Большая Советская энциклопедия

    (390—338 до нашей эры)

    государственный деятель, реформатор в Древнем Китае, один из основоположников легистской школы (см. Фацзя). Происходил из обедневшего аристократического рода. В 361 до нашей эры поступил на службу к циньскому царю Сяо Гуну и через несколько лет стал его главным советником. В 359—348 провёл серию реформ, которые способствовали укреплению центральной власти и усилению царства Цинь.В результате реформ Ш. Я. впервые в истории Китая узаконивалось право частной собственности на землю, официально разрешалась купля и продажа земельных участков; поощрялось земледелие, ограничивалось свободное занятие ремеслом и торговлей, часть ремесленников и мелких торговцев была превращена в государственных рабов, аристократия лишалась права наследования административных постов, ликвидировалась система наследственных владений знати, вся территория царства была разделена на 31 административный уезд, проводился насильственный раздел больших (патриархальных) семей и введена система круговой поруки в деревнях. Реформы Ш. Я. вызвали недовольство наследственной аристократии, по настоянию которой он был казнён. Многие преобразования Ш. Я., направленные на укрепление центральной власти, после объединения Китая царством Цинь в 221 до нашей эры были распространены на всю страну.

    Лит.: Книга правителя области Шан (Шан Цзюнь Шу), пер. с кит., М., 1968.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    ШАН ЯН (390-338 до н. э.) - государственный деятель, реформатор в Др. Китае, один из основоположников философской школы фацзя. Узаконил право частной собственности на землю, лишил аристократию права наследования административных постов. По настоянию аристократии был казнен.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Философская энциклопедия

    ШАН ЯН

    Гунсунь Ян, Вэй Ян (390— 338 дон. э.), др.-кит. гос. деятель, один из основоположников легизма. Происходил из обедневшего аристократич. рода из царства Вэй. Был первым советником циньского царя Сяо-гуна (361—338 дон. э.), провёл серию реформ, основанных на концепциях легизма и способствовавших консолидации власти в руках царя.

    Учение Ш. Я. изложено в трактате «Шан цзюнь шу» («Книга правителя области Шан»), составленном его учениками в 3 в. до н. э. Ш. Я. первый в истории кит. политич. мысли создал теорию деспотич. государства и разработал осн. концепции легизма об управлении обществом и государством: концепция равных возможностей, гос. регулирование экономич. процессов, теория единого (сосредоточения усилий людей на земледелии и войне) как гл. сферы деятельности народа, система рангов знатности, теория «клещей» — наделение общинников правом контроля над деятельностью чиновничества, принцип коллективной ответственности перед законом и т. п. Сразу же после смерти Сяо-гуна по настоянию наследств. аристократии был казнён вместе с семьёй.

    Книга правителя области Шан (Шан Цзюнь Шу), пер. с кит., вступ. ст. и коммент. Л. С. Переломова, М.,1968; Др.-кит. философия, т. 2, М.,1973, с. 210—23.

  5. Источник: Философская энциклопедия



  6. Энциклопедический словарь

    Шан Ян

    (390—338 до н. э.), реформатор в Древнем Китае, один из основоположников философской школы фацзя. Находясь на службе у правителя царства Цинь, узаконил право частной собственности на землю, лишил аристократию права наследования административных постов. По настоянию аристократии был казнён.

    * * *

    ШАН ЯН

    ШАН ЯН (390—338 до н. э.), государственный деятель, реформатор в Др. Китае, один из основоположников философской школы фацзя. Узаконил право частной собственности на землю, лишил аристократию права наследования административных постов. По настоянию аристократии был казнен.

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Советская историческая энциклопедия

    Вэй Ян, Гунсунь Ян (390-338 до н. э.), - гос. деятель, реформатор в Др. Китае, один из основоположников легистской школы (см. "Фацзя"). Происходил из обедневшего аристократич. рода. В 361 до н. э. поступил на службу к циньскому царю Сяо Гуну и через неск. лет стал его гл. советником. В 359-348 провел серию реформ (см. Шан Яна реформы), укрепивших царство Цинь. Преобразования Ш. Я. вызвали недовольство наследств. аристократии, по настоянию к-рой он был казнен.

    Л. С. Переломов. Москва.

  9. Источник: Советская историческая энциклопедия



  10. Китайская философия. Энциклопедический словарь.

    Гунсунь Ян, Вэй Ян.

    390, царство Вэй, - 338 до н.э.

    Гос. деятель и реформатор, правитель обл. Шан царства Цинь. Традиция приписывает ему авторство на один из основополагающих памятников легизма - "Шан цзюнь шу" ("Книга правителя обл. Шан"). Согласно "Ши цзи" (2 - 1 вв. до н.э.), в 361 был вынужден бежать в царство Цинь, правитель к-рого Сяо-гун увлекся предложенными им планами реформ, способствовавшими усилению власти монарха. После смерти Сяогуна Ш.Я. был казнен.

    Экономич. программа Ш.Я. предусматривала приоритетное развитие земледелия. Это должно было обеспечить создание централизованного бюрократич. аппарата, чиновники к-рого получали бы от казны натуральное жалованье зерном и к-рый бы заменил аппарат местного управления, находившийся в руках наследственной знати. Ш.Я. предлагал серию мер, нацеленных на приостановку процесса разорения свободных земледельцев и уменьшения, т.о., налоговых поступлений. По его мнению, этому могли содействовать всеобщая подворная перепись (позволяющая выявить тех, кто "уклоняется" от земледелия или оказался в личной зависимости и перестал платить налоги), а также введение прогрессивного налога на урожай ("Шан цзюнь шу", гл. 2, 4, 19). Не решаясь на экспроприацию земель у богатых общинников - союзников центр, власти в противостоянии аристократии, Ш.Я. рассчитывал разрешить аграрные проблемы за счет освоения целинных земель (гл. 6). Для увеличения числа налогоплательщиков он предлагал правителю Цинь расселять на пустующих землях безземельных общинников из соседних царств (гл. 15).

    Ш.Я., возможно, был первым гос. деятелем древнего Китая, предложившим продажу гос. должностей и рангов знатности. Он настаивал на запрещении частной скупки зерна у земледельцев, чтобы пресечь ростовщичество и спекуляцию продовольствием в неурожайные годы, полагал, что этому может содействовать и разумный режим гос. закупок, позволяющий регулировать рыночные цены. Повышение торговых пошлин, согласно Ш.Я., должно ограничить развитие торговли и число купцов, что приведет к уменьшению оттока работников из сельского хоз-ва, остановит разорение земледельцев (гл. 2). В то же время торговля, хотя и под должным контролем, необходима: "Земледелие, торговля и управление - три основы (жизни) гос-ва" (гл. 20). Предложенная Ш.Я. идея гос. монополии на разработку естеств. богатств, призванная укрепить могущество царствующего дома, ограничить экономич. активность населения вне сферы сельского хоз-ва, была впоследствии реализована в империях Цинь и Хань (3 в. до н.э. - 3 в. н.э.).

    В политич. программе Ш.Я. универсальным инструментом упорядочения жизни гос-ва выступает юридич. закон (фа (1)). Конф. концепцию "гуманного правления" Ш.Я. полагал нереальной: "Гуманный м.б. гуманным к др. людям, но он не может заставить людей быть гуманными" (гл. 18). Творец законов - правитель, не обязанный ни с кем обсуждать свои планы, не подлежащий критике и тем более наказанию за нарушение закона. В то же время при составлении законов он обязан учитывать уже сложившиеся обычаи, а при решении важных вопросов - мнения руководителей общин и глав семей (гл.5). В системе законодательства важное место Ш.Я. отводил праву частной собственности (гл. 26).

    Ш.Я. предлагал правителю лишить аристократию традиц. права наследования высших администр. должностей и рангов знатности, пожалование к-рых должно быть прерогативой государя: "Метод поощрения рангами знатности и жалованьем - ключ к жизни или гибели страны". Идея ограничения прав аристократии выражалась у Ш.Я. в формуле: "Бедный станет богатым, а богатый бедным, и гос-во будет сильным" (гл. 5). Здесь под "богатыми" имелись в виду те, кто "получил ранги знатности и жалованья в нарушение закона", т.е. по праву наследования. Т.о. предполагалось создать управленческий аппарат, зависимый только от государя. Эта зависимость должна была подкрепляться системой взаимной слежки и доносительства: доносчик, сообщивший о совершенном либо готовящемся преступлении, имел право наследовать должность, ранг знатности, земельные наделы и жалованье чиновника-преступника (гл. 17).

    Новая система назначений и предоставления рангов знатности была призвана сосредоточить усилия подданных на земледелии и войне, что рассматривалось как "сосредоточение на едином" (и (2)) - некой интегральной функции гос-ва (гл. 3). Земледелие и война - гаранты и внутриполитич. "спокойствия", и "почета", оказываемого государю, а "сосредоточение (народа) на едином" обеспечивает его подчинение единовластию (гл. 3). Длительное отсутствие войн, по Ш.Я., ведет к разложению страны внутр. "ядом" и "рождению шести паразитов": стремления беспечно пожить на склоне лет, бездумной траты зерна, пристрастия к красивой одежде и вкусной еде, любви к предметам роскоши, пренебрежения своими обязанностями, стяжательства (гл. 4). Осн. требование Ш.Я. к "совершенномудрому" (шэн (1)) правителю - умение заставить народ заниматься земледелием и "помышлять о войне". Войны и убийства позволительны, если они направлены на благо гос-ва. Чтобы сделать эту мысль более убедительной для современников, над сознанием к-рых довлели нормы жизни родового коллектива, Ш.Я. представлял гос-во как некий аналог патронимии, а победу над внеш. врагом - как выполнение долга перед близкими.

    Важное средство усиления гос. контроля над народом Ш.Я. усматривал в ограничении образования: "Если люди глупы, их легко принудить к тяжкому труду, а если умны, то принудить трудно" (гл. 6). В число гибельных для страны "паразитов" он включал помимо указ, выше шести также ритуальную "благопристойность" (ли (2)), музыку, классич. памятники - "Ши цзин", "Шу цзин", "сыновнюю почтительность и братскую любовь" (сяо ти), "гуманность" (жэнь (2)), бескорыстие, красноречие, острый ум и т.п., т.е. нормы обычного права, культурные традиции и конф. этич. принципы. По Ш.Я., жадность, своекорыстие и тщеславие - осн. черты человеч. природы, поэтому правитель может опираться прежде всего на непреходящее стремление человека к "выгоде" (ли (3)). Принцип "наград и наказаний", предложенный Ш.Я., подразумевал акцент на наказание, к-рое должно быть предельно строгим даже за малую провинность (гл.5). Гл. основанием для получения рангов знатности и должностей должна быть воинская доблесть. Кроме того, ранги знатности могут предоставляться землевладельцам за плату после сдачи гос-ву излишков зерна, а также доносчикам. Важным элементом гос. власти должна стать система круговой поруки внутри семьи, соседской общины, любой группы людей, временно объединенных общим делом, а также в армии, где за проступок одного воина должно отвечать все низшее подразделение (пяток).

    Нек-рые из предложенных Ш.Я. мер он получил возможность осуществить; в части., систему круговой поруки в группах по пять и десять семей; порядок получения рангов знатности от правителя за воинские заслуги и лишения их членов знатных домов, не имеющих таких заслуг, четкое определение имуществ. и иных прерогатив носителей различных рангов знатности; освобождение земледельцев от трудовых повинностей и обложение ими торговцев и ремесленников, превращение в гос. рабов тех, кто "беден из-за собств. лени". Кроме того, он ввел двойной налог на семьи, имевшие двух и более мужчин, но не разделившие между ними хоз-во. Это должно было способствовать дроблению больших патриархальных семей и, т.о., как и др. реформы Ш.Я., - ограничению роли общинного самоуправления и наследств, знати, усилению контроля централизованной администрации над об-вом. Ш.Я. провел также указ, запрещающий отцам и взрослым сыновьям и братьям проживание в одном доме, ввел регулярное администр. деление на уезды, узаконил право частной собственности на пахотные земли, добился принятия законов об охране др. видов частной собственности (тяглового скота и т.п.), унифицировал меры длины, веса, объема и т.п.

    Реформы Ш.Я. способствовали усилению единоличной власти правителя царства Цинь, к-рое превратилось в 4 - 3 вв. до н.э. в одно из самых могущественных древнекит. гос-в. Теоретич. построения Ш.Я. содействовали оформлению легизма в целостный идейный комплекс, завершенный в 3 в. до н.э. Хань Фэем, и легли в основу гл. направлений гос. строительства в первой кит. централизованной империи Цинь (221 -207 до н.э.).

    **Переломов Л.С. Конфуцианство и легизм в полит, истории Китая. М., 1981; Илюшечкин В.П. Конфуций и Ш.Я. о путях объединения Китая // 16-я НК ОГК. Ч. 1. М., 1985; Рубин В.А. Личность и власть в древнем Китае. М., 1993; Ян Куань. Ш.Я. бянь фа (Реформы Ш.Я.). Пекин, 1956; См. также лит-ру к ст. "Шан цзюнь шу", Легизм.

  11. Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь.



  12. Большой Энциклопедический словарь

    ШАН ЯН
    ШАН ЯН (390-338 до н. э.) - государственный деятель, реформатор в Др. Китае, один из основоположников философской школы фацзя. Узаконил право частной собственности на землю, лишил аристократию права наследования административных постов. По настоянию аристократии был казнен.

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  13. Источник: