Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Карл Liebermann) — химик; род. в 1842 г. Учился в Берлине и Гейдельберге под руководством Бунзена, Магнуса и А. Байера. С 1873 г. Л. заведывал лабораторией органической химии в берлинской промышленной академии, преобразованной позже в высшую техническую школу; с 1879 г. занимает также кафедру и в берлинском университете. Л. вместе с Гребе разъяснил в 1868 г. строение ализарина (см.), а в 1 869 г. дал способ искусственного приготовления его из антрацена. Работами Каро, Гребе и Л. положено начало приготовлению ализариновых красок. Ему же принадлежит ряд работ об алкалоидах и многих органических красках, известная реакция на фенолы (см. Либерманова реакция, доп.) и пр. Большая часть трудов Л. опубликована в "Liebigs Annalen" и в "Berichte der Deutschen Chemischen Gesellschaft".

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    I

    Ли́берман (Liebermann)

    Карл Теодор (23.2.1842. Берлин, — 28.12.1914, там же), немецкий химик-органик. Профессор Берлинской высшей технической школы (с 1873). В 1869 совместно с К. Гребе установил строение Ализарина и осуществил его синтез из Антрацена. В 1893 нашёл, что протравные свойства красителей связаны с присутствием в молекулах красителей оксигрупп или карбоксильных групп в орто- или параположениях.

    II

    Ли́берман (Liebermann)

    Макс (20.7.1847, Берлин, — 8.2.1935, там же), немецкий живописец и график. Учился в Берлине (1866—68) и Веймаре (1868—72), в 1873—78 жил в Париже, в 1878—84 в Мюнхене, затем в Берлине. Основатель «Берлинского Сецессиона» (1898—99). Профессор (1897), президент (1920) и почётный президент (1932) AX в Берлине. При фашизме подвергался преследованиям. Сформировался под влиянием Г. Курбе, И. Исраэлса и М. Мункачи, выступил как продолжатель традиций немецкого реализма. В ранних картинах Л. с сочувствием и теплотой изображены фабричные работницы, крестьяне, ремесленники, рыбаки, занятые своим трудом; непосредственность наблюдений, внимание к передаче света и воздуха, свежесть и насыщенность цвета сочетаются с чёткостью рисунка и объёмной формы («Ощипывание гусей», 1872; «Льнопрядильня», 1887; обе — в Национальной галерее, Берлин). С 1890-х гг. под влиянием Импрессионизма Л. чаще обращается к пейзажу, уделяет основное внимание свету, движению, общему живописному впечатлению («Игра в поло в Иенском парке», 1902—03, Кунстхалле, Гамбург). Известен и своей пропагандой реалистического наследия.

    Соч.: Gesammelte Schriften, В., 1922.

    Лит.: Scheffler К., Мах Liebermann, Wiesbaden, 1953.

    М. Либерман. «Консервщицы». 1879. Музей изобразительных искусств. Лейпциг.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.