Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Macbeth) — король шотландский (1040-57), как и соперник его, Дункан I, был внуком короля Малькольма II. Он разбил и убил Дункана в 1040 г. при Дунсинане (в Пертшире) и правил энергично, возмущая вельмож своей строгостью; из них Макдуфф, тан Файфский, бежал в Англию и возбудил к мести Дунканова сына Малькольма. При поддержке могущественного Сиварда, графа Нортумбрии, союзники в 1054 г. взяли замок М., Дунсинан. Война продолжалась, пока М. не пал в 1057 г. при Лумфаноне. М. известен по трагедии Шекспира, следовавшего в ней сказочным преданиям.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (Macbeth)

    (умер 15.8.1057, Ламфанен), шотландский король с 1040. Пришёл к власти, одержав победу над королём Дунканом I и убив последнего в битве при Дунсинейне (Пертшир). Вёл борьбу с феодальными группировками, стремившимися передать престол сыну Дункана — Малькольму. Убит в битве с Малькольмом, который был провозглашен королём.

    Легенды о М. легли в основу сюжета трагедии Шекспира, который почерпнул их из «Хроник» Р. Холиншеда.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Современная энциклопедия

    МАКБЕТ (Macbeth) (? - 1057), шотландский король с 1040. Пришел к власти, убив короля Дункана I. Погиб в битве с сыном Дункана Малькольмом. Легенды о Макбете составили сюжет одноименной трагедии У. Шекспира.

  5. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  6. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  7. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона



  8. Энциклопедический словарь

    Макбе́т

    (Macbeth) (? — 1057), шотландский король с 1040. Пришёл к власти, убив короля Дункана I. Погиб в битве с сыном Дункана Малькольмом. Легенды о Макбете составили сюжет одноименной трагедии У. Шекспира.

    * * *

    МАКБЕТ

    МАКБЕ́Т (англ. Macbeth) (?-1057), король Шотландии (1040—1054); занял трон, свергнув своего двоюродного брата Дункана I(см. ДУНКАН I). Некоторые факты истории Макбета легли в основу сюжета трагедии «Макбет» У. Шекспира(см. ШЕКСПИР Уильям). Предположительно, Макбет был внуком короля Кеннета II (971—995); женился на Груох из рода короля Кеннета III (997—1005). Около 1031 Макбет наследовал своему отцу Финдлеху в качестве мормера (правителя, вассального по отношению к королю) области Морей в Северной Шотландии. Так как королевская власть в Шотландии в ту эпоху, вероятно, переходила по женской линии, Макбет наравне с получившим трон двоюродным братом Дунканом I имел основания претендовать на корону Шотландии.

    Как один из ближайших родственников короля, Макбет занимал видное место при дворе. В отличие от Дункана он пользовался репутацией способного и удачливого полководца: успешно подавил восстание королевских вассалов, возглавлявшееся Макдовальдом, и сыграл, по-видимому, решающую роль в отражении нападения датчан, возглавляемых норвежским королем Свеном. Значительным был вклад Макбета и в победу над английским королем датчанином Кнудом(см. КНУД I Могучий), в результате которой шотландцы заключили выгодный мир, надолго обеспечивший безопасность королевства.

    Согласно легенде, старуха-колдунья предсказала Макбету, что он станет королем. Макбет собрал армию и разгромил короля при Элджине (1 или 14 августа 1040). Король пал в бою (а не был убит Макбетом в постели, как это описано у Шекспира). Сыновья Дункана бежали из страны, а Макбет короновался в Сконе — старинной столице королевства пиктов(см. ПИКТЫ).

    Макбету по-прежнему сопутствовало военное счастье. В 1045 он разбил повстанческую армию при Дункельде, а в 1046 отразил попытку нортумбрийского герцога Сиварда посадить на шотландский престол старшего сына Дункана — Малькольма (будущего короля Малькольма III Кэнмура(см. МАЛЬКОЛЬМ III Кэнмор)). К 1050 Макбет чувствовал себя настолько уверенно, что даже решился надолго покинуть страну, чтобы совершить паломничество в Рим. В 1054 Сивард принудил его отдать часть Южной Шотландии Малькольму, а 15 августа 1057 Макбет потерпел поражение в битве с войсками английского короля Эдуарда и его вассала, нортумбрийского герцога, у Лумфанана. По преданию, Макбет погиб в поединке с шотландцем Макдуфом. Макбет похоронен в усыпальнице шотландских королей на острове Айона как законный правитель, а не как узурпатор. Лулах, сын Макбета, пытался бороться с Малькольмом за власть, но в марте 1058 погиб.

  9. Источник: Энциклопедический словарь



  10. Литературные герои

    МАКБЕТ И ЛЕДИ МАКБЕТ (англ. Macbeth, lady Macbeth) - герои трагедии У.Шекспира «Макбет» (1606). Почерпнув сюжет для своей «шотландской пьесы» из «Хроник Англии, Шотландии и Ирландии» Р.Холиншеда, Шекспир, следуя за изложенной в них биографией Макбета, соединил ее с эпизодом убийства шотландского короля Дуффа феодалом Дональдом, взятым из совсем другой части «Хроник». Шекспир сжал время развития событий: исторический Макбет царствовал значительно дольше. Эта концентрация действия способствовала укрупнению личности героя. Шекспир, как и всегда, далеко отошел от первоисточника. Однако если образ М. все же имеет хотя бы «фактологическую основу», то характер его жены полностью является плодом шекспировской фантазии: в «Хрониках» отмечено лишь непомерное честолюбие супруги короля Макбета.

    В отличие от иных шекспировских «злодеев» (Яго, Эдмунда, Ричарда III), для М. злодеяние не является способом преодолеть собственный «комплекс неполноценности», свою ущербность (Яго - поручик на службе у генерала-мавра; Эдмунд - бастард; Ричард - физический урод). М. - тип абсолютно полноценной и даже почти гармоничной личности, воплощение мощи, воинского таланта, удачливости в любви. Но М. убежден (и убежден справедливо), что он способен на большее. Его стремление стать королем проистекает из знания, что он этого достоин. Однако на его пути к престолу стоит старый король Дункан. И потому первый шаг - к трону, но и к собственной гибели тоже, сначала моральной, а потом и физической - убийство Дункана, происходящее в доме М., ночью, им самим совершенное. А дальше преступления следуют одно за другим: верный друг Банко, жена и сын Макдуфа. И с каждым новым злодеянием в душе самого М. тоже что-то отмирает. В финале он осознает, что обрек себя на страшное проклятие - одиночество. Но уверенность и силу вселяют в него предсказания ведьм: «Макбет для тех, кто женщиной рожден,

    //Неуязвим». И потому с такой отчаянной решимостью сражается он в финале, убежденный в своей неуязвимости для простого смертного. Но оказывается, «что вырезан до срока

    //Ножом из чрева матери Макдуф». И потому именно ему удается убить М.

    В характере М. отразилась не только двойственность, присущая многим ренессансным героям, - сильная, яркая личность, вынужденная идти на преступление ради воплощения себя (таковы многие герои трагедий эпохи Возрождения, скажем Тамерлан у К.Марло), - но и более высокий дуализм, носящий подлинно экзистенциальный характер. Человек во имя воплощения себя, во имя исполнения своего жизненного предназначения вынужден преступать законы, совесть, мораль, право, человечность. Поэтому М. у Шекспира не просто кровавый тиран и узурпатор трона, который в итоге получает заслуженное воздаяние, но в полном смысле трагический персонаж, разрываемый противоречием, составляющим самую суть его характера, его человеческой природы.

    Л.М. - личность не менее яркая. Прежде всего в шекспировской трагедии многократно подчеркивается, что она очень красива, пленительно женственна, завораживающе притягательна. Она и М. - это действительно замечательная, друг друга достойная пара. Обычно считается, что именно честолюбие Л. М. подвигло ее супруга на первое совершенное им злодеяние - убийство короля Дункана, но это не совсем верно. В честолюбии своем они тоже равноправные партнеры. Но в отличие от своего мужа Л. М. не знает ни сомнений, ни колебаний, не ведает сострадания: она в полном смысле слова «железная леди». И потому она не способна разумом постичь, что совершенные ею (или по ее наущению) преступления - грех. Раскаяние ей чуждо. Понимает она это, лишь утрачивая разум, в безумии, когда видит кровавые пятна на руках, которые смыть ничто не в силах. В финале, в самом разгаре боя, М. получает известие о ее смерти.

    Первым исполнителем роли М. был Ричард Бербедж (1611). В дальнейшем эта роль входила в репертуар многих знаменитых трагиков: Д.Гаррика (1744, Леди Макбет - миссис Притчард), Т.Беттертона (1745, Леди Макбет - Э.Барри), Дж.Ф.Кэмбла (1785, Леди Макбет - Сара Сиддонс - лучшая, по отзывам современников, роль самой знаменитой английской актрисы конца XVIII века); в XIX веке - Э.Кина (1817), Ч.Макреди (1819), С.Фелпса (1836), Г.Ирвинга (1888, Леди Макбет 3.Терри). Роль Леди Макбет входила в репертуар Сары Бернар (1884). Чету Макбет играли знаменитые итальянские трагики Э.Росси и А.Ристори. Роль Леди Макбет исполняла выдающаяся польская актриса Х.Моджеевская. В XX веке в роли Макбета выступили многие выдающиеся английские актеры: Л.Оливье, 4.Лаутон, Дж.Гилгуд. Прославленным был дуэт французских актеров Жана Вилара и Марии Казарес в спектакле, поставленном Ж.Вила-ром(1954). На русской сцене «Макбет» был впервые сыгран в 1890 году, в бенефис Г.Н.Федотовой (1890, Макбет - А.И.Южин). В 1896 году партнершей Южина в этом спектакле стала М.Н.Ермолова.

    Сюжет трагедии был воплощен в опере Д.Верди (1847) и в балете К.В.Молчанова (1980), поставленном В.В.Васильевым, который был одновременно и исполнителем главной мужской роли.

    Ю.Г.Фридштейн

  11. Источник: Литературные герои



  12. Энциклопедия кино

    «МАКБЕТ» (Macbeth) Великобритания, 1971, 140 мин.

    Исторический фильм, приключенческий фильм.

    Первый фильм, поставленный Романом Полянским после кровавой и немыслимо жестокой расправы банды Мэнсона над женой режиссера Шэрон Тейт, разумеется, несет на себе отпечаток этого трагического события. Полянского даже упрекали в том, что он сопоставил классическую трагедию Уильяма Шекспира о расплате человека перед предсказанной роковой судьбой за восхождение на вершины власти по трупам и в море крови со своей личной драмой, как бы напророченным приходом «мессии насилия и зла». Чрезвычайно кровавые сцены, а также скандальное появление леди Макбет в абсолютно обнаженном виде в эпизоде ее кошмарного видения (не было ли тут давления со стороны заказчика, новой кинофирмы «Плейбой энтерпрайсиз»?!) многих смутило и отвратило от этой картины. Но участие шекспироведа Кеннета Тайнена в создании сценария вряд ли было случайным — Роман Полянский впечатляюще воспроизводит историческую атмосферу, более того, приближает повествование к стилистике давних шотландских легенд и сказаний, возвращает шекспировскую трагедию к ее истокам. Вполне возможно, что величественная, в духе елизаветинского театра, история сотворения зла и запоздалого раскаяния выглядела в реальности гораздо грубее, вульгарнее, кровавее, неприятно и отталкивающе. Правда, режиссер, всегда тяготевший к наследию сюрреализма и абсурдного театра, не мог в результате не сместить действие к «гран гиньолю», остраненному показу бесчеловечной резни. Оригинален финал ленты, когда еще один всадник (не новый ли Макбет?) спешивается у землянки ведьм и заходит внутрь. Какое его ждет предначертанье?!

    Сергей Кудрявцев

    В ролях: Джон Финч, Франческа Аннис, Мартин Шо, Джон Страйд, Николас Селби.

    Режиссер Роман Полянский (см. ПОЛЯНСКИЙ Роман).

  13. Источник: Энциклопедия кино