Словарь Брокгауза и Ефрона

    Сергей Иванович — журналист и драматург (1821—84); учился в Московском университете, военное образование полдучил в Николаевской военной академии. Долго состоял в военной службе, сперва в артиллерии, потом в Генеральном штабе; подполковником перевелся в пехоту. По служебным обязанностям и по собственной охоте Т. исколесил всю Россию от Кавказа до Сибири, что дало ему много материала для разнообразных статей. В "Современнике" 1857 г. помещен целый ряд его интересных бытовых очерков под общим заглавием "Рассказы бывалого. Из воспоминаний старого артиллериста"; в "С.-Петерб. ведомостях" 1863—1865 гг. печатались его путевые очерки по Сибири, а в 1866 г. был помещен его фельетон "Башмачник Ян Калинский и его мемуары", за который "Спб. ведомости" получили 3-е предостережение. Раньше он составил "Статистическое описание Харьковской губ." (1859—1860) и сотрудничал в "Харьковск. губ. ведомостях" под собственным именем и под псевдонимом Петр Бахтыгозино. В "Русской старине" 1871—1873 гг. им напечатано несколько исторических и историко-литературных материалов: "Птенцы Петра Великого, их письма, донесения и заметки", "Артемий Петрович Волынский", "Казнь братьев Грузиновых", "О В. В. Капнисте", "Ябеда, комедия Капниста" и др. Написал еще "Днепр и Приднепровье" (СПб., 1877), "Из истории Украины. О Танском и его шайке гайдамаков" ("Новости", 1872), "Куликово поле. Исторический рассказ об этой местности" (СПб., 1868), "Русский Робинзон" (СПб., 1879). До сих пор не сходят с репертуара и большой популярностью пользуются драматические сцены Т., помещенные в "Русской сцене" и изданные отдельно: "Свекровь и теща" (1864), "Бойкая барыня" (1864), "Пансионерка на станции" (1871), "Картинка с натуры" (1864), "Хозяйка и постоялец" (1871), "Укротительница" (1871 и 1875).

    П. В. Б.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    Николай Васильевич [р. 20.11(3.12).1912, село Тума, ныне Клепиковского района Рязанской области], советский генетик и селекционер, академик АН БССР (1953) и академик ВАСХНИЛ (1967). Член КПСС с 1950. В 1935 окончил Воронежский с.-х. институт. В 1945—53 профессор ЛГУ. Директор Биологического института ЛГУ (1948—52), института биологии (1953—65), института генетики и цитологии АН БССР (1965—71). С 1968 академик-секретарь Отделения растениеводства и селекции ВАСХНИЛ. С 1974 директор Всесоюзного научно-исследовательского института прикладной молекулярной биологии и генетики ВАСХНИЛ. Основные труды по генетическим основам селекции растений (полиплоидия сахарной свёклы, явление гетерозиса, генетика цитоплазматической мужской стерильности). Доказал возможность автомиксиса у пшеницы при межвидовых скрещиваниях (1968), исследовал генетику алкалоидности у люпинов. Президент Всесоюзного общества генетиков и селекционеров СССР (1972—76). Награжден двумя орденами и медалью.

    Соч.: Экспериментальная полиплоидия и гетерозис у сахарной свеклы, Минск, 1972 (совм. с В. Е. Бормотовым); Диаллельный анализ в селекции растений, Минск, 1974 (совм. с Л. В. Хотылевой и Л. А. Тарутиной).

    Лит.: Крупный советский ученый, «Селекция и семеноводство», 1973, № 1; Хотылева Л. В., К 60-летию академика Н. В. Турбина, «Вестник сельскохозяйственной науки», 1973, № 1.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Литературные герои

    ТУРБИН - герой романа М.А.Булгакова «Белая гвардия» (1922-1924) и его пьесы «Дни 415 Турбиных» (1925-1926). Фамилия героя указывает на автобиографические мотивы, присутствующие в этом образе: Турбины - предки Булгакова по материнской линии. Фамилию Турбина в сочетании с тем же именем-отчеством (Алексей Васильевич) носил персонаж утраченной пьесы Булгакова «Братья Турбины», сочиненной в 1920-1921 гг. во Владикавказе и поставленной в местном театре.

    Герои романа и пьесы связаны единым сюжетным пространством и временем, хотя обстоятельства и перипетии, в которых они оказываются, разные. Место действия - Киев, время - «страшный год по Рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй». Герой романа - молодой врач, пьесы - полковник-артиллерист. Врачу Т. 28 лет, полковник на два года старше. Оба попадают в водоворот событий гражданской войны и поставлены перед историческим выбором, который они понимают и оценивают скорее как личный, относящийся более к внутреннему бытию личности, нежели к ее внешнему существованию.

    В образе доктора Т. прослеживается развитие лирического героя Булгакова, каким он представлен в «Записках юного врача» и в других ранних произведениях. Герой романа - наблюдатель, видение которого постоянно сливается с авторским восприятием, хотя и не тождественно последнему. Романный герой втянут в вихрь происходящего. Если и участвует в событиях, то помимо своей воли, в результате рокового стечения обстоятельств, когда он, например, попадает в плен к петлюровцам. Герой драмы в значительной мере определяет события. Так, от его решения зависит участь юнкеров, брошенных в Киеве на произвол судьбы. Это лицо действующее, буквально-сценически и сюжетно. Самые действующие во время войны люди - это военные. Действующие на стороне побежденных - самые обреченные. Оттого погибает полковник Т., тогда как доктор Т. выживает.

    Между романом «Белая гвардия» и пьесой «Дни Турбиных» пролегает огромная дистанция, не слишком долгая по времени, но весьма значительная в содержательном отношении. Промежуточным звеном этого пути явилась инсценировка, представленная писателем в Художественный театр, которая в дальнейшем была подвергнута существенной переработке. Процесс превращения романа в пьесу, в который были вовлечены многие лица, протекал в условиях двойного «нажима»: со стороны «художественников», добивавшихся от писателя большей (в их понятиях) сценичности, и со стороны цензуры, инстанций идейного слежения, требовавших показать со всей определенностью «конец белых» (один из вариантов названия). «Окончательная» редакция пьесы явилась следствием серьезного художественного компромисса. Оригинальный авторский слой в ней покрыт множеством посторонних наслоений. Более всего это заметно в образе полковника Т., ко торый периодически скрывает свое лицо под маской резонера и как бы выходит из роли, чтобы заявить, обращаясь более к партеру, чем к сцене: «Народ не с нами. Он против нас».

    В первой постановке «Дней Турбиных» на сцене МХАТа (1926) роль Т. играл Н.П.Хмелев. Он же оставался единственным исполнителем этой роли в продолжение всех последующих 937 представлений.

    Лит.: Смелянский А. Михаил Булгаков в Художественном театре. М., 1989. С. 63-108; см. также Лит. к статье «МАСТЕР».

    С.В.Стахорский

  5. Источник: Литературные герои