Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Pfahlbauten, palafittes, habitations lacustres) — так называются жилые помещения, построенные на сваях, над водой, в озерах, реках, более спокойных морских бухтах, а местами и на суше, в болотистых, подверженных наводнениям местностях, иногда же, по-видимому, и при отсутствии таких условий, по унаследованной привычке, из подражания предкам, имевшим основательные поводы предпочитать подобный способ постройки жилищ. Одним из первообразов таких построек могли быть у первобытных людей, особенно в тропической области, в лесах, изобилующих деревьями-великанами, жилища на деревьях. Тропические леса (в Африке, на о-ве Борнео) служат местопребыванием многочисленных видов обезьян, в том числе и крупных антропоморфных — гориллы, шимпанзе, оранга, — устраивающих свои логовища на толстых сучьях исполинских деревьев. Хотя одно из наиболее существенных отличий физического типа человека — его способность к вертикальному хождению — могла выработаться только при условии жизни преимущественно на земле, а не на деревьях, при постепенном приспособлении к хождению исключительно на нижних конечностях, вследствие чего только и могло развиться большее обособление рук и их усовершенствование как орудий, приспособленных не к одному хватанию, но к более разнообразной и сложной работе, тем не менее, пользование деревьями, как более безопасными убежищами, могло еще долго сохраняться у человека и временами, в смысле как бы некоторого атавизма, проявляться в предпочитании деревьев для своего ночлега, укрытия от непогоды, опасности и т. д. Жилища на деревьях были найдены и в лесах тропической Африки, и у некоторых первобытных племен Индии; с другой стороны, намеком на этот способ убежища служит и бывший весьма распространенным обычай хоронить на деревьях, втаскивая завернутый в шкуры, луб, рогожи труп на древесный ствол и привязывая его там к толстой ветви. Такой обычай был встречен в различных частях света, начиная от Австралии и южной Азии до Якутской области и страны северо-американск. индейцев. Он сохранялся, местами, и в областях безлесных, где вместо похорон на деревьях устраивались помосты на четырех столбах, и на такой помост, иногда в деревянном ящике-гробнице, помещалось тело умершего. Подобным же образом обычай устраивать себе жилище на деревьях мог преобразоваться в обычай воздвигать искусственные помосты на столбах и пользоваться затем этими помостами для постройки на них примитивных шалашей или хижин. Этим достигалось то удобство, что жилища могли быть просторнее и рядом могли помещаться многие семьи, в отдельных шалашах; кроме того, жилища перестали уже быть связанными с местом роста крупных деревьев и могли возникать везде, где представлялись большие удобства в смысле добывания пищи и сношений, при сохранении преимущества трудной доступности для врагов. В настоящее время мы встречаем еще такие жилища на сваях в некоторых местностях Новой Гвинеи, где папуасы селятся по преимуществу в тихих морских бухтах, в некотором отдалении от берега, на сваях. Такая свайная деревня большей частью бывает соединена с берегом мостками, легко разбираемыми в случае ожидаемого нападения. Жилища даяков о-ва Борнео также построены на сваях, местами имеющих до 20 фут. в высоту (обыкновенно — ниже), но не на воде, а на суше, и притом часто в грандиозных размерах. Главная хижина — общественный дом, в котором живет неженатая молодежь, — имеет иногда до 500 фут. в длину; перед хижинами, на помосте, идет длинная и широкая веранда, на которой обедают, отдыхают, устраивают собрания, и с которой сходят на землю по столбу с зарубками, заменяющему лестницу. Этот обычай строиться на сваях объясняют преимуществом его в смысле защиты от нападений, безопасности от наводнений и от проникновения ядовитых гадов. С подобным обычаем селиться на сваях мы встречаемся кое-где и в более культурных местностях, особенно среди рыбачьего населения, а в прежние времена он имел более широкое распространение. Геродот рассказывает о народе пэонов, жившем на Празийском озере, во Фракии, что жилища их устроены на сваях, на высоком помосте, сообщающемся узкими мостками с берегом. Сваи вбиваются ими сообща, причем каждый, женясь, должен вбить новые три сваи — а каждый берет там много жен. У каждого есть на помосте хижина и подъемная дверь, открывающаяся к воде; малых детей привязывают веревкой за ногу, чтобы они не свалились в воду; лошадям и рогатому скоту дают в пищу рыбу; рыбы там столько, что стоит только спустить в озеро на веревке пустую вершу — и она через короткое время наполняется рыбой. Что описание Геродота не было пустой басней, доказало открытие 40 — 45 лет тому назад в Швейцарии, на тамошних озерах, следов многочисленных древних поселений на сваях. Зимой 1854 г., вследствие необычно низкого стояния воды в Цюрихском озере, обнаружились в нем кое-где сваи, и ранее бывшие, впрочем, известными местным рыбакам. Прибрежные жители вздумали воспользоваться этим обстоятельством, чтобы отвоевать себе у озера лишней земли, захватив занятое сваями пространство и отделив его плотиной. При этих работах, копаясь среди остатков свай, они стали находить обделанные камни, кости, черепки. Это обратило внимание местных археологов (в особенности Келлера), которые и занялись здесь тщательными поисками. Среди оснований свай, в иле и торфе, в так наз. "культурном слое", было найдено множество остатков древнего быта, и притом несомненно доисторического, эпохи каменного века. Найдены были каменные топоры, иногда в рукоятках из дерева или оленьего рога, долота, ножи, наконечники копий, дубовые палицы, костяные шилья, черепки глиняной посуды, грузила от неводов и т. п. Впоследствии усиленные поиски в этом направлении привели к открытию подобных же С. построек в других озерах Швейцарии, причем изучение найденных в их культурном слое остатков дало возможность составить не только представление о различных эпохах быта их древних обитателей, но и об их обстановке, об окружавшей их флоре и фауне. Весьма многие из этих построек погибли, очевидно, от пожара, что и благоприятствовало сохранению в большем числе и в большей сохранности предметов быта. Случавшиеся от неосторожности или от намеренного поджога (напр., подкравшимися ночью врагами) пожары заставляли жителей думать только о спасении, захватывая лишь кое-что; все остальное оставлялось на месте и падало во время пожара на дно озера. Камню при этом, конечно, ничего не делалось, а другие предметы хотя и обгорали, но, попадая в воду, в ил, могли сохраниться там в течение неопределенного времени, причем обугливание только предохраняло их от гниения. Этим объясняется, почему могли сохраниться не только многие костяные и глиняные предметы, но даже такие, как веревки, куски рогож и тканей, обугленные плоды, семена и т. п. В результате явилась возможность воссоздания, до известной степени, целой культурной эпохи или даже нескольких эпох, и выяснение, отчасти, путей распространения древнейших культурных влияний. Из сопоставления всех относящихся сюда данных можно было вывести заключение, что, начиная с каменного века, во многих местностях Зап. Европы существовал обычай устраивать жилища на сваях, в озерах. Кроме Швейцарии, следы таких поселений были открыты в сев. Италии, в юго-восточной Франции (Савойе), в озерах (и болотах) Баварии, Пруссии, Ирландии, Австрии. Начавшись в неолитическую эпоху каменного века, обычай этот продолжал существовать и в эпоху металлов, в медный, бронзовый, а отчасти и в железный век, доходя местами до исторической эпохи, даже до XII и позднейших веков. В эпохи процветания этого обычая, С. поселения были весьма многочисленны и обширны; на некоторых озерах найдены следы десятков свайных деревень, построенных иногда на десятках или даже на сотне тысяч свай. Наиболее обычным способом было вбивание свай в дно озера; сваи эти, в эпоху каменного века, состояли из древесных стволов, грубо заостренных на одном конце каменным топором, на манер плохо очищенного карандаша. В некоторых случаях применялся иной способ постройки: набрасывался на дно толстый слой камней, или делался плот, нагружался камнями и опускался на дно, на него второй такой же плот, потом третий, так что получался искусственный остров; наконец, иногда вбивались местами сваи, а промежутки заваливались камнями, или сваи втыкались между камней. На сваях устраивался помост из бревен (стволов), а на нем воздвигались хижины из стоек, забранных прутьями, обмазанных глиной и прикрытых сверху соломенной крышей. В культурном слое нередко находили куски обожженой глиняной обмазки, с отпечатками на них прутьев. Хижины были, по-видимому, отчасти круглые, но, вероятно, чаще четырехугольные; остов одной такой хижины найден в торфяниках верхней Швабии, около Шуссенрида. Помосты соединялись с берегом мостками. Жители занимались рыболовством, а также охотой на суше, как то доказывают многочисленные разбитые кости животных, найденные в культурном слое и представляющие собой остатки от трапезы. Эти кости принадлежали благородному оленю, лосю, первобытному быку, зубру, кабану, медведю и т. д., а также многим видам птиц, что указывает на тогдашнее богатство швейцарских лесов дичью, ныне уже большей частью давно там истребленной. Неолитическое население Швейцарии не находилось уже на степени дикарей звероловов; рядом с костями диких животных найдены и кости многих домашних, как-то собаки, свиньи, козы, овцы, крупного рогатого скота; не было еще только лошади и кошки, а может быть и курицы.

    Кроме того были найдены следы земледелия, остатки культурных растений, а именно три сорта пшеницы, из которых один походит на пшеницу (Тгticum turgidum), сохранившуюся в египетских пирамидах; найдено также несколько сортов ячменя и проса; не встречено вовсе ни ржи, ни овса. Попадаются косточки вишен, зерна малины, ежевики, скорлупа орехов и желудей, остатки тканей и сетей из льна. Немногие найденные черепа жителей С. построек принадлежат к длинноголовым. Есть некоторые основания думать, что население С. построек принадлежало к индогерманскому племени и что оно, в породах своих домашних животных и разводимых растений, находилось под культурным влиянием средиземного Востока. Особый вид С. постройки представляют сев.-итальянские террамары (см.). Следы С. построек были найдены и в Сев. Германии, но там они относятся уже к железному веку, может быть даже славянской эпохе. В Швейцарии же С. постройки не идут далее бронзовой эпохи, но зато эта эпоха представлена большим количеством прекрасных бронзовых орудий и оружий (Bel â ge du bronze Дезора), указывающих на доставление их из более культурных стран Юга и Востока. Ср. Доисторическая эпоха.

    СВАЙНЫЕ ПОСТРОЙКИ.

    1. Реставрированное свайное селение на Цюрихском озере. 2. Предполагаемый наружный вид свайного жилища. 3. Хлебные злаки, найденные в свайных постройках. 4—12. Образцы предметов каменного и бронзового веков, найденные в свайных постройках.

    Литература.

    Keller, "Die keltischen Pfahlba uten in den Schweizer Seen" (Цюрих, 1854—79); Troyon, "Habitationes lacustres" (Лозанна, 1860); R ü timeyer, "Die Fauna der Pfahlbauten in der Schweiz" (Цюрих, 1861); His u. R ü timeyer, "Crania helvetica" (Базель, 1864); Heer, "Die Pflanzen der Pfahlbauten" (Цюр., 1865); Desor, "Les palafittes" (1865); Virchow, "Die Pfahlhauten im n ördl. Deutschland" ("Zeitschr. fü r Ethnologie", Б., 1869); Gross, "Les protohelv è tes" (Б., 1883); Munro, "The lake dwellings of Europe" (Лонд., 1890).

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    древние жилые постройки или целые поселения, сооруженные на деревянных сваях, у берегов рек, озёр, морских заливов, в заболоченных местах. Древние С. п., известные с неолита, впервые открыты в середине 19 в. на швейцарских и приальпийских озёрах, позднее также в Северной Италии (террамары), Дании, Германии, Придунавье и других районах. Площадь некоторых поселений достигала значительных размеров, в их застройке отмечаются элементы примитивной планировки. В Придунавье, Северной Италии и на Балканском полуострове С. п. существовали и в античное время. На территории СССР исследованы С. п., относящиеся к эпохам неолита, бронзы и более позднему времени: Модлонское свайное поселение, поселения, обнаруженные на оз. Лача (Архангельской области), в Шигирском торфянике (См. Шигирский торфяник) и Горбуновском торфянике (См. Горбуновский торфяник)в Среднем Зауралье.

    С. п. известны и у некоторых современных народов Южной и Восточной Азии, Индонезии, Океании, Южной Америки, Африки, занимающихся главным образом рыболовством.

    Лит.: Чайлд Г., У истоков европейской цивилизации, пер. с англ., М., 1952; Кларк Д. Г. Д., Доисторическая Европа, пер. с англ., М., 1953; Раушенбах В. М., Среднее Зауралье в эпоху неолита и бронзы, М., 1956 (Тр. Гос. Исторического музея, в. 29); Pfahibauproblem, Basel, 1955; Behn F., Vorgeschichtliche Welt, Stuttg., [1962].

