(Theodores)
из Самоса, древнегреческий архитектор, скульптор, резчик гемм и мастер торевтики (См. Торевтика)6 в. до н. э. Работал в Самосс (ныне Тигани) на одноимённом острове.
Сочинения:
Winiarczyk M. Diagorae Melii et Thodori Cyrenaei Reliquiae. Lpz., 1981;
Mannebach Ε. Aristippi et Cyrenaicorum fragmenta. Leiden – Köln, 1963, p. 58–63;
Giannantoni G. I Cireneici. Raccolta delle fonti antiche, trad. e studio introdutto. Firenze, 1958.
Литература:
Гомперц Т. Греческие мыслители, т. 2. СПб., 1913, с. 182 сл.;
Winiarzyk M. Theodoras ὁ Ἄθεος, – «Philologus», 1981, 125, p. 63–94;
Idem. Theodoras ὁ Ἄθεος und Diogenes von Sinope. – «Eos», 1981, 69.
также лит. к ст. Киренская школа.
<<М.М.Шахнович
>>
(Teodoros). В Никейской империи: P. I Ласкарис (o Laskarns) (ок. 1175-1222) - основатель Никейской империи, ее император с 1208. Из знатного визант. рода, зять визант. имп. Алексея III Ангела (1195-1203). После захвата Константинополя латинянами в 1204 бежал в М. Азию и, опираясь на визант. феодалов, в районе г. Никеи на не захваченной зап.-европ. рыцарями визант. территории основал гос-во. До 1208 имел титул деспота. Пользуясь тем, что латиняне, являвшиеся гл. врагом Никейской империи, были поглощены борьбой с болгарами, P. I в войнах с Конийским султанатом и Трапезундской империей расширил границы своей империи. С Лат. империей после тяжелой борьбы заключил в 1214 Нимфейский договор. По договору 1219 предоставил венецианцам право беспошлинной торговли в своем гос-ве.
Лит.: История Византии, т. 3, М., 1967, гл. 3-4 (библ.).
Ф. II Ласкарис (1221-1258) - император с 1254. В войнах с Болгарией и Эпиром отстаивал завоевания своего отца - Иоанна III Дуки Ватаца на Балканах. Отказался от согласованного при отце проекта унии с папством, стремившимся подчинить своей власти вост.-христ. церковь. Вел борьбу с феод. оппозицией. Известный писатель и философ.
Лит.: История Византии, т. 3, М., 1967, гл. 3-4 (библ.).
Г. Г. Литаврин. Москва.
• Theodōrus,
Θεόδωρος,
1. см. Sculptores, Скульпторы, 3;
2. Φ. Младший, Самосский, говорят, изготовил кольцо Поликрата и чашу, посланную Крезом в подарок в Дельфы. Hdt. 3, 41. 1, 51;
3. ритор из Гадары в Палестине, учитель Тиберия во время его изгнания на Родосе. У Свиды упоминается о нескольких его сочинениях, но он больше занимался обучением и основал собственную школу, Θεοδώρειοι. Quint. 11, 2. 3, 1, 18. Sen. contr. 2, 9. Монография Piderit'a (1842).
I.
Феодор, Theodoros, из Гадары в Сирии, I в. до н. э., греческий ритор. Лекции Ф. на Родосе слушал будущий император Тиберий, который еще раньше познакомился с ним в Риме. Ф. писал чрезвычайно много, особенно в области риторики, грамматики, а также истории и географии. Он был аттицистом, автором знаменитого учебника риторики, в котором уделил внимание только судебным и политическим речам. Важнейшим элементом речи для него был kairos (подходящий момент, случай). Оратор, согласно Ф., мог отказаться от некоторых обязательных разделов речи, например от вступления, изложения или окончания, на своем месте должны были оставаться выводы (apodeiksis). Он показал это в сочинении О возможностях оратора (Peri rhetoros dynameos). Ни одно из многочисленных сочинений Ф. не сохранилось. Его учебник риторики, переведенный на латинский язык, был очень популярен во времена Ювенала и служил источником материала для Квинтиллиана. Ф. оказал влияние на позднейших риторов, например, Диона Прусского.
II.
Феодор, Theodoros, прозванный Лектором, VI. н. э., греческий христианский писатель, историк. Лектор при Церкви Святой Софии в Константинополе. Примерно в 530 г. составил из произведений Созомена, Сократа Схоластика и Феодорета единую историю, охватывающую период IV и V вв. до 439 г. На нее опирался Кассиодор со своим помощником Епифанием, переводя на латинский язык свою Историю, важный источник изучения истории Церкви после Константина Великого. Сохранились выдержки из другого произведения Ф. по истории 450–527 гг. н. э.