«Опытный ракетный мотор»

Опытный ракетный мотор в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Опытный ракетный мотор»

Источники

    Большая Советская энциклопедия

    (ОРМ)

    обозначение семейства первых советских опытных жидкостных ракетных двигателей (См. Жидкостный ракетный двигатель) (ЖРД) конструкции В. П. Глушкотягой от 60 до 3000 н (от 6 до 300 кгс), созданных для работы на различных низкокипящих и высококипящих жидких окислителях с жидкими горючими. В 1930—33 в Газодинамической лаборатории (См. Газодинамическая лаборатория) (ГДЛ) создана серия ЖРД от ОРМ, ОРМ-1 до ОРМ-52. Двигатели ОРМ-50 (тяга 1500 н) и ОРМ-52 (тяга 3000 н), работающие на азотнокислотно-керосиновом топливе с химическим зажиганием, в 1933 прошли официальные испытания; давление в камере сгорания двигателей до 2,5 Мн/м2;удельный импульс до 210 сек, они предназначались для повторных пусков. В 1934—38 активом ГДЛ по ЖРД, представлявшим самостоятельную группу в Реактивном институте (См. Реактивный институт) научно-исследовательском (РНИИ), разработаны ЖРД от ОРМ-53 до ОРМ-102. Двигатели служили для отработки элементов конструкций, обеспечивающих зажигание, запуск, работу на режиме на различных жидких топливах, а также для практического использования в реактивных летательных аппаратах (например, ОРМ-50, ОРМ-52, ОРМ-65 и др.).

    ОРМ-65 прошёл официальные испытания в 1936; наиболее совершенный двигатель того времени. Топливо — азотная кислота и керосин; тяга регулировалась в пределах 0,5—1,75 кн; удельный импульс 210—215 сек; пуск двигателя вручную либо автоматический; зажигание с сигнализацией, пиротехническое с электрозапалом; выдерживал многократные (до 50) пуски с наработкой до 30 мин.Давление в камере сгорания 2,5 Мн/м2(25 кгс/см2). Стальные камеры сгорания (внутренний диаметр 100 мм) и коническое (20°) сопло (диаметр критического сечения 23 мм) снабжены спиральным оребрением для регенеративного охлаждения окислителем. Форсунки центробежные, по 3 на каждый компонент. В 1937—38 было осуществлено 30 наземных огневых испытаний на ракетоплане РП-318-1 конструкции С. П. Королева (См. Королёв). В 1940 лётчик В. П. Федоров совершил полёт на этом ракетоплане с двигателем, являющимся модификацией ОРМ-65. Крылатая ракета 212 конструкции Королева с ОРМ-65 прошла в 1937—38 13 огневых испытаний на земле и 2 (в 1939) в полёте.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.