    Л. А. Ельницкий.

    Остатки настила свайного поселения (террамары) близ г. Парма в Италии.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Большой энциклопедический словарь

    СВАЙНЫЕ ПОСТРОЙКИ (палафиты) - постройки или поселения на сваях (главным образом эпохи неолита и бронзового века) на заливаемых или заболоченных местах. Открыты в Швейцарии, Германии, Италии, СССР (Урал и др. районы).

  5. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  6. Энциклопедия Кольера

    доисторические поселения деревенского типа, расположенные на помостах, которые покоятся на сваях; впервые они были обнаружены в Альпах и в окрестностях этого горного массива. Такого типа поселки можно видеть и в наши дни - у примитивных племен, обитающих в устьях рек Амазонка и Ориноко, на Зондских о-вах (Калимантан, Новая Гвинея и др.), в Африке и других частях мира. Прежде их принято было именовать озерными жилищами, поскольку они характерны для доисторических культур района альпийских озер. Большая часть их археологических остатков - в Швейцарии, но они обнаружены также в Савойе (Франция), в Северной Италии, в Верхней Австрии, в Словении и Боснии. Эти постройки подразделяют на два основных вида: 1) собственно озерное поселение, где ряд хижин установлен на помосте, опорой которого служат сваи, вбитые в дно озера, или этот помост лежит на гати из хвороста, которая удерживается такими же сваями; 2) болотное поселение, хижины которого размещены на помосте, уложенном прямо на болотистую почву. Поскольку в озерной воде хорошо сохраняются многие вещества органического происхождения, которые в иной среде могли бы полностью разложиться, наши знания о материальной культуре озерных жителей довольно обширны. Обнаружены деревянная утварь, плоды, зерно и даже кусочки тканей. Во многих местах до сих пор сохранились остатки свай, вбитых в озерное дно; например, в ясный день их видно сквозь воду Невшательского озера; в засушливые периоды они кое-где просто выступают над поверхностью. Озерные жители занимались рыболовством и земледелием, но у них были и одомашненные животные. В местах их поселений найдены зерна ячменя и пшеницы, льняное семя, бобы, косточки сливы и семена яблок, кости крупного рогатого скота, овец, свиней и коз. Эти люди плавали на челноках-долбленках, ставили ловушки и сети с грузилами, одежду ткали из свитых вручную шерстяных и льняных нитей; хижины плели из прутьев и лозы, обмазывали их глиной и крыли соломой. Хотя они еще пользовались кремневыми орудиями из сколотой гальки, чаще они применяли "отточенные" топоры из нефрита и серпентина. Такое рубило или тесло обычно вправляли в олений рог, к которому приделывали деревянную рукоять, а малые режущие наконечники вставляли прямо в рукоятку из дерева или оленьего рога. Широко использовались и кости животных - в качестве шил, лопаток, наконечников стрел и прочих предметов обихода. Основное ядро культуры озерных жилищ образовалось в районе западных Альп. Известно более 125 таких поселений вблизи четырех крупных озер в кантонах Невшатель, Женева, Тургау, сообщалось о еще большем их числе в других кантонах Швейцарии - Цюрихе и остальных.

    ДОМА НА СВАЯХ в современной швейцарской деревне Эглизау.

    ДОМА НА СВАЯХ в современной швейцарской деревне Эглизау.

    В восточных Альпах поселения эпох среднего и позднего неолита формировались скорее под непосредственным влиянием соседних земель, и хотя им присущи общие альпийские черты, по типу культуры эти восточные поселения существенно отличаются от западных. Наиболее изученные свайные городища восточного ареала находятся вблизи Альтхайма и Мондзе (Верхняя Австрия) и на территории бывшей Югославии - в болотах близ Любляны (Словения), у Вучедола (Славония) и в Доня-Долине под Баня-Лукой (Босния); последнее поселение существовало в конце бронзового века.

    ЛИТЕРАТУРА

    Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989

  7. Источник: Энциклопедия Кольера



  8. Энциклопедический словарь

    сва́йные постро́йки

    (палафиты), постройки или поселения на сваях (главным образом эпохи неолита и бронзового века) на заливаемых или заболоченных местах. Открыты в Швейцарии, Германии, Италии, России (Урал и другие районы).

    * * *

    СВАЙНЫЕ ПОСТРОЙКИ

    СВА́ЙНЫЕ ПОСТРО́ЙКИ (палафиты), постройки или поселения на сваях (главным образом эпохи неолита и бронзового века) на заливаемых или заболоченных местах. Открыты в Швейцарии, Германии, Италии, СССР (Урал и др. районы).

  9. Источник: Энциклопедический словарь



  10. Советская историческая энциклопедия

    (в древности) - остатки отдельных жилищ и целых поселков, возводившихся на сваях на берегах рек, озер, морских зал., заболоченных местах. С. п., видимо, предшествовали настилы, устраивавшиеся на прибрежной болотистой почве. Такие настилы обнаружены среди памятников мезолитич. культуры Маглемозе (в Старр-Карр в Йоркшире, в Дуванзе близ Любека в ФРГ, на о. Зеландия в Дании). Поселения на настилах, вероятно, имели сезонный характер. Постройки на толстых сваях для круглогодичного использования возникли в эпоху неолита. Впервые свайные поселения открыты в сер. 19 в. на швейцарских (Кортайо, Робенгаузен) и приальпийских озерах, позднее также в Сев. Италии (террамары), Дании, Германии (Айхбюль), Подунавье, в р-не Белого м., в Зауралье и др. р-нах Европы. Первоначально др.-европ. С. п. считались надводными (на озерах, реках), но последующее изучение (в 20 в.) показало, что все подобные поселения были береговыми, на сваях они воздвигались, по-видимому, в связи с развитием земледелия на болотистых землях, соединявшемся с рыболовством; не малое значение, как полагают исследователи, имели защита от диких зверей, враждебных племен, предохранение от сезонных затоплений и гигиенич. соображения. С. п. были распространены также в эпоху бронзы и в раннем жел. веке (Гластонбери). Площадь нек-рых С. п. достигала значит. размеров. В размещении жилищ на ряде С. п. отмечены элементы примитивной планировки. Жилища имели разные размеры, округлую или прямоугольную форму (1-2, а иногда и более помещений). В Придунавье и на Балканском п-ове С. п. существовали и в антич. время. Одно из них, на оз. Прасиаде в Македонии, описал Геродот (V, 16), отметивший, что его жители занимались рыболовством и скотоводством. На терр. СССР исследованы: Модлонское свайное поселение, С. п. на оз. Лача (Архангельская обл.), поселения на Шигирском торфянике и Горбуновском торфянике в Ср. Зауралье. Названные С. п. относятся к эпохам неолита и бронзы, а также к более позднему времени. Найдены изделия из дерева и кости, не сохраняющиеся в обычных условиях. Население С. п. еще в неолитич. время занималось земледелием (пшеница, ячмень, лен и др.), скотоводством, рыболовством и охотой; орудия труда были кам. полированными и костяными, в более позднее время - бронз. и железными.

    В наст. время С. п. известны у нек-рых народов Юж. и Вост. Азии, Индонезии, Океании, Юж. Америки, Африки, занимающихся гл. обр. рыболовством.

    Лит.: Чайлд Г., у истоков Европ. цивилизации, пер. с англ., М., 1952; Кларк Д. Г. Д., Доисторич. Европа, пер. с англ., М., 1953; Раушенбах В. М., Среднее "Зауралье в эпоху неолита и бронзы, "Тр. ГИМ", в. 29, М., 1956; Keller F., Pfahlbauten, Berichte 1-9, "Mitteilungen der Antiquarischen Gesellschaft in Zürich", Bd 9, 12-15, 19, 20, 22, 1856-88; Gaerte W., Pfahlbau, в кн.: Reallexikon der Vorgeschichte, Bd 10, В., 1927/28; Säflund G., Le Terremare, Lund, 1939: Guyan W. U., Mensch und Urlandschaft der Schweiz, Z., 1954; Behn F., Vorgeschichtliche Welt, Stuttg., 1962.

    Л. А. Ельницкий. Москва.

  11. Источник: Советская историческая энциклопедия



  12. Большой Энциклопедический словарь

    СВАЙНЫЕ ПОСТРОЙКИ
    СВАЙНЫЕ ПОСТРОЙКИ (палафиты) - постройки или поселения на сваях (главным образом эпохи неолита и бронзового века) на заливаемых или заболоченных местах. Открыты в Швейцарии, Германии, Италии, СССР (Урал и др. районы).

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  13. Источник: