Словарь Брокгауза и Ефрона

    (1775—1849) — архитектор-итальянец, трудившийся в России. В 1795 г. поступил на службу в "Адмиралтейскую коллегию архитектурии"; был помощником архитектора Бренля, вместе с которым, вероятно, принимал участие в сооружении Михайловского замка в СПб.; в 1808 г. командирован в Кремлевскую экспедицию в Москву, где построил театр на Арбатской площади, уничтоженный пожаром в 1812 г. В 1816 г. назначен членом комиссии архитектурных гидравлических работ. В своих постройках он держался "стиля империи", соединяя в них грандиозность с благородной простотой. Главные из них: Елагинский дворец с принадлежащими к нему оранжереей и павильонами (1816—18), Михайловский дворец (что ныне русский музей импер. Александра III), здание Сената (1829—33), фасад Имп. публичн. библиотеки, выходящий на Александрийскую площадь, павильоны при Аничковском дворце, здание Главного Штаба, Александрийский театр и лежащие за ним здания дирекции театров и министерства внутр. дел. В Павловске им выстроена библиотечная галерея при тамошнем дворце. Одной из последних построек Р. была колокольня Юрьевского монастыря, близ Новгорода.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    Росси Карл Иванович [18(29).12.1775, Петербург, ‒ 6(18).4.1849, там же], русский архитектор, представитель позднего классицизма. Рос в артистической среде (мать ‒ итальянская балерина Г. Росси). С 1796 работал помощником архитектор В. Ф. Бренны, в 1802‒03 учился в Италии. В 1804 назначен художником на стекольный и фарфоровый заводы в Петербурге, в 1806 ‒ архитектором Кабинета его величества, в 1809 направлен в Экспедицию Кремлёвского строения в Москву (московские постройки Р. не сохранились). Среди ранних работ ‒ перестройка Путевого дворца в Твери (1809). В 1815 вернулся в Петербург, с 1816 один из главных архитекторов Комитета для строений и гидравлических работ. С этого времени начался период расцвета творчества Р., создавшего на основе обширных градостроительных планов ряд монументальных ансамблей Петербурга, которые во многом определили облик центральных частей города. После сооружения живописного дворцово-паркового комплекса на Елагином острове (1818‒22) Р. осуществил строительство величественного Михайловского дворца (1819‒25; ныне здание Русского музея) и торжественного ансамбля Михайловской площади (ныне Искусств площадь), и Михайловской улицы (ныне улица Бродского), соединяющей её с Невским проспектом. Выполненные по проекту Р. интерьеры Михайловского дворца (например, Белый зал) свидетельствуют о его высоком мастерстве декоратора. В 1819‒29 Р. возвёл ансамбль Главного штаба, смело решив трудную композиционную и планировочную задачу и создав триумфальный въезд на Дворцовую площадь: Р. изменил направление Морской улицы (ныне улица Герцена), ориентировал её на центр Зимнего дворца и перекрыл мощной двойной аркой. В 1816‒34 Р. создал один из наиболее значительных ансамблей Петербурга, возникший в связи с постройкой Александрийского театра (ныне Ленинградский академический театр драмы им. А. С. Пушкина, и состоящий из Театральной улицы (ныне улица Зодчего Росси), Александринской площади (ныне Островского площадь) и Чернышева моста площади (ныне площадь Ломоносова). Последним крупным сооружением ‒ зданиями Сената и Синода (ныне Центральный исторический архив СССР) Р. в 1829‒34 завершил формирование Сенатской площади (ныне площадь Декабристов). Отличающиеся грандиозным размахом, ясностью объёмно-пространственной композиции, разнообразием и органичностью решений, петербургские ансамбли Р. составили вершину градостроительного искусства русского классицизма. Для творчества Р., одного из создателей русского варианта ампира, характерны широта в охвате архитектурных задач (от планировки крупнейших ансамблей до разработки в деталях убранства интерьеров), выразительность и богатство ордерных композиций, гармоническое сочетание архитектурных форм с аллегорической скульптурой (с Р. сотрудничали скульпторы С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский и др.), новаторские конструктивные приёмы (например, металлические перекрытия). Подчёркнуто триумфальный характер сооружений Р. отражал патриотические идеи величия России ‒ победительницы в Отечественной войне 1812. Р. также построил в Павловске библиотеку дворца (1822‒24) и Николаевские чугунные ворота с оградой (1826), в Новгороде ‒ колокольню Юрьева монастыря (1838‒41); в Петербурге в Зимнем дворце оформил Галерею Отечественной войны 1812 (1826; после пожара 1837 восстановлена В. П. Стасовым). Градостроительные идеи Р., воплощённые им в величавых городских ансамблях, явились качественно новым вкладом в архитектуру русского классицизма. Вместе с тем в позднем творчестве Р. наметились и кризисные черты позднего классицизма, элементы архитектурной эклектики.

    Лит.: Вейнерт Н., Росси, М. ‒ Л., 1939; Гримм Г. Г., Площадь искусств и площадь Островского, Л. ‒ М., 1946; Пилявский В. И., Зодчий Росси, М. ‒ Л., 1951.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Большой энциклопедический словарь

    РОССИ Карл Иванович (1775-1849) - российский архитектор. Создал ряд монументальных ампирных ансамблей в Санкт-Петербурге, активно формирующих архитектурный облик города: Русский музей (б. Михайловский дворец, 1819-25) с пл. Искусств и ул. Бродского перед ним, Дворцовая пл. с зданиями и аркой бывшего Главного штаба (1819-29), ансамбль (1816-34) Российского академического театра драмы (б. Александринского) с пл. Островского, ул. Зодчего Росси и пл. Ломоносова.

  5. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  6. Энциклопедический словарь

    Ро́сси Карл Иванович

    (1775—1849), российский архитектор. Создал ряд монументальных ампирных ансамблей в Санкт-Петербурге, активно формирующих архитектурный облик города: Русский музей (бывший Михайловский дворец, 1819—25) с площадью Искусств и Михайловской улицей перед ним; Дворцовая площадь со зданиями и аркой бывшего Главного штаба (1819—1829); ансамбль (1816—34) Российского академического театра драмы (бывшего Александринского) с площадью Островского, улицей Зодчего Росси и площадью Ломоносова.

    * * *

    РОССИ Карл Иванович

    РО́ССИ Карл Иванович [18 (29) декабря 1775, Петербург — 6 (18) апреля 1849, там же], русский архитектор. Создал ряд монументальных ампирных ансамблей в Санкт-Петербурге, активно формирующих архитектурный облик города. Градостроительные идеи Росси явились качественно новым вкладом в архитектуру русского классицизма(см. КЛАССИЦИЗМ).

    Начало

    Родился в артистической семье (мать — итальянская балерина Г. Росси). Архитектуре обучался в мастерской известного зодчего и декоратора В. Ф. Бренны(см. БРЕННА Виктор Францевич), под начальством которого в чине сержанта работал в Ведомстве по строительству и реконструкции дворцов и правительственных зданий (с 1796). Участвовал в строительстве Михайловского замка в Петербурге. После двухлетней поездки (1802—03) во Францию и Италию в 1804 был назначен художником на стекольные и фарфоровые императорские заводы в Петербурге, в 1806 — архитектором «Кабинета его величества».

    В 1809 Росси был переведен в Москву старшим архитектором «Экспедиции кремлевского строения», где преподавал в архитектурной школе и занимался реставрацией различных кремлевских сооружений. Его московские постройки не сохранились.

    С 1811 короткое время работал в Твери, вернувшись в Петербург, получил назначение на должность главного архитектора Павловска.

    Творческий расцвет

    Расцвет творчества Росси начался с 1816 после поступления на службу в «Комитет для строения и гидравлических работ». Через два года Росси приступил к возведению живописного дворцово-паркового комплекса на Елагином острове (окончен в 1822), принесшего зодчему известность (разрушен во время Великой Отечественной войны, впоследствии восстановлен).

    Другой крупнейшей работой, в которой проявился блестящий талант Росси-градостроителя, было создание Михайловского дворца (ныне Русский музей; 1819—1825) и всего ансамбля Михайловской площади (ныне площади Искусств). Перепланировке подвергся весь район от Невского проспекта до Невы. Здание Михайловского дворца эффектно замыкает перспективу Михайловской улицы от Невского проспекта и является одним из лучших произведений высокого классицизма. Великолепные дворцовые интерьеры (Белый зал и др.), выполненные по проектам Росси, свидетельствуют о высочайшем мастерстве декоратора.

    В 1819—29 зодчий реконструирует Дворцовую площадь(см. ДВОРЦОВАЯ ПЛОЩАДЬ) и возводит грандиозный ансамбль Главного штаба. В центре дугообразного здания Главного штаба зодчий поместил триумфальную арку, увенчанную колесницей Славы (скульпторы С. С. Пименов(см. ПИМЕНОВ Степан Степанович) и В. И. Демут-Малиновский(см. ДЕМУТ-МАЛИНОВСКИЙ Василий Иванович)). Росси мастерски встроил в новый комплекс ряд существовавших ранее зданий, образовав круговой фасад длиной более двух километров.

    Строительство Александpинского театра(см. РОССИЙСКИЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ) — лучшего театра Европы того времени — приходится на 1828—32. Главный фасад театра решен в виде необыкновенно эффектной глубокой лоджии с шестью коринфскими(см. КОРИНФСКИЙ ОРДЕР) колоннами, поднятыми на высокий цокольный этаж. Для перекрытия зала впервые были применены металлические конструкции, а само здание выполнено из несгораемых материалов.

    В связи с постройкой Александринского театра Росси создает один из наиболее значительных ансамблей Петербурга, включающий Театральную улицу (ныне ул. Зодчего Росси), Александринскую площадь (ныне площадь Островского) и Чернышев мост (ныне площадь Ломоносова).

    Среди последних крупных работ Росси — комплекс зданий Сената и Синода, объединенных аркой (ныне Центральный исторический архив). Эти здания, как и Адмиралтейство, окаймляют Сенатскую площадь, в центре которой стоит знаменитый «Медный всадник».

    Росси построил также: в Павловске дворцовую библиотеку (1822—24) и Николаевские чугунные ворота с оградой (1826), в Новгороде колокольню Юрьева монастыря (1838—41), в Петербурге в Зимнем дворце(см. ЗИМНИЙ ДВОРЕЦ) оформил Галерею Отечественной войны 1812 (1826, после пожара 1837 восстановлены В. П. Стасовым(см. СТАСОВ Василий Петрович)).

    Произведения Росси, одного из создателей русского ампира, отличаются как грандиозным размахом, так и ясностью, выразительностью и богатством ордерных композиций, гармоничным сочетанием архитектурных форм и скульптуры, новаторскими приемами (например, металлическими перекрытиями), а также подчеркнутой триумфальностью, связанной с идеей величия России — победительницы в Отечественной войне 1812 года(см. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 года).

    Росси участвовал в разработке «Проекта каменных и деревянных строений в Петербурге», ставшего законодательным документом (утвержден в 1830).

    Последние годы. Холера

    После вынужденного выхода в отставку перебивался случайными заработками, жил в долг. Семья, в которой было девять детей, бедствовала. В ноябре 1841 внезапно скончалась младшая дочь Леонтин, а вскоре умерла и жена. В городе свирепствовала холера, в день умирало до тридцати человек. Весной 1849 заболел и Росси и вскоре скончался. Похоронен в Некрополе в Александро-Невской лавре.

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Большой Энциклопедический словарь

    РОССИ Карл Иванович
    РОССИ Карл Иванович (1775-1849) - российский архитектор. Создал ряд монументальных ампирных ансамблей в Санкт-Петербурге, активно формирующих архитектурный облик города: Русский музей (б. Михайловский дворец, 1819-25) с пл. Искусств и ул. Бродского перед ним, Дворцовая пл. с зданиями и аркой бывшего Главного штаба (1819-29), ансамбль (1816-34) Российского академического театра драмы (б. Александринского) с пл. Островского, ул. Зодчего Росси и пл. Ломоносова.

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  9. Источник: