Словарь Брокгауза и Ефрона

    Эмерих (Madách) — выдающийся венгерский поэт (1823-64), сын магната; полная фамилия его — М.-Стжегова и Кис-Келечени. В начале 50-х гг. сидел в тюрьме по политическому делу; в 1860 г. был избран депутатом в венг. сейм. В 1840 г. М. издал лирический сборник "Lantvirŕrok", за которым последовал целый ряд лирических стихотворений и критических этюдов, пародия в стихах "A civilizátor" и драмы "Jó név és erény", "Commodus", "Maria kirŕlynö", "Csák vegnapjai", "Férfi és nö". Лучшее произведение M., "Az ember tragédiŕja" ("Человеческая трагедия") — вышло в 1861 г.; в связи с нею написаны трагедия "Mózes" и юмористический отрывок "Tünderálom". "Человеческая трагедия" посвящена изображению судеб человечества, символизированного прародительской парой, Адамом и Евой. Люцифер, недовольный мирозданием и желающий поселить в сердце Адама пессимистическое равнодушие к жизни, наводит на него сон, из которого тот должен познать, что вся историческая жизнь человечества есть лишь "суета сует и томление духа". В образе фараона, строящего пирамиду, как вечный памятник своему тщеславию, Адам знает суету деспотического величия, в образе Мильтиада, осужденного неблагодарным народом — суету народовластия, в виде римского кутилы времен упадка — суету распутства, в виде крестоносца Танкреда — суету аскетического отречения, в виде Кеплера — суету полузнания, скованного сентиментальными предрассудками, в образе Дантона — суету веры в систему, лишенную человечности, в виде работника второй половины XIX в. — суету культуры, основанной на классовой борьбе, в виде обитателя фаланстера — суету культуры, основанной на полном обезличивании классов и индивидуальностей. Наконец, поднявшись с Люцифером в надзвездные пространства и испугавшийся бесконечности, Адам познает суету высшего идеализма, а увидев последнего человека на замерзающей земле, эскимоса, хлопочущего лишь о поддержании своего бренного тела, — суету грубого материализма. Он собирается по пробуждении покончить с собою, но известие о том, что Ева чувствует себя матерью, наполняет его сердце жизнерадостностью и надеждой, и он остается жить, исполняя завет Бога, заканчивающего трагедию словами: "борись и верь!". План Люцифера не удался: Адам постиг умом, но не восчувствовал сердцем "человеческую трагедию", состоящую в том, что человечество вечно бьется, как рыба об лед, между крайностями идеализма и материализма. Примирительным звеном между Адамом и жизнью является в трагедии Ева, верная и вечная его подруга. Мужественный и жизнерадостный Адам, кроткая Ева, неукротимо-злобный Люцифер — все эти типы обрисованы в трагедии М. меткими и сильными чертами. Символика ясна и прозрачна, в поэме много крылатых слов и глубоких мыслей, и не без основания ее сравнивают с "Фаустом" Гете. Несомненно, однако, и коренное различие между обоими произведениями: "Фауст" Гете — натура созерцательная, а не действующая, и моменты своего развития переживает сам в себе, тогда как Адам М. — натура деятельная, осуществляющая свои идеалы во внешнем мире. Отражая борьбу пессимистической мысли с оптимистическим чувством, "Человеческая трагедия" указывает на разлад материи и мирового духа в мировом бытии как на источник душевного разлада в человеке. Соч. М. изданы в Будапеште (1880). В обработке Paulay (1883) "Человеческая трагедия", поставленная впервые на сцене национального театра в 1883 г., стала одной из любимейших пьес серьезного репертуара в Венгрии (обработка эта переведена в 1886 г. на немецкий язык Фишером). "Человеческую трагедию" перевели на немецкий язык Dietze (1865), Siebenlist (1885), Sponer (1887), Lechner von der Lech (в издании "Universal-Bibliothek" Реклама). Этюд о М. написал Александр Фишер (журнал "Auf der Höne", август 1885). См. статью И. М. Болдакова в "Рус. обозрении" (1893, № 7).

    Вс. Ч.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (Madach)

    Имре (21.1.1823, Альшострегова, — 4.10.1864, там же), венгерский поэт и драматург. Родился в дворянской семье. В Пештском университете изучал философию и право; служил адвокатом, затем судьей. Первый сборник стихов — «Цветы лиры» (1840). Сочувственно встретил Революцию 1848—1849 (стихотворный цикл «Лагерные картины»). После поражения революции скрывал у себя личного секретаря Л. Кошута, за что был приговорён к году тюремного заключения. В сатирической драме «Цивилизатор» (1860) он высмеял австрийских поработителей. В 1859—1860 М. написана философская драма в стихах «Трагедия человека» (опубликована 1861, русский перевод 1904), герои которой Адам и Ева, являясь в различных исторических воплощениях, олицетворяют трагическую безысходность судьбы человечества, однако конечный вывод драмы: истинная цель жизни — борьба. В драме — «Моисей» (1861) М. призывал народ отстаивать национальную свободу.

    Соч.: Összes művei, 1—2 köt., Bdpst 1942; Valogatott muvei, Bdpst, 1958.

    Лит.: WaIdapfel J., Gorkij és Madach, Bdpst, 1958: Sőter I., Álom a történelemről. Az Madách lmre és az ember tragédiája, Bdpst, 1969.

    Е. И. Малыхина.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Литературная энциклопедия

    Мадач

    МАДАЧ Эмерих (Imre Madach, 1829—1864) — венгерский писатель, происходит из стародворянской семьи. Вовлеченный в политическое движение 40-х гг., М. сотрудничал в одной из умеренно-либеральных газет и хотя в революции 1848 активного участия не принимал, однако преследовался реакцией, наступившей после подавления революции, как и многие другие умеренно-либеральные националисты. М. враждебно относился к австрийскому абсолютизму, а вместе с тем и к развившемуся капитализму. В главном произведении М. «Az ember tragediaja» (Человеческая трагедия), написанном в 1857—1860, находит себе выражение чувство глубокого разочарования, вызванного крахом либеральных идей. Это историко-философское драматическое произведение Мадача (представляющее собой мозаичную компиляцию из отдельных мест родственных по теме классических произведений — гётевского «Фауста», байроновских «Манфреда» и «Каина», мильтоновского «Потерянного рая» и т. д.) изображает в 12 картинах историю человечества от его возникновения до превращения земного шара в ледяную глыбу. «Человек», символизируемый в образе райского Адама, в отдельных явлениях-сновидениях драмы принимает все новые и новые формы (египетского фараона, грека Мильтиада, римлянина Сергиола, крестоносца Танкреда, астронома Кеплера, героя Французской революции Дантона) и каждый раз борется за новые идеалы, но борьба его всегда оказывается тщетной. Все исторические эпизоды кончаются тем, что «презренная толпа» втаптывает в грязь идеи героев, мудрецов и вождей. Современность дана в образах лондонского уличного быта. Показываются темные стороны капиталистического строя (пауперизм, проституция и т. д.), но с феодально-реакционной точки зрения.

    От утилитаризма и делячества эпохи свободной конкуренции «человек» бежит в будущее и появляется в фаланстере; в этой сцене Адам-Мадач в своей неизменной индивидуалистической позе подвергает дешевому и пошлому осмеянию идеи социализма. В конце-концов — в лице прозябающего на охладевшей земле эскимоса — «Человек» убеждается в тшете всего земного и после ряда сновидений, проснувшись в раю, хочет наложить на себя руки. Но узнав, что Ева стала матерью, он находит утешение в семье и боге. Эта насквозь реакционная философия жизни красной нитью проходит через всю драму, которую буржуазная официальная критика оценила как классический шедевр венгерской литературы. Эта драма переведена на многие языки, в том числе и на русский.Библиография:

    I. На русский яз. перев.: Человеческая трагедия, перев. В. А. Мазуркевич, «Всемирный вестник», 1904; То же, перев. Д. Крашенинникова, СПБ, 1905; То же, перев. Н. Холодковского, в изд. «Дешевой библиотеки» Суворина, СПБ, б. г.; osszes muvei, Kiadta Gyulai P., 2 тт., 1880.

    II. Болдаков И. М., Ст. в «Русском обозрении», 1893, № 7.

  5. Источник: Литературная энциклопедия