Большая Советская энциклопедия

    Бабаджанян Арно Арутюнович (р. 22.1.1921, Эривань, ныне Ереван), советский композитор и пианист, народный артист Армянской ССР (1962). Член КПСС с 1956. В 1947 окончил Ереванскую консерваторию, в 1948 ‒ Московскую (класс К. Н. Игумнова). На формирование стиля Б. оказало влияние творчество С. В. Рахманинова и А. И. Хачатуряна. Автор романтической «Героической баллады» для фортепиано с оркестром (1950; Государственная премия СССР, 1951). Экспрессивностью музыкального языка отличаются соната для скрипки и фортепиано (1959), концерт для виолончели (1962), 6 картин для фортепиано (Государственная премия Армянской ССР, 1967) и др. Автор популярных песен и музыки к фильмам. Награжден орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

    Лит.: Григорян А., А. Бабаджанян, М., 1961.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    БАБАДЖАНЯН Арно Арутюнович (1921-83) - российский композитор и пианист, народный артист СССР (1971). "Героическая баллада" для фортепиано с оркестром (1950), фортепианное трио (1952), концерты для инструментов с оркестром, песни (в т. ч. "Песня первой любви", "Загадай желание") и др. Государственная премия СССР (1951).

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедический словарь

    Бабаджаня́н Арно Арутюнович

    (1921—1983), композитор и пианист, народный артист СССР (1971). «Героическая баллада» для фортепьяно с оркестром (1950), фортепьяно трио (1952), концерты для инструментов с оркестром, эстрадные песни (в том числе «Песня первой любви», «Загадай желание») и др. Государственная премия СССР (1951).

    * * *

    БАБАДЖАНЯН Арно Арутюнович

    БАБАДЖАНЯ́Н Арно Арутюнович (22 января 1921, Ереван — 11 ноября 1983), армянский композитор и пианист, народный артист Армянской ССР (1962), народный артист СССР (1971), лауреат Государственной премии СССР (1951, 1953).

    В 1947 окончил Ереванскую консерваторию, в 1948 — Московскую (класс К.Н. Игумнова). На формирование стиля повлияло творчество С.В. Рахманинова и А.И. Хачатуряна. Автор произвелений: «Героическая баллада» для фортепиано с оркестром (1950), фортепианное трио (1952), концерты для инструментов с оркестром, песни («Песня первой любви», «Загадай желание», «Будь со мной», «Королева красоты», «Лучший город земли»). Песни на его музыку исполняли Э. Хиль, Л. Зыкина, А. Герман, М. Магомаев, Е. Полонский.

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Музыкальный словарь

    ( 22 I 1921, Ереван - 11 XI 1983, Москва)

    Творчество А. Бабаджаняна, прочно связанное с традициями русской и армянской музыки, стало значительным явлением в советской музыке. Композитор родился в семье педагогов: отец преподавал математику, а мать - русский язык. В юности Бабаджанян получил всестороннее музыкальное образование. Он занимался сперва в Ереванской консерватории в классе композиции у С. Бархударяна и В. Тальяна, затем переехал в Москву, где окончил Музыкальное училище им. Гнесиных; здесь его учителями были Е. Гнесина (фортепиано) и В. Шебалин (композиция). В 1947 г. Бабаджанян экстерном окончил композиторский факультет Ереванской консерватории, а в 1948 - Московскую консерваторию по классу фортепиано К. Игумнова. Одновременно он совершенствовался по композиции у Г. Литинского в студии при Доме культуры Армянской ССР в Москве. С 1950 г. Бабаджанян преподавал фортепиано в Ереванской консерватории, а в 1956 г. переехал в Москву, где целиком отдался сочинению музыки. Композиторская индивидуальность Бабаджаняна складывалась под влиянием творчества П. Чайковского, С. Рахманинова, А. Хачатуряна, а также классиков армянской музыки - Комитаса, А. Спендиарова. От русской и армянской классических традиций Бабаджанян впитал то, что в наибольшей мере отвечало его собственному ощущению окружающего мира: романтическую приподнятость, открытую эмоциональность, патетику, драматизм, лирическую поэтичность, красочность. Сочинения 50-х гг. - "Героическую балладу" для фортепиано с оркестром (1950), фортепианное Трио (1952) - отличают эмоциональная щедрость высказывания, кантиленная мелодика широкого дыхания, сочные и свежие гармонические краски. В 60 - 70-е гг. в творческом почерке Бабаджаняна обозначился поворот к новой образности, новым выразительным средствам. Сочинения этих лет отличает сдержанность эмоционального выражения, психологическая углубленность. Прежняя песенно-романсовая кантилена сменилась мелодикой экспрессивного монолога, напряженными речевыми интонациями. Эти черты характерны для виолончельного Концерта (1962), Третьего квартета, посвященного памяти Шостаковича (1976). Новые композиционные приемы Бабаджанян органично сочетает с этнически окрашенной интонацией.

    Особое признание завоевал Бабаджанян-пианист, яркий интерпретатор своих сочинений, а также произведений мировой классики: Р. Шумана, Ф. Шопена, С. Рахманинова, С. Прокофьева. Д. Шостакович назвал его великолепным пианистом, исполнителем крупного масштаба. Не случайно фортепианная музыка занимает важное место в творчестве Бабаджаняна. Ярко начав в 40-е гг. "Вагаршапатским танцем", Полифонической сонатой, композитор создал целый ряд ставших впоследствии "репертуарными" сочинений (Прелюдия, Каприччио, "Размышления", Поэма, Шесть картин). Для фортепиано с оркестром написано и одно из последних сочинений - "Грезы (Воспоминания", 1982).

    Бабаджанян - художник самобытный и многогранный. Значительную часть своего творчества он посвятил песне, принесшей ему наибольшую известность. В песнях Бабаджаняна привлекает острое чувство современности, оптимистическое восприятие жизни, открытая, доверительная манера обращения к слушателю, яркий и щедрый мелодизм. Широкую популярность приобрели "По ночной Москве, Не спеши, Лучший город земли, Воспоминание, Свадьба, Озарение, Позови меня, Чертово колесо" и др. Много и успешно композитор работал в области кино, эстрадной музыки, музыкально-театральных жанров. Им созданы мюзикл "Багдасар разводится с женой", музыка к фильмам "В поисках адресата, Песня первой любви, Невеста с Севера, В горах мое сердце" и др. Успех и широкое признание творчества Бабаджаняна - это не просто его счастливая судьба. Он обладал истинным талантом общения с публикой, умел вызвать непосредственный и сильный эмоциональный Отклик, не разделяя слушателей на поклонников серьезной или легкой музыки.

  7. Источник: Музыкальный словарь



  8. Энциклопедия кино

    БАБАДЖАНЯН Арно Арутюнович (22 января 1921, Ереван — 11 ноября 1983), армянский композитор и пианист, народный артист Армянской ССР (1962), народный артист СССР (1971), лауреат Государственной премии СССР (1951, 1953).

    В 1947 окончил Ереванскую консерваторию, в 1948 — Московскую (класс К.Н. Игумнова). На формирование стиля повлияло творчество С.В. Рахманинова и А.И. Хачатуряна. Автор произвелений: «Героическая баллада» для фортепиано с оркестром (1950), фортепианное трио (1952), концерты для инструментов с оркестром, песни («Песня первой любви», «Загадай желание», «Будь со мной», «Королева красоты», «Лучший город земли»). Песни на его музыку исполняли Э. Хиль, Л. Зыкина, А. Герман, М. Магомаев, Е. Полонский.

    1957 Лично известен (см. ЛИЧНО ИЗВЕСТЕН)

    1958 Жених с того света (см. ЖЕНИХ С ТОГО СВЕТА)

    1958 Песня первой любви (см. ПЕСНЯ ПЕРВОЙ ЛЮБВИ)

    1976 В горах мое сердце (см. В ГОРАХ МОЕ СЕРДЦЕ (1976))

    1977 Багдасар разводится с женой (см. БАГДАСАР РАЗВОДИТСЯ С ЖЕНОЙ)

    1978 Приехали на конкурс повара (см. ПРИЕХАЛИ НА КОНКУРС ПОВАРА...)

    1980 Полет начинается с Земли (см. ПОЛЕТ НАЧИНАЕТСЯ С ЗЕМЛИ)

    1983 Механика счастья (см. МЕХАНИКА СЧАСТЬЯ)

  9. Источник: Энциклопедия кино



  10. Большой Энциклопедический словарь

  11. Источник: