Большая Советская энциклопедия

    Клер (Clair) Рене (настоящая фамилия ‒ Шомет, Chomette) (р. 11.11.1898, Париж), французский кинорежиссёр и кинодраматург. Член Французской академии (1960). Расцвет его творчества относится к 20‒30-м гг. Первый фильм ‒«Париж уснул» (1923), комедия с причудливым фантастическим сюжетом. Ей близки и последующие фильмы К. («Антракт», 1924, и др.). Поставил также «Соломенную шляпку» (1927, по Э. Лабишу), «Двое робких» (1928) и др. Значительный этап в истории французского кино ‒ «Под крышами Парижа» (1930), изящная музыкальная комедия, сочетающая тонкий юмор и лирическую грусть. В фильмах «Свободу нам!» (1932) и «Последний миллиардер» (1934) преобладают элементы гротеска и социальной сатиры. В середине 30-х гг. работал в Великобритании (комедии «Привидение едет на Запад», 1936, «Ошеломляйте новостями», 1938) и в США («Я женился на ведьме», 1942, и др.). С 1947 вновь во Франции. Поставил лирическую комедию «Молчание ‒ золото» (1947) и философскую драму «Красота дьявола» (1950) ‒ современный вариант легенды о Фаусте. Тема сопоставления мечты и реальности воплощена К. в фильме «Ночные красавицы» (1952). Режиссёру близки также лирические и юмористические описания жизни провинциального города ‒ «Большие манёвры» (1955), городских низов Парижа ‒ «Порт де Лила» (1957, в советском прокате ‒ «На окраине Парижа»), крестьян ‒ «Всё золото мира» (1961). Режиссёр выступает против прозаической серости буржуазной действительности, противопоставляя ей изящество и остроумие поэтических вымыслов. Автор сценариев ряда своих фильмов.

    Соч.: Размышления о киноискусстве, пер. с франц., М., 1958.

    Лит.: Лепроон П., Современные французские кинорежиссёры, перевод с франц., М., 1960; Авенариус Г., Рене Клер, в сборнике: Французское киноискусство, М., 1960, Брагинский А. В., Рене Клер, М., 1963.

    В. И. Божович.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Энциклопедия Кольера

    (Clair, Rene) (1898-1981), французский кинорежиссер, сценарист. Клер (наст. имя - Рене Шомет, Chomette) родился 11 ноября 1898 в Париже. В 1921 статистом дебютировал в кино. Сыграв в нескольких картинах, в 1922 был принят на должность ассистента режиссера. В том же году поставил свою первую самостоятельную картину - экспериментальную короткометражку Париж уснул (Paris qui dort). Следующая картина Клера, также фантастическая комедия Призрак Мулен-Руж (Le Fantme du Moulin Rouge), провалилась. Тем не менее в 1924 он был приглашен снять короткометражный фильм для показа в антракте дадаистического балетного спектакля Представление отменяется (Relche). Первый звуковой фильм Клера - Под крышами Парижа (Sous les Toits de Paris, 1930) - принес режиссеру международную известность. Последовавшие за ним Миллион (Le Million, 1931) и Свободу нам! (A Nous la libert, 1932) были отнесены к шедеврам комедийного жанра. Англоязычный дебют Клера - Призрак едет на Запад (The Ghost Goes West, 1935) - тоже увенчался крупным коммерческим успехом, что побудило режиссера с началом Второй мировой войны выехать в США. Во время пятилетнего пребывания в Америке Клер снял всего четыре фильма. Вернувшись в 1947 во Францию, Клер активно работал в кино, но лишь две его работы - Ночные красавицы (Les Belles de nuit, 1952) и Большие маневры (Les Grandes Manoeuvres, 1955) получили признание.

    ЛИТЕРАТУРА

    Брагинский А.В. Рене Клер. М., 1963 Клер Р. Сценарии и комментарии. М., 1969 Клер Р. Кино вчера, кино сегодня. М., 1981 Божович В.И. Рене Клер - классик французского кино. М., 1981

  3. Источник: Энциклопедия Кольера



  4. Энциклопедический словарь

    Клер Рене

    (Clair), настоящая фамилия Шомет (Chomette) (1898—1981), французский кинорежиссёр. От авангардных фарсово-эксцентрических фильмов («Антракт», 1924) перешёл к созданию лирико-иронических, порой сатирических комедий: «Соломенная шляпка» (1928), «Под крышами Парижа» (1930), «Большие манёвры» (1955), «Порт де Лила» (1957; в отечественном прокате — «На окраине Парижа»), «Всё золото мира» (1961) и др. Для режиссёрской манеры Клера характерны опора на театральные и литературные традиции, тонкая наблюдательность, фантазия, юмор, музыкальность. Автор сценариев своих фильмов.

    * * *

    КЛЕР Рене

    КЛЕР Рене (Rene Clair; наст. фам. Шомет, Chomette) (11 ноября 1898, Париж — 15 марта 1981, Нейи-сюр-Сен, Франция), французский кинорежиссер.

    Сын торговца мылом, Рене с раннего детства увлекался театром, писал стихи и пьесы, ставил спектакли в кукольном театре. Во время Первой мировой войны добровольцем ушел на фронт. В 1920-х гг. увлекся левой идеологией и художественным авангардом. Рене выступал с критическими статьями, снимался в фильмах Луи Фейада и Якова Протазанова(см. ПРОТАЗАНОВ Яков Александрович).

    В 1923 Клер поставил по собственному сценарию фантастическую комедию «Париж уснул». Оригинальный замысел позволил сочетать сатиру на нравы и мораль обывателя с экспериментами (движение, монтаж, ритм). В 1924 снял короткометражный фильм «Антракт», предназначенный для дадаистического спектакля. Последующие ленты Клера «Призрак Мулен Ружа» (1925) и «Воображаемое путешествие» (1926) не имели успеха. Уже в них возникает тема несовпадения мечты и реальности.

    В 1927 Клер экранизировал водевиль «Соломенная шляпка», которая стала одной из лучших лент немого кино и образцом лирической комедии. Эта картина вывела Клера в число ведущих режиссеров французского кино. Его водевили «Двое робких» (1928), «Миллион» (1931), лирические и сатирические комедии «Под крышами Парижа» (1930, первая звуковая лента Клера), «14 июля» (1933), «Свободу нам!» (1932), «Последний миллиардер» (1934, приз на международном кинофестивале в Москве, 1935) отличаются оригинальными экспериментами со звуком, музыкой и изображением. В каждой ленте он ставил перед собой новые формальные задачи и с блеском их решал.

    Постепенно складывается своеобразный мир клеровских персонажей, в котором представлены наиболее характерные типы межвоенной эпохи. В то же время определяется и специфический взгляд режиссера на мир, заявляющий о себе то лирическим изображением жизни обитателей окраин Парижа, то жесткой сатирой на абсурдность и античеловечность индустриализованного общества.

    После 1934 Клер переезжает в Англию, а в начале Второй мировой войны — в США. Его картины 1936—1945 гг. «Призрак едет на Запад» (1935), «Красотка Нового Орлеана» (1941), «Я женился на ведьме» (1942) по-прежнему остроумны и профессиональны, но утрачивают прежнее обаяние. После войны Клер снимает во Франции фильмы «Молчание — золото» (1947), «Красота дьявола» (1950), «Ночные красавицы» (1952), однако эти фильмы не имели особого успеха у зрителей и критики, несмотря на высочайшее мастерство и оригинальные находки.

    Картины позднего Клера «Большие маневры» (1955, первый цветной фильм режиссера), «Порт де Лила» (1957, другое прокатное название — «На окраине Парижа»), «Все золото мира» (1960) проникнуты лирической нежностью, поэтизируют жизнь парижских окраин, персонажей, не находящих себе места в безумном мире потребления. Последняя лента «Праздники любви» поставлена в 1965. Автор смешных и условных по манере фильмов, которые снимались в стилизованных декорациях, Клер остается символом самого счастливого периода для кино Франции, отстоявшего свою независимость и оригинальность. В 1960 Клер первым из деятелей кино был избран членом Французской академии.

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Энциклопедический словарь псевдонимов

    (наст. фам. Шомет; 1898–1981) – франц. кинорежиссер, сценарист. Пост. ф.: «Под крышами Парижа» (1930), «Последний миллиардер» (1934), «Большие маневры» (1955), «Порт де Лила» (1957; в отеч. прокате «На окраине Парижа»), «Все золото мира» (1961) и др.

  7. Источник: Энциклопедический словарь псевдонимов



  8. Энциклопедия кино

    КЛЕР (Clair) Рене (11 ноября 1898 — 15 марта 1981), французский режиссер. Настоящая фамилия Шомет.

    Сын торговца мылом, с раннего детства увлекался театром, писал стихи. После войны выступал с критическими статьями, снимался в фильмах Л. Фейада и Я. Протазанова. В 1923 создал по собственному сценарию фантастическую комедию «Париж уснул» (Paris Qui Dort). Оригинальный замысел позволил сочетать сатиру на нравы и мораль обывателя с интересными экспериментами (движение, монтаж, ритм). В 1924 снял короткометражный фильм «Антракт» (Entrracte, сценарий Ф. Пикабиа, музыка Э. Сати) для заполнения паузы между актами дадаистического балета «Представление отменяется». Ироничность наблюдений и ясная логика монтажных решений наряду с экспериментами с движением не позволяют относить «Антракт» к чисто формальным поискам. Последующие ленты Клера, такие как: «Призрак Мулен Ружа» (Le Fantome Du Moulin Rouge, 1925) и «Воображаемое путешествие» (Le Voyage Imaginaire, 1926) не имеют успеха, хотя уже в них возникает тема несовпадения мечты и реальности, а преображение действительности в эпизодах сновидений представляет собой один из самых ранних примеров киномонолога героя и стоящего за ним автора.

    Успех экранизации водевиля «Соломенная шляпка» (Un Chapeau De Paille D"italie, 1927) открывает самый счастливый для Клера период творчества, когда он становится ведущим режиссером французского кино. Его водевили, такие как: «Двое робких» (Les Deux Timides, 1928); «Миллион» (Le Million, 1931), лирические — «Под крышами Парижа» (Sous Les Toits De Paris, 1930); «14 июля» (Quatorze Juillet, 1933) и сатирические — «Свободу нам!» (A Nous La Liberte, 1932); «Последний миллиардер» (Le Dernier Milliardaire, 1934), приз на МКФ в Москве—35) комедии по-прежнему отличаются оригинальными экспериментами со звуком, музыкой и изображением. Постепенно складывается своеобразный мир клеровских персонажей, в котором представлены наиболее характерные типы межвоенной эпохи. В то же время определяется и специфический взгляд режиссера на мир, заявляющий о себе то лирическим изображением жизни обитателей окраин Парижа, то жесткой сатирой на абсурдность и античеловечность индустриализованного общества, подготовившего почву для кризисов и диктатуры.

    После попытки фашистского путча в 1934 Клер переезжает в Англию, а после начала Второй мировой войны — в США. Его картины 1936—1945, например: «Призрак едет на Запад» (The Ghost Goes West, 1935); «Красотка Нового Орлеана» (The Flame Of New Orleans, 1941); «Я женился на ведьме» (I Married A Witch, 1942) по-прежнему остроумны и профессиональны, но утрачивают прежнее оригинальность и обаяние. После войны Клер снимает во Франции «Молчание — золото», 1947; «Красота дьявола» (La Beaute Du Diable, 1950); «Ночные красавицы» (Les Belles De Nuit, 1952), но его забавные и еще более печальные размышления об абсурдности мира, о слепоте и эгоизме человека, теряющего из-за иллюзий радость сегодняшнего бытия, не встречают адекватной реакции зрителей и критики несмотря на высочайшее мастерство и оригинальные находки. Картины позднего Клера («Большие маневры» (Les Grandes Manoeuvres, 1955); «Порт де Лила»/«На окраине Парижа» (Porte De Lilas,1957); «Все золото мира» (1960) проникнуты лирической нежностью, поэтизируют жизнь парижских окраин и аутсайдеров, не находящих себе места в безумном мире потребления. Последняя лента «Праздники любви» поставлена в 1965. Автор смешных и условных по манере фильмов, которые снимались в стилизованных декорациях, Клер остается символом самого счастливого для кино Франции периода, когда оно отстояло свою независимость и оригинальность. Первым из деятелей кино был в 1960 избран членом Французской Академии.

    Владимир Утилов

    Лауреат Венецианского кинофестиваля в номинации «Самый забавный фильм» за 1932 год

    1923 ПАРИЖ УСНУЛ / PARIS QUI DORT режиссер, сценарист

    1924 ENTRRACTE режиссер, сценарист

    1925 ПРИЗРАК МУЛЕН РУЖА / LE FANTOME DU MOULIN ROUGE режиссер, сценарист

    1926 ВООБРАЖАЕМОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ / LE VOYAGE IMAGINAIRE режиссер, сценарист

    1927 СОЛОМЕННАЯ ШЛЯПКА / UN CHAPEAU DE PAILLE D"ITALIE режиссер, сценарист

    1927 LA PROIE DU VENT режиссер, сценарист

    1928 LA TOUR режиссер, сценарист

    1928 ДВОЕ РОБКИХ / LES DEUX TIMIDES режиссер, сценарист

    1930 ПОД КРЫШАМИ ПАРИЖА / SOUS LES TOITS DE PARIS режиссер, диалог

    1931 МИЛЛИОН / LE MILLION режиссер, автор песен

    1932 СВОБОДУ НАМ! / A NOUS LA LIBERTE режиссер, диалог

    1933 14 ИЮЛЯ / QUATORZE JUILLET режиссер, сценарист

    1934 LE DERNIER MILLIARDAIRE режиссер, сценарист

    1935 UN VILLAGE DANS PARIS: MONTMARTRE продюсер

    1935 ПРИЗРАК ЕДЕТ НА ЗАПАД / THE GHOST GOES WEST режиссер, сценарист

    1938 BREAK THE NEWS продюсер, режиссер

    1941 КРАСОТКА НОВОГО ОРЛЕАНА / THE FLAME OF NEW ORLEANS режиссер

    1942 Я ЖЕНИЛСЯ НА ВЕДЬМЕ / I MARRIED A WITCH продюсер, режиссер

    1943 FOREVER AND A DAY продюсер, режиссер

    1944 IT HAPPENED TOMORROW режиссер, сценарист

    1945 AND THEN THERE WERE NONE продюсер, режиссер

    1947 LE SILENCE EST D"OR режиссер, сценарист

    1950 КРАСОТА ДЬЯВОЛА / LA BEAUTE DU DIABLE режиссер, сценарист

    1952 НОЧНЫЕ КРАСАВИЦЫ / LES BELLES DE NUIT режиссер, сценарист

    1955 БОЛЬШИЕ МАНЕВРЫ / LES GRANDES MANOEUVRES продюсер, режиссер, сценарист, экранизация, диалог

    1957 НА ОКРАИНЕ ПАРИЖА / PORTE DE LILAS режиссер, сценарист

    1961 LA FRANCAISE ET L"AMOUR режиссер, сценарист

    1961 TOUT L"OR DU MONDE режиссер, сценарист

    1962 LES QUATRES VERITES режиссер, сценарист

    1965 LES FETES GALANTES режиссер, сценарист

    UNE HEURE PRCS DE TOI / UNE HEURE PRCS DE TOI режиссер

  9. Источник: Энциклопедия кино