«Сен-Симон Клод Анри де Рувруа»

Сен-Симон Клод Анри де Рувруа в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Сен-Симон Клод Анри де Рувруа»

Источники

    Большая Советская энциклопедия

    Сен-Симон (Saint-Simon) Клод Анри де Рувруа (de Rouvroy) (17.10.1760, Париж, ‒ 19.5.1825, там же), граф, французский мыслитель, социолог, социалист-утопист. Под руководством Д'Аламбера получил домашнее образование. Офицером французской армии участвовал в войне за независимость северо-американских колоний против Англии, в 1783 вернулся во Францию. В годы Великой французской революции, которую С.-С. приветствовал с буржуазно-либеральных позиций, нажил большое состояние. В период Конвента проявлял лояльное отношение к якобинским властям, затем был сторонником правительства Директории и Консульства Наполеона Бонапарта. В 1797 С.-С. разорился.

    Неудовлетворённый буржуазной революцией, С.-С. замыслил «исправить» её результаты с помощью научной социологической системы, призванной служить орудием создания рационального общества. Начав с идей «социального физицизма», построенного на механистическом распространении ньютоновского закона всемирного тяготения на общественные явления, С.-С. разрабатывал затем концепцию «социальной физиологии», в которой рационалистические воззрения 18 в. сочетались с историзмом в истолковании общественных явлений. Объясняя развитие общества, в конечном счёте, сменой господствующих в нём философско-религиозных и научных идей, С.-С. полагал, что определяющее значение в истории имеют «индустрия» (под которой подразумевал все виды экономической деятельности людей) и соответствующие ей формы собственности и классы. Каждая общественная система, согласно С.-С., развивает постепенно и до конца свои идеи и господствующие формы собственности, после чего эпоха созидательная, «органическая», сменяется «критической», разрушительной эпохой, ведущей к построению более высокого обществ, строя. Т. о., в социологической системе С.-С. делал первый шаг по пути рассмотрения общественных явлений как различных сторон закономерно развивающегося целостного организма. Картина всемирной истории у С.-С. пронизана мыслью о прогрессе как поступательном движении человечества от низших обществ. форм к высшим, по стадиям религиозного, метафизического и положительного, или позитивного, научного мышления. Основными ступенями прогресса С.-С. считал переход от первобытного идолопоклонства к политеизму и основанному на нём рабству, а затем смену политеизма монотеизмом христианской религии, что привело к утверждению феодально-сословного строя. С 15 в., согласно С.-С., наступила новая критическая эпоха: феодальная богословско-сословная система пришла к своему глубокому кризису, возникло научное мировоззрение с его носителями ‒ светскими учёными и индустриалами-промышленниками. Французская революция была закономерным этапом утверждения этой прогрессивной исторической смены, однако революция уклонилась от правильного пути построения научной общественной системы и оставила страну в неорганизованном состоянии. Это философско-историческое построение лежит в основе разработанного С.-С. утопического плана создания рационального общественного строя как «промышленной системы». С.-С. доказывал, что путь построения нового общества, наиболее выгодного для наибольшей массы людей, лежит через расцвет промышленного и с.-х. производства, через всемерное развитие производительных сил общества и искоренение в нём всякого паразитизма. Основными чертами «промышленной системы» С.-С. считал превращение общества во всеобщую ассоциацию людей, введение обязательного для всех производительного труда, открытие равных для всех возможностей применить свои способности и введение распределения «по способностям», государственное планирование промышленного и с.-х. производства, превращение государственной власти в орудие организации производства, постепенное утверждение всемирной ассоциации народов и всеобщий мир при стирании национальных границ. С.-С. не понимал противоположности интересов пролетариата и буржуазии, объединяя их в единый класс «индустриалов». В «промышленной системе» С.-С. буржуазия, сохраняющая собственность на средства производства, призвана обеспечить трудящимся рост общественного богатства. Однако С.-С. стремился найти реальные пути уничтожения классовой эксплуатации пролетариата. В своём последнем сочинении «Новое христианство» С.-С. «... прямо выступил как выразитель интересов рабочего класса и объявил его эмансипацию конечной целью своих стремлений» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 25, ч. 2, с. 154). Идеалистические основы мировоззрения С.-С. делали невозможным для него решение этой задачи иначе, как путём мистического преодоления классовых противоречий. Разработанная С.-С. религиозная концепция «нового христианства» призвана была дополнить материальные стимулы «промышленной системы» моральными требованиями новой религии с её лозунгом «все люди ‒ братья».

    С.-С. оказал большое влияние на передовую общественную мысль и развитие социалистических идей во Франции, Германии, Италии, России и ряде других стран. В России в 1-й половине 19 в. непосредственное воздействие идей С.-С. испытали декабрист М. С. Лунин, В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Е. Салтыков-Щедрин и др. Ученики С.-С. ‒ Б. П. Анфантен, С.-А. Базар, О. Родриг и другие ‒ образовали школу сен-симонизма, которая систематизировала, а в ряде вопросов продолжила разработку учения С.-С., развивая его социалистические тенденции. Однако она вскоре выродилась в религиозную секту и в начале 30-х гг. распалась. Под сильным влиянием идей С.-С. находился О. Конт. Учение С.-С. явилось одним из источников научного социализма.

    Соч.: CEuvres complétes, v. 1‒6, P., 1966; в рус. пер. ‒ Собр. соч., М. ‒ Л., 1923; Избр. соч., т. 1‒2, М. ‒ Л., 1948.

    Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3, с. 496‒512; Энгельс Ф., Развитие социализма от утопии к науке, там же, т. 19, с. 193‒96; его же, Анти-Дюринг, там же, т. 20; его же, Диалектика природы, там же; Плеханов Г. В., К вопросу о развитии монистического взгляда на историю, Избранные философские произведения, т. 1, М., 1956, с. 536‒63; его же, Французский утопический социализм XIX в., там же, т. 3, М., 1957, с. 521‒66; его же, Утопический социализм XIX в., там же, с. 586‒602; Арк А ‒ н, Анри де Сен-Симон, его жизнь и учение, М. ‒ Л., 1926; Волгин В. П., Сен-Симон и сенсимонизм, М., 1961; Застенкер Н. Е., Анри де Сен-Симон, в сборнике: История социалистических учений, М., 1962, с. 208‒27; Францов Г. П., Исторические пути социальной мысли, М., 1965; Кан С. Б., История социалистических идей (до возникновения марксизма), 2 изд., М., 1967; Кучеренко Г. С., Сен-Симонизм в общественной мысли первой половины XIX в., М., 1975; Weill G., Un précurseur du Socialisme, Saint-Simon et son ceuvre, P., 1894; Gurvitch G., Les fondateurs français de la sociologie contemporaine: Saint-Simon et P. ‒ J. Proud'hon, P., 1956; Manuel Fr., The new world of Henri Saint-Simon, Camb. (Mass.), 1956; Walch J., Bibliographie du Saint-Simonisme, P., 1967; Ansart P., Sociologie de Saint-Simon, P., 1970.

    Н. Е. Застенкер.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Энциклопедия Кольера

    (Saint-Simon Claude Henri de Rouvroy)

    (1760-1825), граф, французский мыслитель, социолог, социалист-утопист. Получил домашнее образование под руководством Д'Аламбера. В 17-летнем возрасте заслужил первое воинское звание. Офицером французской армии участвовал в Войне за независимость североамериканских колоний. Попал в плен к англичанам. После освобождения отправился в Мексику с целью заинтересовать правительство этой страны идеей прорыть канал на перешейке между американскими материками. В 1783 Сен-Симон вернулся во Францию. Его участие в Великой французской революции остается не вполне ясным, однако известно, что он приветствовал ее и вел просветительскую работу среди крестьян. Одновременно в родовой провинции Пикардии Сен-Симон скупал по предельно низкой цене обширные земли и получил изрядную прибыль, вложив деньги в государственные бумаги. С усилением якобинской власти Сен-Симон отказался от графского титула, приняв крестьянское имя Боном (Простак). 19 ноября 1793 во время облавы на шпионов и банкиров его арестовали, скорее всего по ошибке, но уже 28 августа 1794 выпустили на свободу. Сен-Симон сохранил права на собственность, даже когда был в тюрьме, и умножил ее, играя на разнице в ценах бросовых государственных бумаг. Разбогатев, Сен-Симон стал покровителем ученых, художников, деловых людей и создал собственный салон, известный парижскому бомонду. От своих гостей он требовал хотя бы поверхностных знаний математики, физики, психологии, социологии, а сам разрабатывал проекты переустройства общества на "разумных основаниях". В 1802 Сен-Симон приехал в Швейцарию, где отважился просить руки мадам де Сталь. Здесь же он опубликовал Письма женевского обитателя к современникам (Lettres d'un habitant de Genve ses contemporains). После разрыва отношений с компаньоном графом Редерном Саксонским Сен-Симон остался со скудными средствами, но и их быстро растратил. Страдая от нервного перенапряжения и нищеты, Сен-Симон тяжело заболел и некоторое время провел в клинике для душевнобольных. Движимый стремлением разработать новую концепцию развития общества, он опубликовал трактаты Введение к научным трудам 19 в. (Introduction aux travaux scientifiques du 19 sicle, 1807); Новая энциклопедия (Nouvelle encyclopdie, 1810), Очерк науки о человеке (Histoire de l'homme, 1813), Записки о всеобщем тяготении (Travail sur la gravitation universelle, 1813). В этих трудах Сен-Симон наметил контуры своей утопической "индустриальной системы" - идеального общественного порядка, установленного промышленниками и интеллектуальной элитой для служения "наиболее многочисленным и беднейшим классам". В годы Реставрации (1814-1830) Сен-Симон активно выступал как политический полемист. Вместе со своим секретарем, историком О.Тьерри, он опубликовал работу под названием О реорганизации европейского общества (De la Rorganisation de la socit europenne), предлагавшую план достижения мира в Европе на основе прочного франко-английского союза. Сен-Симон завязал отношения с промышленниками и создал серию периодических изданий - сборники "Индустрия" ("L'Industrie", 1817-1818); "Государственный деятель" ("Le Politique", 1819), "Организатор" ("L'Organisateur", 1819-1820), "Катехизис промышленников" ("Catchisme des industriels", 1823-1824), "Рассуждения литературные, философские и научные" ("Opinions littraires, philosophiques et scientifiques", 1823-1824). На место Тьерри пришел О.Конт, в то время выпускник Политехнической школы, но и он быстро покинул Сен-Симона из-за личных и идеологических разногласий. Все же Сен-Симону удалось собрать новую группу единомышленников. В 1825 вышел один из его главных трудов - Новое христианство (Le Nouveau Christianisme). Сен-Симон умер в Париже 19 мая 1825. Незадолго до смерти он планировал вместе с единомышленниками начать выпуск еще одного журнала - "Производитель" ("Le Producteur"), который стал первым органом сен-симонистского движения. Ученики Сен-Симона распространяли его идеи, опубликовав в 1828-1830 лекции под названием Учение Сен-Симона (Doctrine de Saint-Simon). Идеи Сен-Симона, хотя и в измененном виде, приобрели особую популярность во времена Наполеона III, установившего диктатуру в интересах крупной буржуазии.

    ЛИТЕРАТУРА

    Сен-Симон А. де. Избранные сочинения. М. - Л., 1948 Волгин В.П. Сен-Симон и сен-симонизм. М., 1961 Гладышев А.В. Сен-Симон до и во время революции. - Вопросы истории, 1993, № 11-12

  3. Источник: Энциклопедия Кольера



  4. Энциклопедический словарь

    Сен-Симо́н Клод Анри де Рувруа

    (Saint-Simon, de Rouvroy) (1760—1825), граф, французский мыслитель. Ученик Ж. Л. Д’Аламбера. Офицером французской армии участвовал в войне за независимость североамериканских колоний. В сочинениях 1810—20-х гг. разработал утопический план создания рационального общественного строя — «проман системы»: обязательный труд, единство науки и промышленности, научное планирование хозяйства, распределение по «способностям» и т. д.; пролетариат и буржуазия образуют единый класс «индустриалов». Путь к этому Сен-Симон видел в утверждении «новой» религии («Новое христианство», 1825). Оказал большое влияние на европейскую социалистическую мысль XIX в.

    * * *

    СЕН-СИМОН Клод Анри де Рувруа

    СЕН-СИМО́Н (Saint-Simon) Анри де [полное имя, фамилия и титул Клод Анри де Рувруа (Rouvroy), граф де Сен-Симон] (17 октября 1760, Париж — 19 мая 1825, там же), французский мыслитель-утопист.

    Безумный граф

    Родился в аристократической семье, происходящей от сына Карла Великого(см. КАРЛ Великий). Получил домашнее образование; в числе его учителей был знаменитый энциклопедист Д"Аламбер(см. Д`АЛАМБЕР Жан Лерон). Уже в отрочестве обнаружил незаурядные силу воли и честолюбие. В 1777 начал военную службу в пехотном полку. В 1783 принимал участие в войне за независимость США(см. ВОЙНА ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ В СЕВЕРНОЙ АМЕРИКЕ), где успешно проявил себя; вернувшись, был награжден и стал полковником. Но военная карьера не привлекала его, и он вышел в отставку. Революцию во Франции встретил с энтузиазмом и даже отказался от графского титула. Занимался операциями по торговле с недвижимостью и финансовыми спекуляциями, создал себе крупное состояние. Был заключен в тюрьму, откуда его вызволил термидорианский переворот. Богатый жизненный опыт, бедствия эпохи и крушение революционных идеалов привели его к идее новой науки, которая должна была вывести человечество из тупика и указать путь к совершенному общественному устройству. Почувствовав недостаток знаний, в 1799 начал активно заниматься самообразованием, посещал лекции в Политехнической школе в Париже, сблизился с учеными, среди которых были Ж. Л. Лагранж(см. ЛАГРАНЖ Жозеф Луи), Г. Монж(см. МОНЖ Гаспар), К. Бертолле(см. БЕРТОЛЛЕ Клод Луи), Ф. Галль(см. ГАЛЛЬ Франц Йозеф) и др.

    Растратив остатки своего состояния, стал переписчиком в ломбарде. Вел разработку своих идей, изнемогая от нищеты и труда, пока его бывший слуга не взял на себя его содержание и расходы по изданию его трудов. В 1803 увидело свет его первое сочинение — «Письма женевского обитателя к своим современникам». Из-под пера Сен-Симона вышли: «Введение к научным трудам XIX в.» (1808), «Записка о всеобщем тяготении» (1813), «Записка о науке о человеке» (1813), «О реорганизация европейского общества» (1814). Были изданы несколько номеров сборников «Индустрия» (1814—1816), «Организатор» (1819—1820). Для пропаганды своих идей рассылал собственноручно переписанные произведения ученым, государственным деятелям, в том числе и Наполеону, и даже королю. Но ожидаемой поддержки и признания не получал и иногда воспринимался как умалишенный. После смерти своего благодетеля жил и печатал свои труды на случайные заработки и нерегулярную помощь благотворителей и сторонников. Постепенно вокруг него образовался небольшой круг учеников и единомышленников. Среди секретарей Сен-Симона были будущий историк О. Тьерри(см. ТЬЕРРИ Огюстен) и будущий основатель позитивизма О. Конт(см. КОНТ Огюст), испытавшие его сильное влияние. В 1822, когда его бедственное положение усугубилось, предпринял попытку самоубийства, в результате которой потерял глаз. Последние сочинение — «Катехизис индустриалов» (1824), «Рассуждения литературные, философские и индустриальные» (1825), «Новое христианство» (1825).

    После смерти Сен-Симона его ученики Б. П. Анфантен, С. А. Базар, О. Родриг и др. пытались систематизировать его многочисленное и разнообразное наследие.

    Культ науки

    Решающую роль в формировании взглядов Сен-Симона сыграло естествознание нового времени, прежде всего механика Ньютона(см. НЬЮТОН Исаак) и учение Декарта(см. ДЕКАРТ Рене), французский материализм и Просвещение(см. ПРОСВЕЩЕНИЕ (идейное течение)), а также политическая экономия А. Смита(см. СМИТ Адам) и Ж. Б. Сея(см. СЕЙ Жан Батист). Обожествляя науку и ученых (в Ньютоне он видел пророка), Сен-Симон, однако, критиковал их за господство эмпиризма, разрозненность и специализацию знаний, упрекая в абсолютизации эмпирико-аналитического метода познания. Полагал наиболее плодотворным синтетический метод, который позволит объединить естественные дисциплины и обществознание, создать единую науку, в основе которой должна быть физика. Мир, по Сен-Симону, зиждится на законе всемирного тяготения, посредством которого бог управляет Вселенной. Согласно Сен-Симону, весь мир есть материя – твердая или жидкая; все явления природы, и тело человека в том числе, есть продукт их взаимодействия. Полагая, что человечество переживает кризис, призывал уделять большее внимание «науке о человеке», нравственным и политическим наукам, которые он рекомендовал перестроить по образцу естественных наук и сделать «позитивными», то есть оперирующими достоверным и точным знанием, для чего они должны опереться на физиологию. Политика, по Сен-Симону, есть наука о производстве. Выдвинул идею совпадения эволюции человеческого рода и отдельной личности.

    Социальный идеал

    Историю квалифицировал как прогресс, критериями которого рассматривал счастье большего количества людей, реализацию своих способностей одаренными людьми, рост населения, развитие науки и цивилизации. Движущую силу прогресса видел в развитии разума, в эволюции научно-философских и морально-религиозных идей, приводящей к смене исчерпавших себя общественных порядков. Творцом монотеистической религиозно-философской системы полагал Сократа(см. СОКРАТ) (считал его самым гениальным из людей), а ее высшей формой — христианство. Сформулировал закон чередования теологической, метафизической и научной стадий развития человечества.

    Основную коллизию современного общества видел в противостоянии «теологической и феодальной системы» и «научной и индустриальной системы», в борьбе классов дворян, «индустриалов» (предприниматели, рабочие, ремесленники, крестьяне и др.) и промежуточных между ними «буржуа» (юристы, незнатные военные, незнатные землевладельцы и др.). Дворяне являются потомками завоевателей франков, «индустриалы» – покоренных галлов. На его взгляд, до 1789 господствовали дворяне и духовенство, во время революции и в годы правления Наполеона – «буржуа», после 1815 – они властвовали совместно. Критический пафос Сен-Симона был направлен против дворянства и духовенства, феодальной и наполеоновской знати, в которых он видел паразитов и бездельников, препятствующих прогрессу. «Индустриалы» в союзе с «учеными» и «художниками», составляя 24/25 нации, являются созидателями всех богатств общества, сосредотачивают в себе все таланты и способности нации, власть же находится у старой и новой знати. Видел основное противоречие французского общества в том, что оно превратилось в «индустриальное», а власть осталась «феодальной».

    Власть путем проповеди и убеждения, обращенных к народам и королям (Сен-Симон был категорическим противником насилия), должна быть отдана «индустриалам». «Индустрия», наука и искусство проложат путь беспредельному прогрессу. По Сен-Симону, в «индустриальном» обществе должны быть введены всеобщий обязательный труд, общественно-плановая организация производства, принцип занятия должностей и исполнения функций в соответствии со способностями и отменен институт наследства. Частная собственность и прибыли предпринимателей, трансформирующихся в своего рода общественных уполномоченных, сохраняются, равно как и монархия, в которой Сен-Симон видел союзника в борьбе с паразитическими классами. Целью преобразований считал благоденствие самого многочисленного неимущего класса – пролетариев, в интересах которых должно быть установлено максимально возможное, хотя и не абсолютное равенство. По Сен-Симону, Франция, идя в авангарде человечества, должна проложить Европе и всему миру путь к будущему. Морально-идейным знаменем нового общества должно стать обновленное христианство, которое, распространившись на всю планету и преодолев односторонность и недостатки католицизма и протестантизма, сделает своим основным принципом лозунг «все люди — братья». Учение Сен-Симона оказало большое влияние на развитие социалистических и коммунистических теорий (см. В. И. Ленин, «Три источника, три составных части марксизма»).

  5. Источник: Энциклопедический словарь