Большая Советская энциклопедия

    Гро (Gros) Антуан (16.3.1771, Париж, 26.6.1835, там же), французский живописец. Сын художника-миниатюриста. Учился в Париже у Ж.Л. Давида (с 1785) и в Королевской академии живописи и скульптуры (1787). В 17931801 работал в Италии. Духом патетической героики овеяны изображения Наполеона в ранних работах Г. и ряд его батальных картин («Битва при Назарете», 1801, Музей изящных искусств, Нант; «Наполеон в госпитале чумных в Яффе», 180304, «Битва при Эйлау», 1808, обе в Лувре, Париж), которые поражали современников жизненной выразительностью. Яркую патетику вносил Г. и в парадный портрет («Полковник Ф. Фурнье-Сарловез», 1812, Лувр). Эти работы вели к разрушению канонов классицизма и оказали влияние на романтиков Т. Жерико и Э. Делакруа. Однако положение официального живописца Наполеона I толкало Г. на путь ложного пафоса, льстивой идеализации и беспринципности. В годы Реставрации он перешёл к восхвалению Бурбонов. Писал также картины на античные и средневековые сюжеты.

    Лит.: Escholier К., Gros. Ses amis, ses éléves, P., 1936.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Энциклопедия Кольера

    ГРО, АНТУАН-ЖАН

    (Gros, Antoine-Jean)

    (1771-1835), французский живописец; родился 16 марта 1771 в Париже. Учился у Жака Луи Давида. После встречи с Наполеоном в 1796 в его штаб-квартире в Милане Гро написал смелый и энергичный портрет Наполеон на Аркольском мосту. В великом полководце Гро обрел и покровителя, и главную тему своего творчества. В 1801 он написал картину Битва при Назарете (Нант, Музей изящных искусств), в 1804 - картину Наполеон в госпитале чумных в Яффе (Париж, Лувр), а в 1806 - картину Битва при Абукире (Версаль). В 1808 Гро создал одну из самых известных своих работ - Битва при Эйлау (1808), в которой дал прекрасное изображение безлюдного зимнего пейзажа с расположившимися в нем группами раненых. В его более поздних произведениях - Сдача Мадрида (1809), Наполеон перед пирамидами и Битва при Прейсиш - Эйлау - заметно снижение пафоса, отказ от оригинальных композиционных решений и даже снижение качества живописного исполнения. С наступлением в 1815 периода Реставрации героические мотивы уходят из творчества мастера. Его путь в искусстве лежал между классицизмом и романтизмом. Умер Гро в Медоне близ Парижа 26 июня 1835.

  3. Источник: Энциклопедия Кольера



  4. Энциклопедический словарь

    Гро Антуан

    (Gros) (1771—1835), французский живописец. Официальный живописец Наполеона I. В ранних, полных жизненной энергии батальных картинах («Битва при Назарете», 1801) и портретах — предшественник романтизма.

    * * *

    ГРО Антуан

    ГРО (Gros) Антуан (1771—1835), французский живописец, официальный живописец Наполеона I Бонапарта. В ранних, полных жизненной энергии батальных картинах(см. БАТАЛЬНЫЙ ЖАНР) («Битва при Назарете», 1801) и портретах — предшественник романтизма(см. РОМАНТИЗМ); позднее возобладали парадность и ложный пафос.

  5. Источник: Энциклопедический словарь