Большая Советская энциклопедия

    группа смазочных масел, используемых для смазки подшипников и вспомогательных механизмов паровых и водяных турбин, турбонасосов, турбокомпрессорных машин (воздушных, газовых и холодильных), а также в качестве смазывающей и рабочей жидкости в различных промышленных механизмах с циркуляционными системами. Т. м. — глубокоочищенные дистиллятные Масла нефтяныеиз малосернистых беспарафиновых или сернистых парафиновых нефтей с добавками, состоящими из комплекса антиокислительных, антикоррозионных, деэмульгирующих, антипенных, в отдельных случаях антиизносных присадок. Характеризуются высокой устойчивостью против окисления, хорошими антикоррозийными и деэмульгирующими свойствами, малой вспениваемостью. Т. м. с вязкостью при 50 ° С 20—23․10-6 м2/сек (20—23 сст) применяются в быстроходных турбоагрегатах (3000 об/мин и выше), а с вязкостью 28—48․10-6 м2/сек (28—48 сст) и более — в тихоходных и мощных, в том числе судовых, турбоагрегатах (турборедукторных установках).

    Для систем регулирования мощных паровых турбин находят применение синтетические Т. м. на основе триксиленилфосфата. Их преимущество — высокая огнестойкость. Однако они дороги и обладают некоторой токсичностью.

    Лит.: Справочник по применению и нормам расхода смазочных материалов, под ред. Е. А. Эминова, 3 изд., кн. 1—2, М., 1969; Товарные нефтепродукты, их свойства и применение, под ред. Н. Г. Пучкова, М., 1971.

    Е. А. Эминов.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    ТУРБИННЫЕ МАСЛА - смазочные нефтяные и синтетические масла для опорных подшипников и подпятников главного вала и вспомогательных механизмов паровых и водных турбин, турбокомпрессоров и др.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Химическая энциклопедия

    нефтяные и синтетич. масла вязкостью 10-60 мм 2/с (при 50 0C), предназначенные для смазывания и охлаждения узлов трения турбин, турбоагрегатов, турбонасосов, турбокомпрессорных машин, турбовоздуходувок и связанных с ними редукторов; м. б. использованы также в системах регулирования турбоагрегатов и др.

    T. м. должны обладать хорошей стабильностью против окисления при рабочих т-рах 60-100 0C и выше; при длит, эксплуатации (в течение 20-30 тыс. ч) сохранять высокую физ. стабильность; не допускать образования отложений на трущихся деталях; не образовывать стойких эмульсий при обводнении; не пениться во время циркуляции; быть нейтральными по отношению к черным и цветным металлам и неметаллич. материалам.

    T. м. приготовляют из нефтяных дистиллятов, подвергнутых глубокой очистке, с добавлением в нек-рых случаях антиокислит., противокоррозионных, деэмульгирующих, про-тивоизносных и противопенных присадок. В качестве синте-тич. масел чаще всего используют триарилфосфаты в чистом виде либо хлорированные. Нек-рые характеристики T. м. приведены в таблице. Мировое произ-во ок. /50 тыс. т/год (1988).

    ХАРАКТЕРИСТИКИ ТИПИЧНЫХ ТУРБИННЫХ МАСЕЛ

    Состав

    Кинематич. вязкость (при 50 0 С, мм 2

    T. заст., 0C

    T. всп., 0C

    Кислотное число

    Область использования

    Дистилляты из малосернистых парафини-стых (селективной очистки) или беспара-финистых (контактной очистки) нефтей

    20-23

    180-190

    -15

    0,1-0,35

    Паровые турбины с частотой вращения более 3000 с -1

    Дистилляты из сернистых парафинистых (селективной очистки) или малосернистых (контактной очистки) нефтей; могут содержать комплекс присадок

    28-32

    180-190

    -10

    0,3-0,60

    То же с частотой вращения 2000-3000 с -1; гидротурбины

    Синтетич. продукты на основе хлорир. триалкилфосфатов

    20-35

    220-240

    От -25 до -35

    Ч

    Высокомощные стационарные паровые турбины

    Дистилляты из сернистых парафинистых (селективной очистки) или малосернистых (контактной очистки) нефтей; могут содержать комплекс присадок

    44-48

    190-200

    -10

    0,3-0,7

    Судовые турбозубчатые аг-регаты; пром. механизмы с редукторами

    Дистилляты из малосернистых беспарафини-стых нефтей контактной очистки

    55-60

    190-200

    -10

    Ч

    Судовые турбины паровые с редукторами привода главного вала

    Дистилляты из малосернистых нефгей контактной очистки с противозадирной и антиокислит. присадками

    7-10

    150-170

    -45

    0,6-0,7 (при 170 0C; 10ч)

    Судовые турбины газовые

    Лит.: Товарные нефтепродукты: свойства и применение. Справочник, под ред. В.M. Школыгакова, 2 изд., M., 1978, с. 215-21; Гуреев А. А., Фукс И. Г., Лашхи В. Л., Химмотология, M., 1986, с. 265-66.

    А. В. Виленкин.

  5. Источник: Химическая энциклопедия



  6. Энциклопедический словарь

    турби́нные масла́

    смазочные нефтяные и синтетические масла для опорных подшипников и подпятников главного вала и вспомогательных механизмов паровых и водяных турбин, турбокомпрессоров и др.

    * * *

    ТУРБИННЫЕ МАСЛА

    ТУРБИ́ННЫЕ МАСЛА́, смазочные нефтяные и синтетические масла для опорных подшипников и подпятников главного вала и вспомогательных механизмов паровых и водных турбин, турбокомпрессоров и др.

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Большой энциклопедический политехнический словарь

    нефт. и синтетич. смазочные масла для турбин и турбокомпрессорных машин. Эти же масла применяют обычно в системах регулирования турбоагрегатов, а также в циркуляц. и гидравлич. системах разл. механизмов. Важнейшее св-во Т. м. - стабильность при эксплуатации. Кинематич. вязкость Т. м. составляет (20 - 60)Х 10-6 м2/с (при 50 °С), Гасп (в открытом тигле) 180-195 оС, tзаст до-150С.

  9. Источник: Большой энциклопедический политехнический словарь



  10. Большой Энциклопедический словарь

    ТУРБИННЫЕ МАСЛА
    ТУРБИННЫЕ МАСЛА - смазочные нефтяные и синтетические масла для опорных подшипников и подпятников главного вала и вспомогательных механизмов паровых и водных турбин, турбокомпрессоров и др.

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  11. Источник: