группа смазочных масел, используемых для смазки подшипников и вспомогательных механизмов паровых и водяных турбин, турбонасосов, турбокомпрессорных машин (воздушных, газовых и холодильных), а также в качестве смазывающей и рабочей жидкости в различных промышленных механизмах с циркуляционными системами. Т. м. — глубокоочищенные дистиллятные Масла нефтяныеиз малосернистых беспарафиновых или сернистых парафиновых нефтей с добавками, состоящими из комплекса антиокислительных, антикоррозионных, деэмульгирующих, антипенных, в отдельных случаях антиизносных присадок. Характеризуются высокой устойчивостью против окисления, хорошими антикоррозийными и деэмульгирующими свойствами, малой вспениваемостью. Т. м. с вязкостью при 50 ° С 20—23․10-6 м2/сек (20—23 сст) применяются в быстроходных турбоагрегатах (3000 об/мин и выше), а с вязкостью 28—48․10-6 м2/сек (28—48 сст) и более — в тихоходных и мощных, в том числе судовых, турбоагрегатах (турборедукторных установках).
Для систем регулирования мощных паровых турбин находят применение синтетические Т. м. на основе триксиленилфосфата. Их преимущество — высокая огнестойкость. Однако они дороги и обладают некоторой токсичностью.
Лит.: Справочник по применению и нормам расхода смазочных материалов, под ред. Е. А. Эминова, 3 изд., кн. 1—2, М., 1969; Товарные нефтепродукты, их свойства и применение, под ред. Н. Г. Пучкова, М., 1971.
Е. А. Эминов.
ТУРБИННЫЕ МАСЛА - смазочные нефтяные и синтетические масла для опорных подшипников и подпятников главного вала и вспомогательных механизмов паровых и водных турбин, турбокомпрессоров и др.
нефтяные и синтетич. масла вязкостью 10-60 мм 2/с (при 50 0C), предназначенные для смазывания и охлаждения узлов трения турбин, турбоагрегатов, турбонасосов, турбокомпрессорных машин, турбовоздуходувок и связанных с ними редукторов; м. б. использованы также в системах регулирования турбоагрегатов и др.
T. м. должны обладать хорошей стабильностью против окисления при рабочих т-рах 60-100 0C и выше; при длит, эксплуатации (в течение 20-30 тыс. ч) сохранять высокую физ. стабильность; не допускать образования отложений на трущихся деталях; не образовывать стойких эмульсий при обводнении; не пениться во время циркуляции; быть нейтральными по отношению к черным и цветным металлам и неметаллич. материалам.
T. м. приготовляют из нефтяных дистиллятов, подвергнутых глубокой очистке, с добавлением в нек-рых случаях антиокислит., противокоррозионных, деэмульгирующих, про-тивоизносных и противопенных присадок. В качестве синте-тич. масел чаще всего используют триарилфосфаты в чистом виде либо хлорированные. Нек-рые характеристики T. м. приведены в таблице. Мировое произ-во ок. /50 тыс. т/год (1988).
ХАРАКТЕРИСТИКИ ТИПИЧНЫХ ТУРБИННЫХ МАСЕЛ
Состав
| Кинематич. вязкость (при 50 0 С, мм 2/с
| T. заст., 0C
| T. всп., 0C
| Кислотное число
| Область использования
| ||
Дистилляты из малосернистых парафини-стых (селективной очистки) или беспара-финистых (контактной очистки) нефтей
| 20-23
| 180-190
| -15
| 0,1-0,35
| Паровые турбины с частотой вращения более 3000 с -1
| ||
Дистилляты из сернистых парафинистых (селективной очистки) или малосернистых (контактной очистки) нефтей; могут содержать комплекс присадок
| 28-32
| 180-190
| -10
| 0,3-0,60
| То же с частотой вращения 2000-3000 с -1; гидротурбины
| ||
Синтетич. продукты на основе хлорир. триалкилфосфатов
| 20-35
| 220-240
| От -25 до -35
| Ч
| Высокомощные стационарные паровые турбины
| ||
Дистилляты из сернистых парафинистых (селективной очистки) или малосернистых (контактной очистки) нефтей; могут содержать комплекс присадок
| 44-48
| 190-200
| -10
| 0,3-0,7
| Судовые турбозубчатые аг-регаты; пром. механизмы с редукторами
| ||
Дистилляты из малосернистых беспарафини-стых нефтей контактной очистки
| 55-60
| 190-200
| -10
| Ч
| Судовые турбины паровые с редукторами привода главного вала
| ||
Дистилляты из малосернистых нефгей контактной очистки с противозадирной и антиокислит. присадками
| 7-10
| 150-170
| -45
| 0,6-0,7 (при 170 0C; 10ч)
| Судовые турбины газовые
| ||
Лит.: Товарные нефтепродукты: свойства и применение. Справочник, под ред. В.M. Школыгакова, 2 изд., M., 1978, с. 215-21; Гуреев А. А., Фукс И. Г., Лашхи В. Л., Химмотология, M., 1986, с. 265-66.
А. В. Виленкин.
турби́нные масла́
смазочные нефтяные и синтетические масла для опорных подшипников и подпятников главного вала и вспомогательных механизмов паровых и водяных турбин, турбокомпрессоров и др.
* * *
ТУРБИННЫЕ МАСЛАТУРБИ́ННЫЕ МАСЛА́, смазочные нефтяные и синтетические масла для опорных подшипников и подпятников главного вала и вспомогательных механизмов паровых и водных турбин, турбокомпрессоров и др.
нефт. и синтетич. смазочные масла для турбин и турбокомпрессорных машин. Эти же масла применяют обычно в системах регулирования турбоагрегатов, а также в циркуляц. и гидравлич. системах разл. механизмов. Важнейшее св-во Т. м. - стабильность при эксплуатации. Кинематич. вязкость Т. м. составляет (20 - 60)Х 10-6 м2/с (при 50 °С), Гасп (в открытом тигле) 180-195 оС, tзаст до-150С.
Большой Энциклопедический словарь. 2000.