(Πυθία) — прорицательница в Дельфах (см.). При дельфийском святилище в древние времена, когда обращались к оракулу, по-видимому, лишь один раз в год, было две П. и одна заместительница их; впоследствии, при более частом вопрошении оракула, была лишь одна П. Она готовилась к прорицанию трехдневным постом и омовением в Кастальском источнике; перед прорицанием надевала роскошную одежду, возлагала лавровый венок на голову, пила воду источника Кассотиды и жевала лист священного лавра. Затем она садилась на колоссальный треножник, стоявший над расселиною, и, впадая в экстаз от одуряющих паров, пророчествовала. Пары эти были вредны. Известен один случай, когда П., соскочив с треножника, упала в бесчувствии и умерла.
А. Щ.
в Древней Греции жрица-прорицательница Дельфийского оракула (См. Дельфийский оракул) при храме Аполлона в Дельфах (См. Дельфы).
(иноск.) — прорицательница, гадательница
Ср. Возвестители "нового слова" представлялись мне вроде чревовещателей, которые урчания собственной утробы принимают за прорицания Пифии.
Салтыков. За рубежом. 3.
Ср. Г-жа Le Normand меня ожидает. Отворили стеклянную дверь и я вступил в храм Пифии.
Погорельский. Двойник. 2, 5.
Le-Normand — известная предсказательница.
Ср. Уверяют, — как я слыхал сам не на одних посиделках, — что в вечер Васильев (на Святках) вся природа облекается в ризу прорицающей Пифии: каждая встреча, каждое слово, каждый тихий шелест, откликающийся на внимательную пытливость, — имеют особенное таинственное знаменование.
Никодим Надоумко (Надеждин). Сонмище нигилистов. ("Вестник Европы". 1829 г. 1.)
Пифия — прорицательница в Дельфийском храме, сидевшая на треножнике над одуряющими парами, выходившими из расселины скалы и приводившими ее в экстаз.
Ср. De tripode dictum.
С треножника сказанное (о темной, неясной речи).
ПИ́ФИЯ (Пифия), (П прописное), пифии, жен. (греч. Pythia) (книжн.). В древней Греции - жрица при храме Аполлона, восседавшая на треножнике над расселиной скалы, откуда поднимались одуряющие испарения, и произносившая под их влиянием бессвязные слова, которые в загадочной, двусмысленной форме истолковывались жрецами как прорицания, пророчества (ист.). «Возвестители "нового слова" представлялись мне вроде чревовещателей, которые урчания собственной утробы принимают за прорицания Пифии.» Салтыков-Щедрин.
ж.
Жрица-прорицательница в храме древнегреческого бога Аполлона в Дельфах, восседавшая над расщелиной скалы, откуда поднимались одурманивающие испарения, и произносившая под их воздействием бессвязные речи, которые использовались жрецами как пророчества.
ПИФИЯ - в Др. Греции жрица-прорицательница в храме Аполлона в Дельфах.
ПИФИЯ, в Древней Греции жрица-прорицательница в храме Аполлона в Дельфах.
жен. pythoness
ж. ист.
pythie f
ж. ист.
pitonisa f
ж. миф.
pitia, pizia, pitonessa
Пи́фия
в Древней Греции жрица-прорицательница в храме Аполлона в Дельфах.
* * *
ПИФИЯПИ́ФИЯ, в Др. Греции жрица-прорицательница в храме Аполлона(см. АПОЛЛОН (бог)) в Дельфах(см. ДЕЛЬФЫ).
(Pytia) - в Др. Греции жрица-прорицательница в храме Аполлона в Дельфах.
• Pythĭa,
1. τὰ Πύθια, Пифийские игры, один из больших национальных праздников у греков в честь Аполлона Пифийского, праздновался на Криссейской равнине близ Дельф; вся она была посвящена этому богу и вследствие изречения оракула не могла быть обрабатываема. Здесь были ипподром, стадия (длиной 1000 футов) и театр. Аполлон, как говорит предание, учредил эти игры после убиения им (дракона) Пифона; первоначально это было музыкальное состязание, сообразно с характером Аполлона Мусагета, Кифарэда; состязающиеся пели гимн богу-победителю. Историческое время начинается с 586 г. до Р. X., когда амфиктионы, по окончании Криссейской войны, приняли на себя попечение об этих играх; отсюда начинается 1-я Пифиада. Музыкальный α̉γών состоял в состязании кифарэдов, авлэдов и авлетов; затем следовали по образцу Олимпийских игр гимнастические состязания и конные ристания; вместо действительно призового состязания α̉γὼν χρηματίτης, эти игры во 2-ю Пифиаду сделались α̉γὼν στεφανίτης, а именно на них давался лавровый венок, φυτòν τη̃ς δάφνης; иногда наградой были яблоки. Lucian. Anach. 9. Как и на Олимпийских играх, состязания с каждым разом делались разнообразнее. Пифийские игры приходились всегда в 3 год олимпиад, следовательно, происходили через каждые 5 лет. Время года, в которое праздновались эти игры, долго оставалось неизвестным; но теперь эта неизвестность окончательно устранена недавно собранными в Дельфах надписями, которыми вместе с тем разъяснены дельфийские названия месяцев. Пифийские игры праздновались обыкновенно в первой половине аттического Метагейтниона (который соответствовал дельфийскому Букатию), следовательно, около половины августа. Судьями состязаний сначала были жители Дельф, а с 586 г. — амфиктионы. Число жителей постоянно было очень велико — конечно, это относилось к пифийскому богу. Пифийские игры прекратились, вероятно, в то же время, как и Олимпийские, ок. 394 г. до Р. X. Кроме этих великих Пифийских игр, многие города праздновали еще малые. Из надписей мы знаем 24 города, которые это делали, по большей части в Азии;
2. η̉ Πυθία, см. Delphicum oraculum, Дельфийский оракул.