Большая Советская энциклопедия

    традиционное название виднейших деятелей христианской церкви 2—8 вв., создавших её догматику и организацию. Главные О. ц. в католицизме — Амвросий Медиоланский, Августин, Иероним, Григорий I Великий, в православии — Афанасий Александрийский, Василий Великий, Григорий Назианзин (Григорий Богослов), Иоанн Златоуст, Иоанн Дамаскин. Церковь считает О. ц. лишь тех, которые причисляются ею к лику святых и учение которых признаётся ортодоксальным (например, такие видные раннехристианские мыслители, как Ориген и Тертуллиан, не включаются в число О. ц.). См. также Патристика.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    ОТЦЫ ЦЕРКВИ - традиционное название деятелей христианской церкви 2-8 вв., создавших ее догматику и организацию. Главные отцы церкви в католицизме - Амвросий Медиоланский, Августин, Иероним, Григорий I Великий, в православии - Афанасий Александрийский, Василий Великий, Григорий Назианзин (Григорий Богослов), Иоанн Златоуст.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедия Кольера

    термин, употребляемый для обозначения ранних христианских писателей, развивавших вероучение на основе Св. Писания и Св. Предания. Благодаря этим авторам церковь восприняла философию и культуру греко-римского мира, усваивая ее здравые элементы, и отвергая ее заблуждения. Последним из западных отцов церкви обычно называют Беду Досточтимого (ум. 735), однако дух патристики - библейский, благочестивый и в общем смысле платоновский - продолжал жить вплоть до возникновения схоластики в 12 в. На Востоке подобной резкой границы не наблюдалось, по крайней мере до момента падения Византийской империи. Обширное издание патристических текстов в 383 томах аббатом Ж. П. Минем, Patrologiae cursus completus, включает сочинения греческих церковных писателей до падения Константинополя (1453) и латинских - до конца понтификата папы Иннокентия III (1216). Эпоха патристики охватывает период с начала 2 в. н.э. до начала 7 в. На смену т. н. апостольским мужам пришли Юстин Мученик и другие апологеты, формулировавшие христианское вероучение на языке наиболее значительных философских систем той эпохи. Между 180 и 260 фундамент греческого спекулятивного богословия был заложен александрийскими христианскими платониками - Климентом и Оригеном. Для развития латинской христианской мысли столь же важное значение имели этические и догматические сочинения двух великих карфагенцев - Тертуллиана и Киприана. После Никейского собора (325) выдвинулась целая плеяда выдающихся христианских писателей. На Востоке дело Афанасия Александрийского было продолжено т.н. каппадокийцами - Василием Кесарийским, его братом Григорием Нисским и Григорием Назианзином, а также Иоанном Златоустом, прославившемся своими проповедями. Различные подходы к христологическому учению развивались в Антиохийской школе (Феодор Мопсуестийский) и в Александрийской школе (Кирилл Александрийский); к этим двум богословам восходят две противоположные ереси - несторианство и монофизитство, между тем как последующие отцы церкви предпочли средний путь, закрепив его в постановлениях Халкидонского собора (451). Крупными богословами были Леонтий Византийский (6 в.), Максим Исповедник (7 в.), Иоанн Дамаскин (8 в.). На Западе родоначальниками классической латинской богословской традиции стали Иларий Пиктавийский, Амвросий Медиоланский и Иероним, автор латинского перевода Библии - Вульгаты. Последующее развитие эта традиция получила в многочисленных сочинениях Августина (ум. 430), учившего о спасении через благодать в лоне церкви. Традиционный список древних латинских учителей церкви замыкают два папы - Лев Великий (ум. 461) и Григорий Великий (ум. 604).

    ЛИТЕРАТУРА

    Флоровский Г.В. Восточные отцы IV века. М., 1992 Флоровский Г.В. Восточные отцы V-VIII веков. М., 1992 Амман А. Путь отцов. Краткое введение в патристику. М., 1994 Карсавин Л.П. Святые отцы и учители Церкви (раскрытие Православия в их творениях). М., 1994

  5. Источник: Энциклопедия Кольера



  6. Философская энциклопедия

    ОТЦЫ ЦЕРКВИ

    см. Патристика.

  7. Источник: Философская энциклопедия



  8. Энциклопедический словарь

    отцы́ це́ркви

    традиционное название деятелей христианской церкви II—VIII вв., создавших её догматику и организацию. Главные отцы церкви в католицизме — Амвросий Медиоланский, Августин, Иероним, Григорий I Великий, в православии — Афанасий Александрийский, Василий Великий, Григорий Назианзин (Григорий Богослов), Иоанн Златоуст.

    * * *

    ОТЦЫ ЦЕРКВИ

    ОТЦЫ́ ЦЕ́РКВИ, традиционное название деятелей христианской церкви 2—8 вв., создавших ее догматику и организацию. Главные отцы церкви в католицизме — Амвросий Медиоланский, Августин(см. АВГУСТИН (апостол Англии)), Иероним, Григорий I Великий(см. ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ), в православии — Афанасий Александрийский(см. АФАНАСИЙ Александрийский), Василий Великий(см. ВАСИЛИЙ Великий), Григорий Назианзин(см. ГРИГОРИЙ НАЗИАНЗИН) (Григорий Богослов), Иоанн Златоуст(см. ИОАНН ЗЛАТОУСТ).

  9. Источник: Энциклопедический словарь



  10. Советская историческая энциклопедия

    традиционное назв. виднейших деятелей христ. церкви 2-8 вв., создавших ее догматику и организацию. Гл. "О. ц." в католицизме - Амвросий Медиоланский, Августин, Иероним, Григорий Великий, в православии - Василий Кесарийский, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Иоанн Дамаскин. В число "О. ц." включаются церк. деятели только определенного периода (иногда этот период расширяют до 12 в.) и лишь те, к-рые причисляются церковью к лику святых, а учение к-рых признается церковью ортодоксальным (исходя из этого Ориген и Тертуллиан не включаются в число "О. ц."). См. также ст. Патристика.

    Лит.: Болотов В. В., Лекции по истории древней церкви, т. 1-4, СПБ-П., 1907-18; Флоровский Г. В., Вост. отцы IV в., Париж, 1931; Каждан A., От Христа к Константину, (М., 1965).

  11. Источник: Советская историческая энциклопедия



  12. Большой Энциклопедический словарь

  13. Источник: