1) речь, обращённая человеком к самому себе (чаще всего в целях планирования своих действий) и осуществляемая во внутреннем коде, т. е. не реализуемая в звучащей речи. 2) Внутренняя программа высказывания, предшествующая его порождению в речи («внутреннее программирование»). 3) Артикуляторные движения, не сопровождаемые звуком («внутреннее проговаривание»). Изучение и экспериментальная регистрация В. р. способствуют исследованию отношений между языком и мышлением, языком и речью, форм мышления и проблем восприятия речи. В. р. исследуется языковедами, психологами и физиологами.
Лит.: Выготский Л. С., Избранные психологические исследования, Мышление и речь, М., 1956; Жинкин Н. И., О кодовых переходах во внутренней речи, «Вопросы языкознания» 1964 №6; Соколов А. Н., Внутренняя речь и мышление, М., 1968.
ВНУТРЕННЯЯ речь - 1) речь, обращенная к самому себе, и т. н. внутренняя программа высказывания, не реализуемые в звучащей речи.
2) Артикуляторные движения, не сопровождаемые звуком ("внутреннее проговаривание"). Изучение внутренней речи способствует пониманию закономерностей мышления и его взаимоотношений с речью.
Внутренняя речь - скрытая вербализация, сопровождающая процесс мышления -. Ее проявления наиболее явны при умственном решении различных задач, мысленном планировании, внимательном слушании речи других людей, чтении текстов про с
псих. endophasia
вну́тренняя речь
1) планирование и контроль «в уме» речевых действий; одна из форм реализации мышления. 2) Артикуляторные движения, не сопровождаемые звуком («внутреннее проговаривание»). 3) Один из этапов внутреннего программирования как фазы порождения речевого высказывания (планирование, замысел); соотносится с общением. Изучение внутренней речи способствует пониманию закономерностей мышления и его взаимоотношений с речью.
* * *
ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬВНУ́ТРЕННЯЯ РЕЧЬ,
1) речь, обращенная к самому себе, и т. н. внутренняя программа высказывания, не реализуемые в звучащей речи.
2) Артикуляторные движения, не сопровождаемые звуком («внутреннее проговаривание»). Изучение внутренней речи способствует пониманию закономерностей мышления и его взаимоотношений с речью.