Большая Советская энциклопедия

    Лидия Николаевна [22.3(3.4).1889, поселок Верхнеувельский, ныне Чебаркульский район Челябинской области, — 25.4.1954, Москва], русская советская писательница. Окончила Высшие педагогические курсы в Москве (1920). Печаталась систематически с 1917. Повести и рассказы С., принадлежащие к числу первых произведений советской реалистической прозы («Правонарушители», 1922, «Перегной», 1922, «Мужицкий сказ о Ленине», 1924, «Виринея», 1924, «Каин-кабак», 1926, и др.), раскрывали правду жизни и борьбы народных масс в годы Гражданской войны 1918—1920, выразительно показывали ломку старого быта, перестройку сознания женщины-крестьянки. По мотивам «Виринеи» была создана одноименная пьеса (1925, совместно с В. П. Правдухиным), поставленная советскими и зарубежными театрами. Из последующих произведений выделяются рассказы «Собственность» (1933), «Таня» (1934), пьеса «Наташа» (1937), повесть о Великой Отечественной войне «На своей земле» (1946). Награждена орденом Трудового Красного Знамени.

    Соч.: Собр. соч. [Вступ. ст. И. Андроникова], т. 1—4, М., 1968—69; Избр. произв., [Предисл. Е. Стариковой], т. 1—2, М., 1958; Художественные произведения, воспоминания, статьи. [Предисл. и примеч. С. Лубэ], Оренбург, 1959.

    Лит.: Сейфуллина в воспоминаниях современников, М., 1961; Сейфуллина З. Н., Моя старшая сестра. Воспоминания, М., 1970; Яновский Н., Лидия Сейфуллина. Критико-биографический очерк, 2 изд., М., 1972; Русские советские писатели-прозаики. Биобиблиографический указатель, т. 4, М., 1966.

    Н. Н. Яновский.

    Л. Н. Сейфуллина.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Литературная энциклопедия

    Сейфуллина

    СЕЙФУЛЛИНА Лидия Николаевна (1889—) — советская писательница. Из крестьян. Окончила гимназию в Омске. Работала учителем начальных школ. Заведывала библиотечной и внешкольной работой уездного земства. В 1917 С. — уездный земский гласный. Тогда же вступила в партию эсеров В 1919 порвала с нею. В 1920 С. в Москве на Высших научно-педагогических курсах. В 1921 С. — секретарь Сибгосиздата.

    Литературную известность С. получила как автор «Правонарушителей» (1922), «Перегноя» (1923), «Виринеи» (1924). Актуальная тематика, сочувствие автора Великой Октябрьской пролетарской революции, художественное мастерство обеспечивали произведениям С. особую популярность. Живо и красочно рассказывает С. о революции в деревне. Острая классовая борьба, расслоение деревни особенно ярко показаны в «Перегное». Симпатии автора — на стороне деревенской бедноты, борющейся за новую жизнь.

    Новые люди деревни — Софрон, Виринея и др. — обрисованы С. с большим сочувствием. Они — крестьянские революционеры, на себе испытавшие гнет прошлого. Основная их черта — активное волевое суровое отношение к действительности, стремление переделать деревню. Фронтовик Софрон группирует вокруг себя бедноту и ведет ее в наступление на кулацкий лагерь. Велико в нем стремление к новой жизни, ненависть к прошлому. Виринея несет в себе неизбывную жажду свободной жизни, бросает вызов традициям старой деревни.

    При всем сочувствии к пролетарской революции С. однако не смогла показать ее классовой сущности. Коммунистические цели революции и ее социалистическое содержание С. истолковывала по-своему, в духе некоего «неонародничества» (коммуна, организованная Софроном — «Перегной» — является общиной «трудовой уравнительности»). Отношение С. и ведущих образов ее произведений к городу двойственно: она понимает, что без помощи пролетарского города деревне самой не разрешить острых вопросов, но в то же время в ее повестях звучат нотки недоверия к городу. Линия социального межевания в повестях С давалась обычно как противопоставление деревенской бедноты, имеющей «право» на лучшую жизнь, всем белоручкам, от крупного буржуа-предпринимателя до врачей, сельских учителей включительно. Отрицательное отношение к интеллигенции проступает у С. как выражение покаянно-интеллигентской сущности самого автора. В повестях «Встреча», «Путники», отчасти и «Перегной», намечается линия опрощения интеллигенции, декларирован отказ от культуры, якобы ненужной для народа, живущего примитивной, здоровой жизнью.

    Значительное место в творчестве С. занимают произведения на темы из жизни советской молодежи и детворы. Выдающееся явление литературы — «Правонарушители». Традиции дореволюционной литературы о детях — сусальность, жалостливость — чужды С. Так же, как и в обрисовке других своих положительных героев, С. в детях подчеркивает здоровую натуру, внешнюю грубость, цепкость в жизни и при этом большую стихийную жажду радостной, светлой творческой жизни. Убедителен и ярок образ «правонарушителя» Гришки Пескова, натуры одаренной, упорствующей. Постепенно, с трудом освобождается Гришка от навыков беспризорной жизни. Интересна и нова фигура воспитателя Мартынова — энтузиаста трудового коллективного воспитания, сумевшего товарищеским отношением к малолетним преступникам завоевать всеобщую любовь и авторитет среди членов колонии. С. подвергает обстрелу систему книжной педагогики, засушивающей живую душу умного и волевого ребенка. Но существенный недостаток произведения в том, что С. по-толстовски противопоставляет «испорченный» город и его психологию «всеблагодатному» началу матери-природы, деревни.

    С переходом страны к развернутому строительству социализма С. начала отставать от требований революции. В разрез с действительностью С. в повести «Выхваль» показывает господство в советской деревне индивидуалистической собственнической тенденции. В последние годы творческая активность С. значительно снизилась.

    Произведения С., написанные в реалистической манере, подкупают яркостью изображения пореволюционной деревни, меткостью зарисовок, умением С. применить принцип «местного колорита» для показа своеобразия изображаемого объекта. Живой экспрессивный диалог, хорошо раскрывающий облик героев — волевых, сочно, натуралистически обрисованных, увлекательное повествование, анное через впечатляющую и доходчивую до дсознания форму «сказа», — все это несомненные достоинства ее произведений.

    Слабее С. в сюжетостроении своих произведений. Повести ее легко распадаются на отдельные сюжетные куски. Хроникальность и подчас путанная перебивка тем — существенный недостаток композиции произведений С., хотя сами по себе отдельные события, образы даны ярко и динамично.Библиография:

    I. Собр. сочин., 4тт., изд. «Современные проблемы», М., 1924—1926 (выдержало 4 изд.); Собр. сочин., 6тт., Гиз — ГИХЛ, М. — Л., 1927—1931 (неск. изд.); Встреча, Рассказы, Гиз, М. — Л., 1926; Выхваль, «Новый мир»; 1929, №1; Губернатор, Комедия в 1 д., изд. «Современные проблемы», М., 1927; Гибель, Рассказы, «ЗиФ», М. — Л., 1930; Избранное, изд. Московского т-ва писателей, М., 1932; Попутчики, Пьеса в 4 д., 9 карт., ГИХЛ, (М. — Л.), 1933; СейфуллинаЛ. и ПравдухинВ., Черный Яр, Пьеса в 4 д. и 10 карт., ГИХЛ, М. — Л., 1931; Критика моей практики, Профиздат, М., 1934 (Мой творческий опыт рабочему автору); Повести и рассказы, изд. Московского т-ва писателей, М., 1934.

    II. ЛежневА., Литературный обзор, «Печать и революция», 1925, №1; Его же, Вопросы литературы и критики, М., 1926; СмирновН., О «Перегное», «Красная новь», 1923, кн. 4; АсеевН., По морю бумажному, «Красная новь», 1922, кн. 4 (о «Правонарушителях»); ХмараА., Сермяжный язык, «Молодая гвардия», 1925, кн. 2—3; СмирновН., Л.Сейфуллина. Перегной, «Красная новь», 1923, кн. 4; ЯкубовскийТ., Сочинения Сейфуллиной и ее критики, «Новый мир», 1925, №10; ФурмановД., «На литературном посту», 1926, №2 (о «Виринее»); ПереверзевВ., «Новый мир», 1926, №4 (о «Встрече»).

    III. Писатели современной эпохи, т.I, ред. Б.Н.Козьмина, М., 1928; ВладиславлевИ.В., Литература великого десятилетия (1917—1927), т.I, М. — Л., 1928.

  3. Источник: Литературная энциклопедия