Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Semper) — один из значительнейших архитекторов XIX ст. (1803-79). Изучал архитектуру с 1825 г. в Мюнхене, потом в Париже, где оставался до июльской революции. После того поступил в ученики к знаменитому Шинкелю в Берлине и издал сочинение: "Bemalte Architektur und Plastik", в котором, согласно идеям названного профессора, доказывалась рациональность введения снова полихромии в зодчество. В 1834 г. сделан профессором Академии в Дрездене; здесь началась богатая последствиями новаторская деятельность талантливого и ученого художника постройкой еврейской синагоги (1838-40), за которой следовало одно из лучших его созданий — Королевский театр, сооруженный в 1837-1841 гг., сгоревший в 1869 г., но блестящим образом восстановленный в 1871-1878 гг., по прежним планам, сыном художника, Манфредом. В 1846 г., З. получил поручение построить Дрезденский музей. Он должен был соединить это здание с крыльями Цвингера в одно величественное целое; но эта задача, к сожалению, была исполнена уже без участия сочинителя проекта, так как ему, вследствие его замешанности в революции 1848 г., пришлось бежать в Париж. Будучи приглашен отсюда в Лондон, З. привел там в порядок памятники Кенсингтонского музея и написал небольшой мемуар "О четырех элементах архитектуры", заключавший в себе общие положения, подробно развитые им потом в классическом, составившем эпоху, сочинении: "Стиль в технических и тектонических художествах" (2-е изд. 1879 г.). Второй ареной обширной деятельности З. был Цюрих, куда пригласили его на кафедру в Политехническом институте. Он много способствовал процветанию этого заведения, в котором его лекции привлекали толпы слушателей со всех концов Европы, соорудил для него превосходное здание (в 1861-64) и произвел в Цюрихе и окрестных местах несколько замечательных построек, между прочим, красивую ратушу в Винтертуре. В 1871 г. З. был призван в Вену, для сооружения художеств.-историч. и естеств.-историч. музеев и для перестройки императорского дворца (Гофбурга), который предстояло ему соединить с упомянутыми музеями триумфальной аркой; но расстроенное здоровье принудило его отказаться от архитектурной практики и ехать в Италию, где и протекли последние годы его жизни. После его смерти, сын его, Манфред З., издал сборник отцовских "Построек, набросков и эскизов" (в 1881 и след. гг.). Другой сын знаменитого зодчего, Ганс З., доцент истории искусства в Инспрукском унив. (род. в 1845), известен в ученой литературе, как автор "Истории тосканской скульптуры" (1869), монографии "Донателло" (1870), жизнеописания своего отца и др. соч. Ср. Pecht, "Deutsche Künstler des XIX Jahrhunderts", (т. I, 1877); Lipsius, "Semper in seiner Bedeutung als Architekt" (1880); H. Semper, "Gottfried Semper, ein Bild seines Lebens und Wirkens" (1880).

    А. С-в.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    Земпер (Semper) Готфрид (29.11.1803, Гамбург,—15.5.1879, Рим), немецкий архитектор и теоретик искусства. Учился в Мюнхене (1825—26) и Париже (1826—1828); в 1834—49 профессор AX в Дрездене. Как участник Дрезденского восстания 1849 бежал в Париж, работал в Лондоне (с 1851), Цюрихе (с 1855), Вене (1871—1876). В рациональных по организации плана постройках З. эклектически применены декоративные мотивы итальянского Возрождения и барокко (Оперный театр, 1838—41 и 1871—78, и Картинная галерея, 1847—1849, в Дрездене; совместно с К. Хазенауэром — 2 музейных здания, 1872—81, «Бург-театр», 1874—88, и «Новый Хофбург», 1881—1913, в Вене). Теоретические взгляды З., сложившиеся под влиянием позитивизма, изложены им в статьях, лекциях и труде «Стиль в технических и тектонических искусствах, или Практическая эстетика» (т. 1—2, 1860—63). З. критиковал капиталистическое разделение труда и его последствия. В разобщении техники и искусства, в отрыве украшения от конструкции он видел причины упадка архитектуры и художественных ремёсел в 19 в. Он стремился возродить стилистическую цельность «практических искусств», рассматривая стиль как органически исторически сложившееся явление. З. связывал законы формообразования (проявляющиеся в симметрии, пропорциональности и тектонике) с функциями художественных произведений, материалами и способами их обработки. Обращение к принципам правдивости и целесообразности сочеталось в теории З. с пониманием художественного начала как символической «одежды» конструкций и материалов. Взгляды З. повлияли на многие концепции архитектуры, художественной промышленности и художественного конструирования в конце 19 и начале 20 вв.

    Соч.: Практическая эстетика, пер. [с нем.], М., 1970.

    Лит.: Quitzsch Н., Die ästhetischen Anschauungen G. Sempers, В., 1962.

    В. С. Турчин.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Энциклопедический словарь

    Зе́мпер Готфрид

    (Semper) (1803—1879), немецкий архитектор и теоретик искусства. Строил музеи, театры в Дрездене и Вене. В теоретических сочинениях («Стиль в технических и тектонических искусствах, или Практическая эстетика», 1860—63) связывал законы формообразования с функциями произведений искусства, выступив провозвестником многих архитектурных идей XX в.

    * * *

    ЗЕМПЕР Готфрид

    ЗЕ́МПЕР (Semper) Готфрид (1803—79), немецкий архитектор и теоретик искусства. Строил музеи, театры в Дрездене и Вене. Изучал соотношение стиля с конструкциями и материалами, в капиталистическом разделении труда видел причину упадка искусства.

  5. Источник: Энциклопедический словарь