Большая Советская энциклопедия

    (Faulkner)

    Уильям (25.9.1897, Нью-Олбани, штат Миссисипи, – 6.7.1962, Оксфорд, штат Миссисипи), американский писатель. Выходец из аристократической семьи плантаторов-землевладельцев Юга. Во время 1-й мировой войны 1914–18 служил в канадской авиации, но в военных действиях не участвовал. После войны в течение года посещал университет штата Миссисипи. Прервав учёбу, работал маляром, клерком, почтальоном. Дебютировал книгой стихов «Мраморный фавн» (1924), написанной под влиянием франц. символизма. К 1925 относится знакомство Ф. с Ш. Андерсоном. Первый роман Ф. «Солдатская награда» (1926, рус. пер. 1966) написан в духе прозы «потерянного поколения» (См. Потерянное поколение), роман «Москиты» (1927) свидетельствует о влиянии О. Хаксли.

    Роман Ф. «Сарторис» (1929, рус; пер. 1973) открывает цикл произведений о Йокнапатофе – вымышленном юж. округе. Роман «Шум и ярость» (1929, рус. пер. 1973) углубляет и развивает заявленную в «Сарторисе» тему обречённости патриархальной традиции фермерского Юга, распада и дегуманизации его общественных отношений. Деградацию Юга Ф. связывает с допущенной в прошлом роковой ошибкой – признанием законности рабства. Вместе с уходящей «южной цивилизацией» гибнут и порожденные ею люди – герои Ф. это и представители старого плантаторского рода, и бедняки-фермеры из романа «На смертном одре» (1930). Если до выхода в свет «Святилища» (1931) Ф. оставался «писателем для критиков», то история преступлений гангстера-садиста, лишь по чистой случайности уличенного законом, принесла ему коммерческий успех и приглашение в Голливуд в качестве сценариста-консультанта. Ещё глубже погружает в «космос» Юга роман «Свет в августе» (1932, рус. пер. 1974), где вскрыта обречённость принципов расизма и пуританства, жестокое и непоправимое влияние их на судьбы людей. В центре одного из лучших романов Ф. «Авессалом, Авессалом!» (1936) судьба полковника-южанина Сатнена, чьи энергия и одержимость всё же бессильны повернуть вспять неизбежный ход событий: любое его начинание гибнет, каждая идея обречена уже в зародыше. Зарождению хищнических капиталистических отношений и распаду былых патриархальных посвящена «южная эпопея» Ф. – трилогия «Деревушка» (1940, рус. пер. 1964), «Город» (1957, рус. пер. 1965), «Особняк» (1959, рус. пер. 1961), повествующая о представителях «нового рода» Сноупсов, жестоких, хладнокровных дельцах; такие, по мысли писателя, лишь и способны выжить в изменившемся «духовном климате» Юга. Из последних произведений Ф. известны «Реквием по монахине» (1951, рус. пер. инсценировки А. Камю 1970); своеобразный детективный роман «Осквернитель праха» (1948, рус. пер. 1968) и «Притча» (1954). На протяжении всего творческого пути любимым жанром Ф. оставался рассказ: сборники «Эти тринадцать» (1931), «Сойди, Моисей» (1942) и др.

    Хотя в ранних произведениях Ф. заметен интерес к «экспериментальным школам» европейского романа, в частности к роману «потока сознания» (См. Поток сознания), основными тенденциями своего творчества он, несомненно, принадлежит к литературе критического реализма. Творческий метод Ф. характеризуется глубоким историзмом, тяготением к символике, ведению повествования в нескольких временных пластах, использованием высокой риторики. Будучи глубоко национальным писателем, кровно связанным с судьбой амер. Юга, с его прошлым и настоящим, с его мифологией, культурой, языком и бытом, Ф. одновременно классик мировой литературы 20 в. Его творчество освещено верой в неистощимость человеческого духа, в безграничную способность человека к состраданию, жертвенности и жизнестойкости. Нобелевская премия (1949).

    Соч.: Agreen bough, N. Y., 1933; The wild palms, N, Y., [1939]; Collected stories, N. Y., 1950; Big woods, N. Y., 1955; Knight's gambit, N. Y.; 1956; The reivers, N. Y., 1962; The unvanquished, Harmondsworth, 1965; Essays, speeches and public letters, L., 1967; Flags in the dust, N. Y., 1973; в рус. пер. – Семь рассказов, М., 1958; [Избранное], М., 1973: Собрание рассказов. [Изд. подготовил А. М. Зверев], М., 1977.

    Лит.: Мендельсон М., У. Фолкнер, в его кн.: Современный американский роман, М., 1964; Засурский Я. Н., Поток сознания. «Шум и ярость» Уильяма Фолкнера, в его кн.: Американская литература XX в., М., 1966; Каули М., У. Фолкнер. Свежий взгляд на Фолкнера, в его кн.: Дом со многими окнами, М., 1973; Падиевский П. В., Путь У. Фолкнера к реализму. Америка Фолкнера. Фолкнер и Камю, в его кн.: Пути реализма, М., 1974; Brooks С., W. Faulkner. The Yoknapatawpha country, New Haven – L.. 1963; Adams R., Faulkner: myth and motion, Princeton (N. J.), 1968; Reed J. W., Faulkner's narrative, New Haven – L., 1973; William Faulkner. Four decades of criticism, East Lansing, 1973; William Faulkner. A collection of criticism, N. Y., 1973; Biother J., Faulkner. A biography, v. 1–2, N. Y., 1974.

    В. И. Бернацкая.

    У. Фолкнер.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Литературная энциклопедия

    Фо́лкнер

    (Faulkner) Уильям (1897, Нью-Олбани, штат Миссисипи – 1962, Оксфорд, штат Миссисипи), американский писатель.

    У. Фолкнер

    У. Фолкнер

    Родился в семье аристократов-южан. Литературный дебют – книга стихов «Мраморный фавн» (1924). В романе «Солдатская награда» (1926) он обращается к теме бесчеловечности войны, протестует против бесцельной гибели людей и искалеченных войной человеческих судеб. Герой романа Дональд Мэхон в 17 лет получил страшное увечье на войне – это и есть его «награда» за участие в сражениях. В романе проявляется интерес к теме, которую Фолкнер будет затрагивать и в позднейших произведениях, – болезненным проявлениям человеческой психики. В романе «Москиты» (1927) ещё ярче становится протест против послевоенной действительности. К главной теме своего творчества, теме плантаторского Юга, Фолкнер подошёл в романе «Сарторис» (1929). Действие всех следующих романов происходит в вымышленном округе Йокнапатофе: «Шум и ярость» (1929), «На смертном одре» (1930), «Святилище» (1931), «Свет в августе» (1932), «Авессалом, Авессалом!» (1936), трилогия о семье Сноупсов: «Деревушка» (1940), «Город» (1957), «Особняк» (1959). Внимание Фолкнера привлекает человек, не сломленный обстоятельствами и сохранивший мужество. Повествование Фолкнера очень сложно, «поток сознания», вставные новеллы, авторский комментарий, смещённое время действия. В трилогии о семье Сноупсов он использует американский фольклор: фантастические рассказы, народный юмор, описания необыкновенных происшествий. В произведениях Фолкнера переплетаются героическое и романтическое, низменное и высокое, сатира и юмор – но всегда в центре внимания оказывается человек. При вручении Нобелевской премии (1949) Фолкнер сказал: «Я верю, что человек выстоит, преодолеет все препятствия и победит. Человек бессмертен. Он бессмертен не потому, что только он один из всего живого наделён неистощимым голосом, а потому, что у него есть душа, обладающая свойствами страдания, приношения себя в жертву и преодоления препятствий».

  3. Источник: Литературная энциклопедия



  4. Советская историческая энциклопедия

    (Faulkner), Харолд Андервуд (1890-1968) амер. историк. Окончил ун-т Уэсли в г. Мидлтаун (шт. Коннектикут) в 1913, после чего преподавал во мн. колледжах и ун-тах США. Проф. истории (с 1931). Ф. - один из видных представителей т. н. экономич. направления в амер. бурж. историографии 30-х гг. Согласно концепции Ф., общество разделено не на классы в их марксистском понимании, а на социальные слои, к-рые он объединяет в отд. группы по их материальному положению. Движущую силу ист. процесса Ф. видит не в борьбе классов, а в столкновении "групповых экономич. интересов". Признавая роль экономич. фактора в важнейших ист. событиях, Ф. утверждает, что материалистич. понимание истории и науч. социализм якобы не связаны между собой. Ф. считает также, что бурж. гос-во своим вмешательством в экономику может смягчить социальные противоречия капиталистич. общества. Ф. - автор многих обобщающих работ по истории и экономике США.

    Соч.: American economic history, N. Y., (1924); America. Its history and people, N. Y., 1938 (совм. с Т. Kepner); American political and social history, 3 ed., Н. Х., 1943; Labour in America, N. Y., 1949; From Versailles to the new deal, New Haven, 1950.

    Г. А. Агафонова. Москва.

  5. Источник: Советская историческая энциклопедия