." и "инстинкт" Фрейд не осуществил.
Согласно Фрейду, В. происходит из внутренних источников раздражения и действует как постоянная сила, ориентированная на устранение возбуждения - "...под "влечением" мы понимаем только психическое представительство непрерывного внутри соматического источника раздражения в отличие от "раздражения", вызываемого отдельными возбуждениями, воспринимаемыми извне. Влечение является, таким образом, одним из понятий для отграничения душевного от телесного. Самым простым и естественным предположением о природе влечений было бы, что они сами по себе не обладают никаким качеством, а могут приниматься во внимание как мерило требуемой работы, предъявляемой душевной жизни. Только отношение влечений к их соматическим источникам и их целям составляет отличие их друг от друга и придает им специфические свойства. Источником влечения является возбуждающий процесс в каком-нибудь органе, и ближайшей целью влечения является прекращение этого раздражения органа" (Фрейд).
Согласно версии Фрейда, "...человеческие влечения бывают только двух родов. Либо те, что направлены на сохранение и объединение; мы называем их эротическими - в том смысле, как Эрос понимается в платоновском "Пире", - или сексуальными влечениями, сознательно расширяя понятие "сексуальность". Либо те, что направлены на разрушение и убийство: мы сводим их к инстинкту агрессии, или инстинкту деструктивности". В. трактовалось Фрейдом также и как "наличное в живом организме стремление к восстановлению какого-либо прежнего состояния" - при этом постулировалось, что "психическое значение влечения повышается в связи с отказом от его удовлетворения". Согласно точке зрения Фрейда, В. действуют постоянно, избирая своим объектом то, посредством чего они могут достичь своей цели. В числе объектов В. указывалось, что ими могут быть и части собственного тела. Фрейд полагал, что "влечения и их превращения суть конечный пункт, доступный психоаналитическому познанию".
В.И. Овчаренко