Большая Советская энциклопедия

    Лятошинский Борис Николаевич [22.12.1894 (3.1.1895), Житомир, ‒ 15.4.1968, Киев], советский композитор, дирижёр и педагог, народный артист УССР (1968). В 1918 окончил юридический факультет Киевского университета, в 1919 ‒ Киевскую консерваторию по классу композиции Р. М. Глиэра. С 1920 преподавал в той же консерватории, с 1922 вёл класс композиции, с 1935 профессор (в 1935‒38 и 1941‒44 одновременно профессор Московской консерватории). Творческое наследие Л. охватывает все музыкальные жанры; его произведения отмечены высоким мастерством и яркой индивидуальностью стиля, в котором сочетаются характерные особенности музыкальной культуры славянских народов. Автор опер «Золотой обруч» (1930, Киев; 2-я редакция постановка 1970, Государственная премия УССР имени Т. Г. Шевченко, 1971), «Щорс» (1938, там же, 2-я редакция «Полководец», 1948), произведений для оркестра (в том числе 5 симфоний, 3 симфонические поэмы, 3 сюиты), 5 струнных квартетов, «Украинского квинтета» (2-я редакция 1945; Государственная премия СССР, 1946) и других инструментальных ансамблей; кантат, хоров, фортепьянных пьес, романсов, музыки к драматическим спектаклям и фильмам («Тарас Шевченко», 1951; Государственная премия СССР, 1952). Награжден орденом Ленина, 3 другими орденами, а также советскими и иностранными медалями.

    Лит.: Запорожец Н., Б. Н. Лятошинский, М., 1960 (нотогр. и библ. указатели); Самохвалов В., Черты музыкального мышления Б. Лятошинского, К.., 1970.

    И. Ф. Бэлза.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    ЛЯТОШИНСКИЙ Борис Николаевич (1894/95-1968) - украинский композитор, народный артист Украины (1968). Оперы "Золотой обруч" (1930, 2-я редакция 1970), "Щорс" (1938); 5 симфоний и др. Профессор Киевской консерватории (с 1935). Государственная премия СССР (1946, 1952).

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедический словарь

    Лятоши́нский Борис Николаевич

    (1894/1895 — 1968), композитор, народный артист УССР (1968). Ученик Р. М. Глиэра. Оперы «Золотой обруч» (1930, вторая редакция 1970), «Щорс» (1938); 5 симфоний и др. Профессор Киевской консерватории (с 1935). Государственная премия СССР (1946, 1952).

    * * *

    ЛЯТОШИНСКИЙ Борис Николаевич

    ЛЯТОШИ́НСКИЙ Борис Николаевич (1894/95—1968), украинский композитор, народный артист Украины (1968). Оперы «Золотой обруч» (1930, 2-я редакция 1970), «Щорс» (1938); 5 симфоний и др. Профессор Киевской консерватории (с 1935). Государственная премия СССР (1946, 1952).

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Музыкальный словарь

    ( 3 I 1895, Житомир - 15 IV 1968 Киев)

    С именем Бориса Николаевича Лятошинского связан не только огромный и, может быть, самый славный период развития украинской советской музыки, но и память о великом таланте, о мужестве и честности. В самые трудные времена своей страны, в самые горькие минуты собственной жизни он оставался искренним, мужественным художником. Лятошинский преждевсего композитор-симфонист. Для него симфонизм - способ жизни в музыке, принцип мышления во всех без исключения произведениях - от крупнейшего полотна до хоровой миниатюры или обработки народной песни.

    Непростым был путь Лятошинского в искусстве. Потомственный интеллигент, он в 1918 г. закончил юридический факультет Киевского университета, год спустя - Киевскую консерваторию по классу композиции Р. Глиэра. Бурные годы первого десятилетия века отразились и на первых сочинениях молодого композитора, в которых уже ясно ощутимы его привязанности. Первый и Второй струнные квартеты, Первая симфония насыщены бурными романтическими порывами, изысканно-рафинированные музыкальные темы восходят к позднему Скрябину. Огромно внимание к слову - поэзия М. Метерлинка, И. Бунина, И. Северянина, П. Шелли, К. Бальмонта, П. Верлена, О. Уайльда, старинных китайских поэтов воплотилась в столь же утонченных романсах с усложненной мелодикой, необыкновенным разнообразием гармонических и ритмических средств. То же можно сказать и о фортепианных произведениях этого периода (Отражения, Соната), для которых характерны остроэкспрессивные образы, афористический лаконизм тем и максимально активное, драматически-действенное их развитие. Центральное сочинение - Первая симфония (1918), в ней ярко проявился полифонический дар, блестящее владение оркестровыми тембрами, масштабность замыслов.

    В 1926 г. появляется Увертюра на четыре украинские темы, знаменующая начало нового периода, для которого характерно пристальное внимание к украинскому фольклору, проникновение в тайны народного мышления, в его историю, культуру (оперы "Золотой обруч" и "Полководец" ("Щорс"); кантата "Заповiт" на ст. Т. Шевченко; отмеченные тончайшим лиризмом обработки украинских народных песен для голоса с фортепиано и для хора a cappella, в которые Лятошинский смело вводит сложные полифонические приемы, а также необычные для народной музыки, но чрезвычайно выразительные и органичные гармонии). Опера "Золотой обруч" (по повести И. Франко) благодаря историческому сюжету из XIII в. давала возможность живописать и образы народа, и трагическую любовь, и фантастических персонажей. Столь же многообразен и музыкальный язык оперы со сложной системой лейтмотивов, непрерывным симфоническим развитием. В годы войны вместе с Киевской консерваторией Лятошинский эвакуировался в Саратов, где в трудных условиях продолжалась напряженная работа. Композитор постоянно сотрудничал с редакцией радиостанции им. Т. Шевченко, которая транслировала свои передачи для жителей и партизан оккупированной территории Украины. В эти же годы созданы Украинский квинтет, Четвертый струнный квартет, Сюита для струнного квартета на украинские народные темы.

    Послевоенные годы особенно интенсивны и плодотворны. В течение 20 лет Лятошинский создает прекрасные хоровые миниатюры: на ст. Т. Шевченко; циклы "Времена года" на ст. А. Пушкина, на ст. А. Фета, М. Рыльского, "Из прошлого".

    Этапным сочинением стала Третья симфония, написанная в 1951 г. Первой редакции симфонии был предпослан эпиграф: "Мир победит войну". Ее основная тема - борьба добра и зла. После первого исполнения на пленуме Союза композиторов Украины симфония подверглась несправедливо резкой критике, типичной для того времени. Композитору пришлось переделать скерцо и финал. Но, к счастью, музыка осталась жива. По воплощению сложнейшей концепции, музыкальной мысли, драматургическому решению Третью симфонию Лятошинского можно поставить в один ряд с Седьмой симфонией Д. Шостаковича. 50-60-е гг. отмечены громадным интересом композитора к славянской культуре. В поисках единых корней, общности славян пристально изучается польский, сербский, хорватский, болгарский фольклор. Как итог появляются "Славянский концерт" для фортепиано с оркестром; 2 мазурки на польские темы для виолончели и фортепиано; романсы на ст. А. Мицкевича; симфонические поэмы "Гражина, На берегах Вислы; Польская сюита, Славянская увертюра", Пятая ("Славянская") симфония, "Славянская сюита" для симфонического оркестра. Панславянизм Лятошинский трактует с высоких гуманистических позиций, как общность чувств и понимания мира.

    Теми же идеалами руководствовался композитор в своей педагогической деятельности, воспитав не одно поколение украинских композиторов. Школа Лятошинского - это прежде всего выявление индивидуальности, уважение к иному мнению, свобода поиска. Потому столь непохожи друг на друга в своем творчестве его ученики - В. Сильвестров и Л. Грабовский, В. Годзяцкий и Н. Полоз, Е. Станкович и И. Шамо. Каждый из них, выбрав собственный путь, тем не менее в каждом своем сочинении остается верен главному завету Учителя - оставаться честным и бескомпромиссным гражданином, служителем нравственности и совести.

  7. Источник: Музыкальный словарь



  8. Энциклопедия кино

    ЛЯТОШИНСКИЙ Борис Николаевич (03.01.1895, Житомир, Украина — 15.04.1968, Киев), композитор, народный артист Украинской ССР (1968). Лауреат Сталинских премий (1946, 1952), лауреат премии Украинской ССР имени Т. Г. Шевченко (1971).

    Окончил Киевский университет (1918), Киевскую консерваторию (1919, класс Р. М. Глиера). С 1920 — педагог Киевской консерватории, с 1935 — профессор. В 1935—1938 и 1941—1944 — профессор Московской консерватории, создатель композиторской школы (И. Белза, Л. Грабовский, И. Карабиц, В. Сильвестров, Е. Станкович, И. Шамо). Автор опер «Золотой обруч» (1929), «Щорс» (1938), «Полководец» (1968), симфоний, поэм, сюит, пьес, хоров, романсов, музыки к драматическим спектаклям и кинофильмам.

    1931 КАРМЕЛЮК (см. КАРМЕЛЮК (1931))

    1932 ВЫСОТА НОМЕР ПЯТЬ (см. ВЫСОТА НОМЕР ПЯТЬ)

    1932 ИВАН (см. ИВАН (1932))

    1933 ЛЮБОВЬ (см. ЛЮБОВЬ (1933))

    1951 ТАРАС ШЕВЧЕНКО (см. ТАРАС ШЕВЧЕНКО (1951))

    1955 ПЛАМЯ ГНЕВА

    1956 ИВАН ФРАНКО

    1956 КРОВАВЫЙ РАССВЕТ

    1960 ЛЕТАЮЩИЙ КОРАБЛЬ

    1961 ГУЛЯЩАЯ

  9. Источник: Энциклопедия кино



  10. Большой Энциклопедический словарь

  11. Источник: