Большая Советская энциклопедия

    Кобэ, город и порт в Японии, на юге о. Хонсю, на берегу залива Осака Внутреннего Японского моря. Административный центр префектуры Хиого. 1289,0 тыс. жителей (1970). Крупный промышленный центр на западе Японии, входящий в ядро экономического района Кансай.На порт К. приходится (по стоимости) 28% всего экспорта страны и 13% её импорта (промышленное сырьё — хлопок-сырец, нефть, каучук). Экономика К. базируется преимущественно на привозном сырье. На промышленность приходится 40% валового дохода, на торговлю 22,4%, транспорт и связь 13,4% и сферу обслуживания 11%. Свыше 70% промышленной продукции К. даёт тяжёлая промышленность, ведущими отраслями являются металлургия, транспортное машиностроение, в том числе судостроение и химическая промышленность (в частности, производство резиновых изделий). В К. — крупные судостроительные верфи (только на долю трёх из них приходится 30% тоннажа строящихся в Японии судов). Военная промышленность. Промышленные предприятия сконцентрированы в городских районах Фукиай (восточная часть) и Хиого (на Юго-Западе). В городе размещаются филиалы иностранных банков, торговых и промышленных фирм. В К. — высший коммерческий институт, университет, технический колледж; обсерватория. К. — центр международного туризма; в районе К. — национальные парки; горячие источники; морские купания (курорты Акаси и др.). В К. — метрополитен.

    Н. А. Смирнов.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    КОБЕ - город и порт в Японии, на о. Хонсю, административный центр префектуры Хего. 1,5 млн. жителей (1992). Грузооборот порта ок. 150 млн. т (1/3 внешнеторгового оборота страны). Металлургия, машиностроение (1/3 тоннажа строящихся в Японии судов), военная, химическая, текстильная промышленность. Университет. Художественный музей. Туризм.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедический словарь

    Ко́бе

    город и порт в Японии, на о. Хонсю, административный центр префектуры Хёго. 1,4 млн. жителей (1995). Грузооборот порта около 150 млн. т (1/3 внешнеторгового оборота страны). Металлургия, машиностроение (1/3 тоннажа строящихся в Японии судов), военная, химическая, текстильная промышленность. Университет. Художественный музей. Туризм.

    * * *

    КОБЕ

    КО́БЕ, Кобэ (Kobe), город и порт в Японии, на юго-западе острова Хонсю(см. ХОНСЮ), на берегу залива Осака Внутреннего Японского моря(см. ВНУТРЕННЕЕ ЯПОНСКОЕ МОРЕ). В 32 км на запад от Осаки(см. ОСАКА). Административный центр префектуры Хёго. Население 1,542 млн человек (2004).

    Один из крупнейших портов мира — грузооборот порта ок. 150 млн. т (1/3 внешнеторгового оборота страны). Порт Кобе в год посещает 11 тыс. иностранных судов и 83 тыс. из портов Японии. Одновременно порт может принять 250 больших судов. 26 регулярных линий связывают Кобе со 120 странами и 500 портами.

    Крупный промышленный центр на западе Японии, входящий в ядро экономического района Кансай. Металлургия, машиностроение и судостроение (1/3 тоннажа строящихся в Японии судов), военная, химическая, текстильная промышленность. В городе размещаются филиалы иностранных банков, торговых и промышленных фирм. Метрополитен. Университеты. Художественный музей. Международный выставочный центр, Международный конференц-центр, Город моды. Аквариум, парк Соракуэн, мемориальный парк Мерикен (землетрясения 1995 года). Центр туризма. В районе Кобе — национальные парки; горячие источники; морские курорты (Акаси и др.).

    Кобе известен как морской порт с 13 в. Сюда приходили суда из Китая(см. КИТАЙ) и Кореи(см. КОРЕЯ (Южная Корея)), Индокитая. В период изоляции Японии(см. ИЗОЛЯЦИЯ ЯПОНИИ), когда лишь голландским купцам было разрешено продолжать торговлю с Японией, Кобе стал перевалочной базой, где голландцы сходили с кораблей на берег и отправлялись по суше в далекий Эдо(см. ТОКИО).

    Вслед за Иокогамой(см. ИОКОГАМА) и Хакодате(см. ХАКОДАТЕ) порт Кобе был открыт для международной торговли в 1868. Это первый район поселения европейцев на островах. Сотни торговцев, инженеров, врачей, исследователей, миссионеров и авантюристов устремились в Японию. В Кобе, согласно распоряжению властей, им выделялись участки земли в рамках иностранного сеттльмента(см. СЕТТЛЬМЕНТ). С конца 1880-х гг. вплоть до 1910 в Кобе было построено более сотни домов в западном стиле, резко контрастировавших с традиционным национальным жильем.

    В эпоху Мэйдзи(см. МЭЙДЗИ) основными товарами, проходившими через порт Кобе, были рис и чай — экспорт и хлопок и шерсть — импорт. С развитием машиностроения и промышленности торговля через Кобе выросла многократно. В русско-японскую(см. РУССКО-ЯПОНСКАЯ ВОЙНА 1904—05) и китайско-японскую войны порт служил морской базой. В 1907 здесь начала осуществляться программа развития портовых мощностей. Во время Первой мировой войны(см. ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА 1914—18) бурно развивается судостроение. Объем торговли особенно возрос, когда во время землетрясения 1923 был сильно разрушен порт Иокогама, что привело к еще большему расширению порта Кобе.

    После Второй мировой войны(см. ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА) коммерческие операции в порту возобновились только в 1959, порт вновь начал процветать в годы корейской войны и через 10 лет после второй мировой войны восстановил прежний объем торговли.

    Рост города происходит и за счет освоения прибрежной акватории. В 1966—81 гг. был построен новый порт на насыпном острове Порт-Айленд (площадь 436 га), а в 1990 восточнее Порт-Айленда завершено строительство второго крупного насыпного острова — Рокко (площадь около 580 га).

    Землетрясение в Кобе в январе 1995 разрушило десятки тысяч домов, погибло более 6 тыс. жителей. Сохранились старые европейские кварталы улицы Ямамото, храм Сума, многочисленные христианские, буддийские храмы и мечети, гробница Минатодзава, Чайна-таун. В окрестностях Кобе находится гора Рокко (931 м).

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Вся Япония

    - административный центр префектуры Хёго. Иногда его называют воротами в Западную Японию. Население - 1, 47 млн. чел. Еще в период раннего средневековья Кобе стал одним из важнейших морских портов Юго-Западной Японии. Сюда приходили суда из Китая и Кореи, из Индокитая и со многих островов. Когда по приказу сёгуна Токугава Иэмицу в 1639 г. двери Японии захлопнулись перед иностранцами и лишь голландским купцам позволено было продолжать торговлю с Японией, именно Кобе стал перевалочной базой, где голландцы сходили с кораблей на берег и отправлялись пешком в далекий Эдо, чтобы поклониться великому сёгуну и принести ему дары. В 1868 г. запреты на общение с заграницей были отменены. В считанные месяцы Кобе превратился не просто в "окно" или "дверь" в мир. Он в те годы напоминал мощный насос, ненасытно втягивавший достижения европейской и американской цивилизации, культуры, науки в проснувшуюся от летаргического сна страну. Десятки, сотни торговцев, инженеров, врачей, исследователей, миссионеров и авантюристов устремились в Японию. И значительная часть их оседала в Кобе, где, согласно распоряжению властей, им выделялись участки земли в рамках иностранного сеттльмента. Вначале это был маленький участок, прижатый к морю. Но с течением времени число приезжих увеличилось, и они стали строить дома на склонах холма, откуда открывался великолепный вид на бухту. С конца 80-х гг. вплоть до 1910 г. в Кобе было построено более сотни домов в западном стиле, резко контрастировавших с традиционным национальным жильем. Около трех десятков из них сохранилось и до настоящего времени по разным сторонам улицы Ямамото. Если для других городов Японии символами и памятниками культуры служат, как правило, древние замки и храмы, то главной достопримечательностью Кобе остаются эти дома первопоселенцев иностранного сеттльмента да еще, пожалуй, Чайна-таун. По этой, казалось бы, незначительной особенности можно судить о характере города Кобе, ставшего в некотором смысле плацдармом наступления зарубежной цивилизации и экономики на Японские острова. В эпоху Мэйдзи основными товарами, проходившими через порт Кобе, были рис и чай - экспорт и хлопок и шерсть - импорт. С развитием машиностроения и промышленности торговля через Кобе выросла многократно. В русско-японскую и китайско-японскую войны порт служил морской базой. В 1907 г. здесь начала осуществляться программа развития портовых мощностей. Во время первой мировой войны бурно развивается судостроение. Объем торговли особенно возрос, когда во время землетрясения 1923 г. был сильно разрушен порт Иокогама, что привело к еще большему расширению порта Кобе. После второй мировой войны коммерческие операции в порту возобновились только в 1959 г., порт вновь начал процветать в годы корейской войны и через 10 лет после второй мировой войны восстановил прежний объем торговли. Ныне это один из самых крупных портов мира. Причем если Иокогама - это порт, в основном специализирующийся на импорте, Кобе отгружает товары на экспорт. Развитие контейнерных перевозок сильно изменило вид порта - за последние 20 лет произошло гораздо больше изменений, чем за предыдущие 100 лет. В 1981 г. было закончено строительство целого комплекса зданий на насыпном острове Порт-Айленд. Это наиболее грандиозное сооружение города. Его строительство началось в 1966 г. Остров занимает площадь 436 гектаров. 80 млн. куб. м песка было перевезено для его строительства. Остров был построен не только для расширения порта, но и для "предоставления жителям жилища, места для работы, отдыха и учебы". Остров имеет причалы для контейнеров и генеральных грузов, специальный причал для медицинских грузов. С этого времени город все больше становится международным центром - в нем действуют Международный выставочный центр, Международный конференц-центр, Город моды. В настоящее время завершено строительство второго крупного насыпного острова восточнее Порт-Айленда - острова Рокко. Его площадь составит 580 га. Он сможет принимать большие контейнеровозы и паромы, к тому же на нем разместятся 30 тыс. жителей. Порт Кобе посещает 11 тысяч судов в год из-за рубежа и 83 тысячи из портов Японии. Одновременно он может принять 250 больших судов, 26 регулярных линий связывают Кобе со 120 странами и 500 портами. Мощная подземная буря, разразившаяся 17 января 1995 г., развалила десятки тысяч домов в Кобе и округе, обрушила эстакады и мосты, нанесла беспощадный удар по экономике города, вместе с Осакой входящего в состав индустриальной зоны Хансин, погребла под обломками тысячи жителей. За прошедшие после землетрясения годы Кобе во многом сумел залечить полученные тяжелые раны. Полностью восстановлены инфраструктура, дорожная сеть. Активно работают порт, промышленные предприятия. Правительством страны разработан 10-летний план восстановления города. Им предусмотрено не только воссоздание прежнего облика города, но и придание ему качественно новых характеристик. В рамках проекта создания Зоны предпринимательства проходит вторая очередь освоения Порт-Айленда. Различные налоговые и финансовые льготы предложены иностранным фирмам, которые согласятся обосноваться на этом острове. В июле 1996 г. на Порт-Айленде открылся Исследовательский центр, работающий под эгидой Министерства почт и телекоммуникаций. Его задача - разработать концепцию KIMEC (Kobe International Multimedia & Entertainment City) - Международного города мультимедиа и развлечений. Имеется в виду полная компьютеризация всех средств массовой коммуникации, перевод их на цифровой код, создание мощной диверсифицированной сети электронной связи для нужд города и района Хансин.

  7. Источник: Вся Япония



  8. Большой Энциклопедический словарь

  9. Источник: