«Ковёр»

Ковёр в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Ковёр»

Источники

  1. Большая Советская энциклопедия
  2. Словарь форм слова
  3. Толковый словарь Даля
  4. Толковый словарь Ожегова
  5. Малый академический словарь
  6. Толковый словарь Ушакова
  7. Толковый словарь Ефремовой
  8. Большой энциклопедический словарь
  9. Современная энциклопедия
  10. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
  11. Большой англо-русский и русско-английский словарь
  12. Большой англо-русский и русско-английский словарь
  13. Англо-русский словарь технических терминов
  14. Русско-английский словарь математических терминов
  15. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  16. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  17. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  18. Большой французско-русский и русско-французский словарь
  19. Большой испано-русский и русско-испанский словарь
  20. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  21. Большой филателистический словарь
  22. Энциклопедический словарь
  23. Русско-английский политехнический словарь
  24. Dictionnaire technique russo-italien
  25. Русско-украинский политехнический словарь
  26. Русско-украинский политехнический словарь
  27. Словарь бизнес-терминов
  28. Словарь бизнес-сленга
  29. Большой Энциклопедический словарь
  30. Толковый словарь Даля

    Большая Советская энциклопедия

    художественное текстильное изделие, обычно с многоцветными узорами или изображениями, служащее главным образом для украшения и утепления помещений, а также для звукопоглощения (бесшумности).

    Самые ранние из сохранившихся ворсовых и войлочных К. были найдены на территории СССР (см.Пазырыкские курганы). Сохранились свидетельства о существовании К. в Ассирии и Вавилоне.

    Художественные особенности К. определяются фактурой ткани (ворсовой или безворсовой поверхности), характером материала (шерсти, шёлка, льна, хлопка и др.; например, шерсть даёт тончайшие переливы ворса) и красителей, форматом, соотношением бордюра и центрального поля К., характером и композицией орнамента (растительный, геометрический или какой-либо др., размещенного в полосах, медальонах, рядами и т.д.), цветовым построением.

    Из К. Востока наиболее широко известны иранские, турецкие, туркменские и азербайджанские. Иранские К. классифицируются по месту производства (например, «исфахан», «кашан», «фараган», «джоушаган», «хорасан» и так далее) или по типу орнамента («медальонные», охотничьи», «звериные», «садовые», «вазовые»); они характеризуются большей частью высокой плотностью (особенно К. Исфахана и Кашана), сложным растительным и геометрическим орнаментом, в который часто включаются надписи, изображения людей и животных, многополосной каймой и чрезвычайно богатой и разнообразной палитрой. Турецкие К., которые также делятся по месту производства («ушак», «бергама», «ладик», «гиордес», «кула» и пр.), украшаются орнаментом из крупных, сильно стилизованных или геометризованных растительных мотивов, как правило, яркой, контрастной расцветки. Типичны молитвенные К. с изображением михраба с лампой внутри него, 2 колонками по сторонам и надписями (стихи Корана) вокруг него. Туркменские К. классифицируются по родоплеменной принадлежности (текинские, йомудские, эрсаринские, сарыкские и др.). Орнамент центрального поля составлен из повторяющегося рядами родоплеменного знака — геля (8-угольный медальон), форма и заполнительный узор которого различны у различных племен. Расцветка большинства гёлей диагональная. Для всех туркменских К. (кроме типа «бешир») характерна единая цветовая гамма, построенная на многообразии оттенков красного цвета. Азербайджанские К., чрезвычайно разнообразные по видам, также различаются по месту производства. Для одних видов («куба», «ширван», «казах», «зенджа» и пр.) характерны сложные геометрические узоры, которые включают схематические фигурки животных и людей, и размещенные по одной оси в центральном поле фигурные многоугольные или звездчатые медальоны, для др. («Карабах» и пр.) — разнообразный растительный орнамент с обилием цветочных мотивов. Азербайджанские К. выделяются звучным колоритом, построенным на сочетании локальных интенсивных тонов.

    В западноевропейском ковроткачестве, в котором особое место занимают с 16 в. Шпалеры (фламандские, французские, немецкие), в 17—18 вв. выделяются ворсовые К. мануфактуры Савоньри, основанной в 1624 в Париже (в помещениях бывшей мыловаренной мануфактуры, откуда и название её — от savon, т. е. мыло). Это К. с пышным полихромным цветочным и арабесковым барочным орнаментом, обычно на чёрном фоне. Под их влиянием вырабатывались ворсовые К. в Англии и Испании. В 19 в. с развитием фабричного производства художественный уровень западноевропейского ковроделия резко падает. Однако к середине 20 в. в ряде стран (особенно во Франции) делаются успешные попытки вывести из тупика эту отрасль художественного ремесла, вернуть ей былое значение. Заметные успехи в этой области достигнуты в Польше, Болгарии, Румынии, Югославии, где возрождается изготовление как ворсовых, так и безворсовых ручных К. с геометрическим и стилизованным растительным орнаментом.

    В Европейской части СССР ковроделие издавна развивалось на Украине (главным образом безворсовые К.-Килимы: в центральных районах — с узором из плоскостно трактованных и размещенных рядами цветов на чёрном, голубом или светло-жёлтом фоне, а в западных — с геометрическим узором). Килимы ярких расцветок с мотивами цветочных веток и вазонов, а также с геометризованным орнаментом ткутся в Молдавии. Из русских К. особенно известны курские и воронежские — безворсовые. с объёмно трактованными цветами натуральной расцветки на чёрном фоне. В Тюменской области ткутся высоковорсовые К. с цветочным орнаментом. В СССР после 1917 мастера-ковроделы, организованы в артели, ведут поиски выразительных средств для воплощения нового мироощущения. В то же время ими используются старые традиции и приёмы. Большая роль в этих исканиях принадлежит ковровой лаборатории при НИИ художественной промышленности, ковровым производственным объединениям Азербайджанской ССР и Туркменской ССР, экспериментально-художественным мастерским.

    В оборудовании современного жилого и общественного интерьера ковровые материалы и изделия находят все более широкое применение в качестве покрытия полов, мебели, стен и так далее. В зависимости от назначения (области применения) и степени интенсивности динамических и статических нагрузок (неодинаковых в жилых или общественных помещениях, каютах судов, салонах самолетов, вертолётов и автомашин) К. имеют различную структуру и фактуру: гладкие (без ворса), с разрезным, неразрезным и комбинированным ворсом (высоким и низким). По способу выработки различают К. ручной и машинной (с середины 19 в.) работы, тканные и вязаные. К ковровым изделиям относятся также узорчатые войлоки (кошмы). Правильный выбор волокнистых материалов и нитей с заранее заданными свойствами (малорастяжимые, текстурированные и кордные нити), пряжи для ворса и каркаса с использованием натуральных и химических штапельных волокон (лавсан, капрон, полипропилен, мтилон и др.) в значительной степени предопределяют тип К., область применения, его надежность, долговечность. К. (ворсовые и безворсовые) в СССР изготовляются ручным способом на вертикальных и горизонтальных ковроткацких станках (масса 1 м2 в кг — 2,5; 3,2 и более), а также при помощи машин (масса 1 м2 в кг — 1,8—2,2; 2,5). Машинное ковроткачество более производительно, чем ручное. Ковровщица при вязке ворсового узла выполняет в год в среднем 10—12 м2 К. Выработка идентичных по рисунку, колориту, плотности (число ворсовых пучков по горизонтали и вертикали), внешнему виду машинных тканых жаккардовых двухполотенных К. с разрезным ворсом достигает 4—6 м2 за 1 час.

    Однако по качеству исполнения и сложности рисунка ручные К. не превзойдены, поэтому их стоимость выше. При ручном ковроткачестве ворс образуется путём завязывания узлов из разноцветной гребенной или аппаратной ворсовой пряжи на нитях основы (рис. 1). Концы ворсовых узлов выводятся на лицевую сторону и равномерно обрезаются, формируя опорную поверхность на особо прочном каркасе ткани, состоящем из кордных нитей основ и утка. Узлы располагаются горизонтальными рядами. После каждого ряда пропускаются нити утка, а затем металлической гребёнкой весь ряд плотно прибивается к предыдущему. Безворсовые ручные К. (килим, палас, шпалера, сумах) формируются следующим образом (рис. 2): двусторонняя ткань килима образуется сцеплением (перевивкой) цветных нитей утка, которые плотно прикрывают нити основы, паласа — без сцепления цветных утков (поэтому по границам рисунка получаются просветы или зазоры), сумаха (односторонний К. полотняного переплетения) — стежками, «косичками» (на лицевой поверхности К. цветной уток обвивается каждой парой нитей основы), шпалеры — с вводом цветных нитей на изнаночную сторону.

    Механическое ткачество безворсовых К. мало отличается от изготовления обычных многослойных декоративных тканей и выполняется на многочелночных станках, оснащенных машиной Жаккарда (см. Жаккарда машина).

    На ковроткацком станке, оснащенном машиной Жаккарда, изготовляются одновременно два пяти- шестицветных К.— верхнее и нижнее полотно. Оба полотна расположены друг от друга на расстоянии, определяемом высотой ворса, К. имеют общую ворсовую, коренную и настилочную основы. Нити основ верхнего и нижнего полотна переплетаются нитями утка, а затем разрезаются ножом (рис. 3).

    Многоцветные К. с разрезным ворсом бывают ленточными (синелевыми), трубчатыми (рис. 4) и жаккардовыми. Ленточные К. изготовляют на автоматических или механических ткацких станках. Производительность ленточного станка не более 1 м2 за 1 час.

    При жаккардовом способе рисунок К. образуется из ворсовой пряжи 8—12—16 цветов при помощи машины Жаккарда.

    Перспективно производство основовязаных трикотажных К. и ворсово-пришивных (тафтинговых) ковровых покрытий, в основном с неразрезным петельным ворсом. Такие К. выпускаются одно-двухцветные и меланжированные. Разработаны и применяются способы нанесения орнаментального рисунка на трикотажные, ворсово-прошивные (тафтинговые) и иглопробивные К. до 10—12 цветов печатью на машинах с сетчатыми шаблонами и вращающимися перфорированными цилиндрами. Трикотажные К. типа букле с неразрезным петельным ворсом вырабатываются на основовязальных рашель-машинах производительностью до 100 м2 за 1 час.

    Для ворсово-прошивного коврового покрытия отдельно изготовляют каркасную подкладочную ткань полотняного или саржевого переплетения на широких ткацких станках тяжёлого типа. Ворсо-прошивание осуществляется на многоигольной машине с рабочей шириной до 5 м. Ср. производительность ворсово-прошивной машины — 150 м2 за 1 час.

    Ковровые материалы, снятые со станков, обычно загрязнены и имеют различные дефекты. Чтобы устранить эти дефекты, очистить изделия, ввести недостающие нити, применяется отделка: пропарка и очистка, штопка, стрижка (для К. с разрезным ворсом), покрытие тыльной части аппретом для придания требуемой жесткости, прочного закрепления ворсового пучка-петли и предупреждения скольжения покрытия по полу. Основовязанные трикотажные и ворсово-пришивные К. обрабатываются раствором латекса (нанесение на тыльную часть К. гладкого или вафельного пенопласта). Тенденция развития машинного производства К. направлена на создание высокопроизводительного парка такого технологического оборудования, которое могло бы обеспечить те же структуру, прочность и разнообразие, что и у ручных К.

    Лит.: [Крыжановский Б.], Украинские и румынские килимы, Л., 1925; Ковры РСФСР [каталог], М., 1952; Яковлева Е. Г., Русские ковры, М., 1959; Левин Л. М., Свердлин В. И., Ковры и ковровые изделия, М., 1960; Керимов Л., Азербайджанский ковёр, Баку, [1961]; Руденко С. И., Древнейшие в мире художественные ковры и ткани..., М., 1968: Айрапетов Д. П., Кошкин В. Г., Левин Л. М., Синтетические ковровые материалы для покрытия полов, М., 1967; Hubel R., Ullstein Teppichbuch..,, В., 1965.

    Н. Ю. Бирюкова, Л. М. Левин.

    Рис. 1. Схемы вязки двойного узла: 1 — за две нити основы; 2 — за четыре нити основы; 3 — за одну нить основы; 4 — за две нити основы вертикально.

    Рис. 2. Структура безворсовых ручных ковров: 1 — палас; 2 — килим; 3 — шпалера; 4 — сумах.

    Рис. 3. Структура двухполотенных ковров: 1 — коренная основа; 2 — настилочная основа; 3 — ворсовая основа; 4 — нити утка; 5 — нож.

    Рис. 4. Структура трубчатых ковров: 1 — коренная основа; 2 — настилочная основа; 3 — уток; 4 — пучки ворсовой основы.

    Рис. 5. Структура жаккардовых ковров: 1 — коренная основа; 2 — настилочная основа; 3 — уток; 4 — пучки ворсовой основы.

    Салорский ковёр. Шерсть. 19 в. Музей изобразительных искусств Туркменской ССР. Ашхабад.

    Ковёр типа «ушак». Западная Анатолия (Турция). Шерсть. 17 в.

    Ковёр с изображением павильонов (фрагмент). Индия. Шёлк. 18 в. Эрмитаж. Ленинград.

    Ковёр с геометрическим узором (фрагмент). Египет. Шерсть. Около 1500. Музей ислама. Берлин.

    Ковёр из гробницы шейха Сефи в Ардебиле (Иран). Шерсть, шёлк. 1539—40.Музей Виктории и Альберта. Лондон.

    Большой «охотничий» ковёр (фрагмент). Кашан (Иран). Шёлк, металлические нити. Середина 16 в. Австрийский музей прикладного искусства. Вена.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Словарь форм слова

    1. ковёр;
    2. ковры́;
    3. ковра́;
    4. ковро́в;
    5. ковру́;
    6. ковра́м;
    7. ковёр;
    8. ковры́;
    9. ковро́м;
    10. ковра́ми;
    11. ковре́;
    12. ковра́х.
  3. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  4. Толковый словарь Даля

    муж. келим; толстая, тканая полсть, полстина: узорчатая, обычно шерстяная постилка. Ковры бывают гладкие и стриженые или рытые; есть и войлочные, набивные, полстяные. Рассыпался ковер по всем сторонам, никому не собрать, ни попам, ни дьякам, ни серебренникам? звезды. Ковер или коврик самолет, в ·сказ. вымысел вроде сапогов-самоходов, скатерти хлебосолки, сумы дай пить есть и пр. Не Стенька: на ковре по Волге не поплывешь! от преданья: Разин расстилал на воду ковер, и на нем безопасно уплывал. Коверный, ковровый, к ковру относящийся. Ковровый платок, не набивной, вытканный узором, бумажный плотный. Коверник муж. -ница жен. коверщик, ковровщик, -щица, ковровый мастер, ткачь.

  5. Источник: Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863-1866.



  6. Толковый словарь Ожегова

    КОВЁР, -вра, муж. Изделие (обычно многоцветное, узорчатое) из шерстяной, шёлковой пряжи, часто с ворсом, употр. для покрытия пола, украшения стен. К. ручной работы. Расстелить, свернуть к. У ковра выступать (в цирке: быть ковёрным). Зелёный к. луга (перен.). К. зимы (перен.: снег). Вызвать, поставить на к. кого-н. (перен.: строго призвать к ответу, потребовать объяснений; разг.).

    | уменьш. коврик, -а, муж. Домотканый к. (половичок).

    | прил. ковровый, -ая, -ое. Ковровая фабрика. Ковровая дорожка. Ковровые растения (низкорослые стелющиеся травянистые растения).

  7. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  8. Малый академический словарь

    -вра́, м.

    Изделие из тяжелой ворсистой или гладкой ткани, обычно многоцветное, узорчатое, употребляемое для покрытия пола, украшения стен и пр.

    [На полу] разостлан был широкий ковер , — другой персидский ковер висел на стене. Лермонтов, Княгиня Лиговская.

    Мягкий ковер совершенно заглушил шаги вошедшего. Морозов, Повести моей жизни.

    ||

    Такое изделие, расстилаемое на арене при исполнении многих цирковых номеров.

    ||

    перен.; обычно чего или какой. То, что покрывает какое-л. пространство сплошной массой.

    Вот пошли мхи, ковры из мхов, по которым беззвучно ступают ноги лошадей. Гарин-Михайловский, По Корее, Маньчжурии и Ляодунскому полуострову.

    Из окна было видно небольшую площадь, покрытую затоптанным ковром желтой травы. М. Горький, Мать.

    Одинокие снежинки медленно падали на пушистый снежный ковер. Н. Островский, Рожденные бурей.

    вызвать на ковер

    прост.

    привлечь к ответу, вызвать для выговора.

    у ковра {(работать, выступать)}

    цирк.

    быть коверным клоуном.

  9. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  10. Толковый словарь Ушакова

    КОВЁР, ковра, муж.

    1. Тяжеловесная, узорчатая ткань, обычно с ворсом, машинной или ручной работы, употр. в качестве подстилки на полу, покрытия или украшения на стену. Вышитый ковер. Персидский ковер. Ковер на стене. Пол устлан коврами.

    2. перен. О траве, цветах, снеге (книжн. поэт.). По зеленому ковру луга. Цветники разрослись пышными коврами. «Ковер зимы покрыл холмы, луга и долы.» Баратынский.

  11. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  12. Толковый словарь Ефремовой

    м.

    1.

    Тканое изделие из шерстяной, шёлковой и т.п. пряжи, часто с ворсом, обычно многоцветное, узорчатое, употребляемое для покрытия пола, дивана, украшения стен и т.п.

    2.

    Такое изделие, расстилаемое на спортивной или цирковой арене.

    3.

    перен.

    То, что образует сплошной покров на земной поверхности.

  13. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  14. Большой энциклопедический словарь

    КОВЕР - художественное текстильное изделие (обычно с многоцветными узорами или изображениями) из шерстяной, шелковой или хлопчатобумажной пряжи. Распространены ковры ручной и машинной (с сер. 19 в.) работы, ворсовые и безворсовые. Бывают также вязаные и вышитые ковры. Наиболее известны персидские, азербайджанские, туркменские, турецкие, китайские ковры.

  15. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  16. Современная энциклопедия

    КОВЁР, художественное текстильное изделие из шерстяной, шелковой или хлопчатобумажной пряжи, обычно с многоцветными узорами. Служит главным образом для утепления и украшения помещений и обеспечения бесшумности. Распространены ковры ручной и машинной (с середины 19 в.) работы, ворсовые и безворсовые, вязаные и вышитые. Наиболее известны персидские, азербайджанские, туркменские, турецкие, китайские ковры.

  17. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  18. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    род. п. -вра́, укр. ко́вер, др.-русск. ковьръ (Сказ. о Борисе и Глебе (Абрамович 29), Ант. Новгор. 15, Лаврентьевск. летоп. и др.). Наряду с этим ср. чеш. kоbеrес, kober, польск. kobierzec, также болг. гу́бер. На основании того, что это слово имеет необычные фонетические черты, можно предполагать, что это заимств.; ср. Брюкнер 241. Источником было, возм., дунайско-болг., волжско-болг. (др.-чув.) *kavǝ̂r–из *kebir; ср. ср.-тюрк. kiviz, küwuz, чагат., вост.-тюрк. kigiz "войлочное одеяло", тат., казах. kīz, монг. kebis "ковер", калм. kews̨; см. Рясянен, FUF 29, 196; ZfslPh 20, 448; Рамстедт, KWb. 230. Невероятно фонетически заимствование из др.-исл. ko

  19. Источник: Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера



  20. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    муж. carpet, tapis;
    rug (небольшой) ковер-самолет выбивать ковер покрывать коврамиcarpet, rug

  21. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  22. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    м. carpet (тж. перен.);
    (небольшой) rug;
    ~-самолёт magic carpet.

  23. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  24. Англо-русский словарь технических терминов

    carpet,(напр. защитный) mat, tapestry

  25. Источник: Англо-русский словарь технических терминов



  26. Русско-английский словарь математических терминов

    m.carpet

  27. Источник: Русско-английский словарь математических терминов



  28. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    м

    Teppich m



    ковер-самолет — der fliegende Teppich

  29. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  30. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    ковёр м Teppich m 1a а ковёр-самолёт der fliegende Teppich

  31. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  32. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    коверTeppich

  33. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  34. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    м.

    tapis m

    ковер ручной работы — tapis à points noués

    разостлать ковер — recouvrir le plancher d'un tapis



    ковер-самолет (в сказках) — tapis-magique m (pl tapis-magiques), tapis m volant(dans les contes)

    работать, выступать у ковра (в цирке) — être clown

    вызвать на ковер (к начальству) — convoquer vt dans le bureau du chef

  35. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  36. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    м.

    tapiz m(настенный); alfombra f(для пола)



    ковер-самолет (в сказках) — la alfombra maravillosa

    рабо́тать (выступа́ть) у ковра́ (в цирке) — hacer el número cómico(en el circo)

  37. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  38. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    м.

    tappeto тж. перен.

    ковер цветов — un tappeto di fiori



    ковер-самолет фольк. — tappeto volante

    вызвать на ковер — torchiare vt

  39. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  40. Большой филателистический словарь

    филат. назв. рис. водяного знака на бумаге, использ. при печатании большинства почт, марок СССР 1925—37, впервые — при изготовлении почт, марок серии «Первая годовщина со дня смерти организатора КПСС и основателя Советского государства В. И. Ленина (1870— 1924)» в янв. 1925 (№ 212—219) и др. Последний случай употребления бумаги с водяным знаком «К». — марка с изображением здания гостиницы «Москва» (номиналом 30 коп.) из серии «Архитектура новой Москвы» (№ 548), вып. в июне 1937. Бумага с таким водяным знаком использ. также для почт, марок Монгольской Народной Республики и Тувинской Народной Республики, печатавшихся в СССР.

  41. Источник: Большой филателистический словарь



  42. Энциклопедический словарь

    КОВЁР -вра́; м.

    1. Изделие (обычно многоцветное, узорчатое) из шерстяной, шёлковой и другой пряжи, часто с ворсом, употребляемое для покрытия пола, украшения стен и т.п. Ткать ковры. Расстелить, свернуть к. К. на стене. К. ручной работы. Бухарский к. Покрыть ковром диван. // Такое изделие, расстилаемое на арене при исполнении многих цирковых номеров. У ковра работать, выступать (быть коверным).

    2. (чего или какой). То, что покрывает какое-л. пространство сплошной массой. К. цветов, клевера. Снежный к. К. из мхов.

    Вызвать на ковёр. Привлечь к ответу, вызвать для выговора. Ковёр-самолёт. В русских сказках: волшебный ковёр, на котором герои перелетают по воздуху в любое место.

    Ковро́вый (см.). Ко́врик, -а; м. Уменьш. (1 зн.). К. для ванной. Вышить к. Ткать нарядные коврики. Домотканые коврики (половички).

    * * *

    ковёр

    художественное текстильное изделие (обычно с многоцветными узорами или изображениями) из шерстяной, шёлковой или хлопчатобумажной пряжи. Распространены ковры ручной и машинной (с середины XIX в.) работы, ворсовые и безворсовые. Бывают также вязаные и вышитые ковры. Наиболее известны персидские, азербайджанские, туркменские, турецкие, китайские ковры.

    * * *

    КОВЕР

    КОВЕР, художественное текстильное изделие (обычно с многоцветными узорами или изображениями) из шерстяной, шелковой или хлопчатобумажной пряжи. Распространены ковры ручной и машинной (с сер. 19 в.) работы, ворсовые и безворсовые. Бывают также вязаные и вышитые ковры. Наиболее известны персидские, азербайджанские, туркменские, турецкие, китайские ковры.

  43. Источник: Энциклопедический словарь



  44. Русско-английский политехнический словарь

    carpet,(напр. защитный) mat, tapestry

    * * *

    ковё́р м.

    1. (художественное текстильное изделие) carpet

    2. (защитный древесно-стружечный и т. п.) mat

  45. Источник: Русско-английский политехнический словарь



  46. Dictionnaire technique russo-italien

    м.

    tappeto m

    ковёр с булавчатым ворсом, ковёр с петельным ворсом — tappeto boucl-e

    - аксминстерский ковёр

    - ковёр бархатного типа

    - ковёр букле

    - ворсовый ковёр

    - восточный ковёр

    - вязаный ковёр

    - гидроизоляционный ковёр

    - звукопоглощающий ковёр

    - кровельный ковёр

    - ковёр мокетт

    - основно-ворсовый ковёр

    - персидский ковёр

    - противоскользкий ковёр

    - прошивной ковёр

    - ковёр ручной вязки

    - ковёр ручной работы

    - ковёр с разрезным ворсом

    - ковёр с шитым ворсом

    - теплоизоляционный ковёр

    - уточно-ворсовый ковёр

    - шерстяной ковёр

  47. Источник: Dictionnaire technique russo-italien



  48. Русско-украинский политехнический словарь

    матем., техн.

    ки́лим

  49. Источник: Русско-украинский политехнический словарь



  50. Русско-украинский политехнический словарь

    матем., техн.

    ки́лим

  51. Источник: Русско-украинский политехнический словарь



  52. Словарь бизнес-терминов

  53. Источник:



  54. Словарь бизнес-сленга

  55. Источник:



  56. Большой Энциклопедический словарь

  57. Источник:



  58. Толковый словарь Даля

  59. Источник: