Большая Советская энциклопедия

    в древнегреческой мифологии царь эфиопов, сын богини утренней зари Эос, участник Троянской войны (См. Троянская война). М. погиб в единоборстве с Ахиллом и был похоронен в Эфиопии (которую древние греки иногда локализовали в восточной Африке). Изображением М. считали, в частности, одну из двух колоссальных фигур, воздвигнутых при фараоне Аменхотепе III в Фивах (Египет). Поврежденная во время землетрясения, статуя на рассвете издавала звук, который древние отождествляли с голосом М.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Энциклопедический словарь

    МЕМНОН

    МЕМНО́Н, в греческой мифологии сын Эос(см. ЭОС), царь эфиопов. Отец его — брат Приама(см. ПРИАМ) Тифон, и Мемнон выступает как союзник троянцев. Он приводит свое войско на помощь Трое после смерти Гектора(см. ГЕКТОР). Сам он отличается огромной силой и ростом, его доспехи изготовлены Гефестом(см. ГЕФЕСТ). Сражение с Аяксом Теламонидом(см. АЯКСЫ) заканчивается ничьей. Мемнон пытается убить Нестора(см. НЕСТОР (в мифологии)), но тому на помощь приходит Антилох и гибнет от руки Мемнона. Ахилл(см. АХИЛЛ) в ярости вступает в единоборство с Мемноном, и матери обоих молят Зевса о заступничестве. Зевс взвешивает судьбы героев на весах, и Мемнон проигрывает.

    Тело Мемнона Эос хоронит на родине, в Эфиопии, местоположение которой греки представляли достаточно неопределенно. Миф о Мемноне послужил основой не дошедших до нас эпической поэмы «Эфиопида» послегомеровского цикла, трагедий Эсхила(см. ЭСХИЛ) и Софокла(см. СОФОКЛ). Наиболее подробно миф разработан в «Послегомеровском эпосе» Квинта Смирнского. Местообитание эфиопов в представлении греков было связано с Египтом, поэтому здесь находилось множеством объектов, носивших его имя. Наиболее известны колоссы Мемнона — колоссальные статуи Аменхотепа III(см. АМЕНХОТЕП III) в Луксорском храме, издававшие на рассвете звук, который считался приветствием Эос (феномен объяснялся расширением трещин, образовавшихся после землетрясения под влиянием суточных колебаний температур).

  3. Источник: Энциклопедический словарь



  4. Реальный словарь классических древностей


    • Memnon,

    Μέμνων,

    1. особенно прославленный герой в послегомеровских мифах. В «Илиаде» о нем не упоминается, в «Одиссее» в 2-х местах: 11, 522, где он называется прекраснейшим воином, и 4, 187, где он назван сыном Зари, который убил Антилоха. Гесиод (Theod. 984) зовет его сыном Тифона (брата Приама) и Зари (Ήώς), братом Эмафиона, царем эфиолян (отсюда niger, Verg. Aen. 1, 489). В «Эфиопиде» Арктина Милетского М. отправляется в вооружении, изготовленном Гефестом, на помощь Приаму, убивает по смерти Патрокла и Гектора Антилоха, верного друга Ахиллеса, за что последний убивает и его самого, а мать его, Заря, вымаливает у Зевса бессмертие сыну. Этот мифический материал часто разрабатывался трагиками и служил сюжетом для изящных искусств. Под Эфиопией, в которой царствовал М., греки разумели не страну, лежащую выше Египта, но Эфиопию гомеровскую, расположенную к восходу солнца (Ноm. Od. 1, 24), и потому считали его сыном Зари. По Диодору, М., основатель царского дворца в Сузах, названного по его имени Μεμνόνεια (Hdt. 5, 53. 7, 151), был послан ассирийским царем Тевтамом на помощь его вассалу Приаму с войском из эфиоплян и сусианов и, по Павсанию, подчинил все народы между Сусами и Троей. Миф о М. проник в Египет только в александрийское время через греков, которые связали его с колоссальной статуей близ Фив, посвященной египетскому царю Аменофу. Памятник этот, Аменофион или Мемнонион, существующий еще и в настоящее время близ Мединет-Габу, представляет сидящую статую, сделанную из темного мрамора, со сложенными вместе ногами; он был разрушен землетрясением (вероятно, в 27 г. до Р. X.), так что верхняя часть отвалилась и статуя эта с тех пор представляла замечательное явление тем, что при первых лучах восходящего солнца издавала звук, похожий на звук лопающейся струны, на основании чего и говорили, будто М. отвечает этим на приветствие своей матери, Зари. Страбон (17, 813. 816), который первый упоминает об этом явлении, еще не называет эту статую колоссом М.; связь мифа о М. с этим колоссом относится к последнему времени, когда и египетскую Эфиопию стали считать землей М. и полагали, что он удалился из Эфиопии в Египет, а оттуда в Сусы. Замечательный звук получался, вероятно, от прохождения воздуха через поры и скважины треснувшего от землетрясения камня и особенно слышался при перемене температуры с восходом солнца. Гробницы М. указывались в различных местах, в Абиде при Геллеспонте, в Птолемаиде, в Финикии, в Эфиопии. Спутники М., похоронившие труп его в Троаде, вследствие великой печали были превращены в птиц, Memnones и Меmnonides, которые ежегодно прилетали на могилу М. оплакивать его, пока некоторые из них не умирали; они же в честь его вступали между собою в бой;

    2. родосец, брат Ментора, бежавший в Македонию после подавления восстания Артабаза, в котором он принимал участие; впоследствии он опять возвратился и в начале войны с Александром предводительствовал персидским войском в Малой Азии. Он советовал отступить и посредством флота отрезать Александру, пока он был занят завоеванием Азии, сообщение с Европой и произвести против него восстание в Греции и Македонии; но совету его не последовали. После поражения при Гранике, где он командовал 10.000 человек греческих наемников, он защищал Милет и Галикарнасс, затем в качестве предводителя персидского флота завоевал Лесбос, Хиос и несколько из Кикладских островов, завязал сношения с Агисом, царем спартанским, и уже намеревался отправиться в Европу, как вдруг умер во время осады Митилены, в 333 г. Преемники его были побеждены в следующем году. Оставшаяся после него супруга, Барсина, родила от Александра Геракла. Diod. Sic. 17. 1. 22. Arr. 1, 12, 17 слл. Curt. 3, 1.

  5. Источник: Реальный словарь классических древностей