Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Фридрих Czapek) — чешский ботаник, доктор медицины и философии. Родился в Праге в 1868 г. Главные работы Ч. посвящены геотропизму. Примыкая в своих исследованиях к работам Цесельского и Дарвина, Ч. собрал много любопытных данных относительно разделения труда между "чувствующей" зоной верхушки корня, которая воспринимает геотропические раздражения, и его "двигательной" зоной, производящей геотропические изгибы ("Untersuchungen über Geotropismus", 1 894, 1895, 1898). Он работал также над изучением самого механизма восприятия геотропических раздражений ("Ueber den Vorgang der geotropischen Reizperception in der Wurzelspitze"); над вопросом о том, какие химические процессы происходят в геотропически-раздраженных верхушках корней ("Chemische Vorg ä nge in geotropisch-gezeizten Wurzelspitzen", 1897 и 1902) и проч. Эти работы, несмотря на интерес сообщаемых в них фактов, часто вызывали упреки в недостаточно критическом отношении автора к тем выводам, которые могут быть сделаны из наблюденных фактов. Этих упреков не избежал, между прочим, и главный экспериментальный метод Ч. для доказательства обособленности чувствующей и двигательной зон в верхушке корня — метод надевания на верхушку изогнутых под прямым углом стеклянных колпачков. Из остальных работ Ч. следует упомянуть исследования над выделениями корней ("Untersuchungen ü ber Wurzelausscheidungen", 1895) и изучение так называемых реакций на лигнин ("Ueber die sogennanten Ligninreactionen", 1899). С 1896 г. Ч. состоит профессором Немецкой высшей технической школы в Праге.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    I

    Ча́пек (Čapek)

    Йосеф (23.3.1887, Гронов, — апрель 1945, концлагерь Берген-Бельзен, Германия), чешский живописец, график, писатель, антифашист. Представитель прогрессивного направления в чешском искусстве. Учился в Художественно-промышленной школе в Праге и в Париже. Печататься начал с 1907 вместе с братом К. Чапеком. В 1910—20-е гг. сотрудничал в прогрессивных газетах и журналах, писал критические статьи, фельетоны, выполнял карикатуры для газеты «Народные новости» (Брно). В области изобразительных искусств в поисках выразительности и простоты средств обращался к отдельным приёмам кубизма, фовизма и примитивизма. В живописных композициях отражал жизнь городской бедноты («Человек с мешком», 1926, Национальная галерея, Прага). Выполнял лаконичные по форме иллюстрации (рисунки, литографии, линогравюры) к произведениям чешских писателей, в т. ч. к романам К. Чапека «Фабрика Абсолюта» (1922), «Кракатит» (1924) и др., к собственным произведениям («Повесть о собачке и кошечке», 1929). Черты мягкой иронии и гротеска сменяются в творчестве Ч. драматической экспрессией — живописные циклы «Огонь» и «Мечта» (1938—39, Национальная галерея, Прага), отражающие в обобщённо-символической форме народные страдания в период фашистской диктатуры; проникнутые страстным гневом серии антифашистских карикатур.

    Соч.: Stín kapradíny..., Praha, 1930; Umění přírodních národů, Praha, 1938; O sobě, Praha, 1958.

    Лит.: Pečírka J., J. Čapek, Praha, 1961; Thiele V., J. Čapek a kniha, Praha, 1958; Halík M., SIavík J., Bojovné dílo J. Čapka, Hradec Králové, 1964.

    II

    Ча́пек (Čapek)

    Карел (9.1.1890, Мале-Сватонёвице, — 25.12.1938, Прага), чешский писатель. Окончил философский факультет Пражского университета (1915). Печатался с 1907. Большая часть ранних рассказов 1908—13 (вошли в сборники «Сад Краконоша», 1918; «Сияющие глубины», 1916) написана совместно с братом Й. Чапеком.

    Трагические события 1-й мировой войны 1914—18 определили напряжённые поиски Ч. критерия истины, его размышления над философскими проблемами и стремление открыть источник противоречий жизни: сборники рассказов «Распятие» (1917), «Мучительные рассказы» (1921), близкие к экспрессионизму. Однако эти поиски совпали с влиянием на писателя философии прагматизма и релятивизма, представлений о «множественности» истин («каждый прав по-своему»). Не принимая революционную борьбу, Ч. склонился к морально-этическому гуманизму. Многие его произведения, в том числе лирическая комедия «Разбойник» (1920), строятся как сопоставление несколько «правд»; Ч. мыслит как бы одновременно несколькими вариантами, сохраняя, однако, свой этический идеал.

    Мировую известность Ч. принесли социально-фантастические произведения (драмы «R. U. R.», 1920, — о восстании роботов; слово «робот» придумано Ч.; «Средство Макропулоса», 1922; романы «Фабрика Абсолюта», 1922, и «Кракатит», 1924). Научно-фантастические допущение об открытии или изобретении, способном быстро изменить условия жизни человечества, служит построению своего рода мысленного социально-философского эксперимента, созданию искусственных обстоятельств, в которых с особой наглядностью предстают те или иные философские проблемы и тенденции современной жизни. Значит, место занимает критика бесчеловечности, милитаризма, церкви, однако стихийный характер буржуазных социально-экономических процессов абсолютизируется Ч. как черта развития человечества вообще. Драмы и романы Ч. носят характер иронической и сатирической утопий — предостережений о катастрофическом потенциале, заключённом в социальной и международной конфликтности современного бытия, и об опасности дегуманизирующих тенденций. Наряду с реалистической тенденцией у Ч. порой сказывается заданность философских тезисов.

    В начале 20-х гг. Ч. создаёт путевые очерки «Письма из Италии» (1923) и «Письма из Англии» (1924) и др., отличающиеся реалистической конкретностью образных характеристик и лирическим юмором.

    Во 2-й половине 20-х — начале 30-х гг. Ч. сближается с Т. Г. Масариком; с усилением в сознании писателя буржуазно-демократических иллюзий в его творчестве нарастают кризисные явления (пьеса братьев Чапеков «Адам-творец», 1927). Ч. временно отходит от больших социальных и политических проблем и конфликтов; пишет преимущественно юмористические произведения малых жанров (сборники «Рассказы из одного кармана», «Рассказы из другого кармана», оба — 1929). Философско-юмористическим переосмыслением известных библейских сюжетов является книга «Апокрифы» (1932).

    Обострение социальных противоречий и «животная доктрина» фашизма обнажили перед Ч. несостоятельность тезиса «каждый прав по-своему». Философское преодоление релятивизма отразилось в трилогии «Гордубал» (1933), «Метеор», «Обыкновенная жизнь» (обе — 1934). Перед угрозой новой военной опасности Ч. приходит к активным антифашистским выступлениям, к критике правящих кругов Чехословакии: открыто выражает симпатии к СССР. Вершина творчества Ч. — роман «Война с саламандрами» (1936), в котором традиционный для него протест против обесчеловечивания человеческих отношений выливается в сатиру на жизнь буржуазного общества, милитаризм, на расовую теорию и политику фашизма. Роман соединяет в себе черты мистифицированного научно-фантастического жанра, зоологической притчи, социальной утопии, политического памфлета и насыщен пародийными формами. Антифашистская и антивоенная направленность и поиски идеала «цельного человека», способного к борьбе, определили содержание драмы «Белая болезнь» (1937), повести «Первая спасательная» (1937), последней пьесы Ч. «Мать» (1938).

    Переживания Ч. в связи с Мюнхенским соглашением 1938 (См. Мюнхенское соглашение 1938) и травля, которой он подвергся со стороны фашистских и профашистских элементов в период «второй республики», обострили болезнь писателя, ускорив его смерть. Творчество Ч. оказало значительное влияние на развитие современной социальной фантастики и явилось заметным вкладом в мировую классическую литературу. В Чехословакии существуют два музея Ч.: загородный дом-музей «На стржи» и мемориальный музей на родине писателя.

    Соч.: Spisy br. Čapků, sv. I—51, Praha, 1928-49; Dílo br. Čapků, sv. 1—26, Praha, 1954-71; Výbor z díla K. Čapka, sv. 1-10, Praha, 1972—74: в рус. пер. — Собр. соч. [Предисл. Б. Л. Сучкова], т. 1—7, М., 1974— 1977; Соч. [Предисл. С. В. Никольского], т. 1—5, М., 1958—59; Избр., М., 1950; Об искусстве, Л., 1969.

    Лит.: Шевчук В. I., Карел Чапек. Антифашистськi твори, Київ, 1958: Малевич О., Карел Чапек. Критико-биографический очерк, М., 1968; Никольский С. В., Роман К. Чапека «Война с саламандрами», М., 1968; его же, Карел Чапек — фантаст и сатирик, М., 1973; Бернштейн И. А., К. Чапек. Творческий путь, М., 1969; Волков А. Р., Драматургiя К. Чапека, Львiв, 1972; Сучков Б., Карел Чапек. Опыт современного прочтения, «Знамя», 1974, №6— 7; Mukařovský J., Kapitoly z české poetiky, sv. 2, Praha, 1948, s. 325—400; Harkins W. E., Karel Čapek, N. Y.-L., 1962; Janaszek-Jwaničková H., Karol Čapek czyli dramat humanisty, Warsz., 1962; Matuška A., Človek proti zkáze. Pckus о Karla Čapka, Praha, 1963.

    С. В. Никольский.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Литературная энциклопедия

    Ча́пек

    (Capek) Карел (1890, Мале-Сватонёвице, – 1938, Прага), чешский писатель.

    К. Чапек

    К. Чапек

    Окончил философский ф-т Пражского ун-та (1915), работал в редакции популярной газеты «Лидове новины». Печатался с 1907 г.; часть произведений создал совместно с братом Йосефом. Чапек – автор пьес «R. U. R.» (1920), «Средство Макропулоса» (1922), романов «Фабрика Абсолюта» (1922), «Кракатит» (1924), «Война с саламандрами» (1936). В основе их сюжетов лежит философский эксперимент: с помощью фантастической гипотезы автор исследует смысл понятия «человек» и подвергает критике современную цивилизацию. В пьесе «R. U. R.» изображены механические существа (Чапек ввёл в мировую культуру слово «робот»), во всём подобные людям, но лишённые нравственных качеств, мира эмоций, души. В драме «Средство Макропулоса» героиня, отведав особого зелья, живет 300 лет и изнемогает от скуки. Романы Чапека представляют собой сатирические антиутопии о катастрофических последствиях научных открытий, результаты которых обратились против человечества. Так, освобождение при расщеплении материи Божественного духа – Абсолюта – привело к религиозным распрям и мировой войне, мощное взрывчатое вещество «кракатит» едва не досталось террористической организации анархистов, а обретшие разум земноводные – саламандры – в поисках «жизненного пространства» едва не уничтожили континенты. Романы и пьесы Чапека полны юмора и иронии, головокружительных приключений и необычайных происшествий. Чапеку принадлежат циклы иронических детективов «Рассказы из одного кармана» и «Рассказы из другого кармана» (оба – 1929), сборник юмористически переосмысленных библейских и литературных сюжетов «Апокрифы» (1932), циклы комических миниатюр «Год садовода» (1929), «Дашенька» (1932), «Как это делается» (1938). Богатство внутреннего мира рядового человека раскрывается в философской трилогии «Гордубал» (1933), «Метеор», «Обыкновенная жизнь» (оба – 1934).

  5. Источник: Литературная энциклопедия



  6. Философская энциклопедия

    ЧАПЕК

    ЧАПЕК (Capek) Карел (9 января 1890, м. Малые Сватоневице, Чехия — 25 декабря 1938, Прага) — чешский писатель, драматург, общественный деятель и философ. В 1907 поступил на философский факультет Карлова университета в Праге. Более года провел в Париже, посещая лекции в Сорбонне. В 1915 получил степень бакалавра, защитив в Праге диссертацию на тему “Объективный метод в эстетике применительно к изобразительному искусству”, в которой пытался найти выход из “кризиса эстетики” путем утверждения объективности предмета эстетического восприятия. Работа Чапека — попытка вырвать эстетическое как предмет научного познания из сферы влияния субъективной иррациональной философии, не посягая на ее гносеологические основы. В целом его философские взгляды претерпели поворот от неокантианства к бергсонизму (в котором он прежде всего видел протест против бездушной цивилизации) и прагматизму. Стремление Чапека философски обосновать возможность изменения мира объяснялось также его сочувствием релятивизму, который он считал “не только скепсисом, но и отрадной перспективой”. В рассказах Чапека (сборники “Распятие”, 1917, “Мучительные рассказы”, 1917—18) метафизическая проблема поиска смысла жизни переплетается с грубо конкретными реалиями действительности. Писатель приходит к идее множественности истин (“каждый прав по-своему”) как пути ко всеобщему примирению, но реальность толкает его к признанию социальной детерминированности человеческих чувств и поступков — оптимистическая философия прагматизма отступает перед реальной жизнью. В драме “R. U. R.” (1920) Чапек изображает конфликт между человеком и сконструированной им машиной (“роботом”, понятие придумано писателем), неизбежно ведущий к вырождению людей, переставших трудиться. Извечной борьбе жизни со смертью, поискам рецепта бессмертия посвящена пьеса “Средство Макропулоса” (We Makropulos, 1922). В это время, определяемое Чапеком как период “критики общественных ценностей”, его внимание сосредоточено на противоречиях технического прогресса (романы “Фабрика абсолюта” (Tovвma па absolution, 1922), “Кракатит” (Krakatit, 1924)).

    Отвергая борьбу и насилие, Чапек утверждает, что любые попытки переустройства общества приведут к еще более печальным результатам. Противоречием между ощущением необходимости перемен и страхом перед ними проникнуто все его творчество. Сборники “Рассказы из одного кармана” и “Рассказы из другого кармана” (1923) несут в себе отголоски релятивистских нравственных представлений. В 1930-е гг. Чапек пытается найти опору в разуме, защищая его от гегемонии иррационального, выступая против культа подсознательного (романы “Гордубал” — Hordubal, 1932, “Метеор” — Povйtron, 1934 и “Обыкновенная жизнь” — Obyiejny дivot, 1934). Писатель активно участвует в философских дискуссиях тех лет: на конгрессах в Праге (1934), Ницце (1936), Будапеште (1937), заседаниях ПЕН — клуба в Париже (1937), отстаивает идею универсальной философии и свободы критики, призывает народы к объединению против фашизма. Роман-памфлет “Война с саламандрами” (Valka z mioky, 1935) — вершина творчества Чапека и шедевр европейской антифашистской литературы.

    Лит.: Бернштейн И. А. Карел Чапек. Творческий путь. М., 1969; Никольский С. В. Карел Чапек — фантаст и сатирик. М., 1973; Малевич О. М. Карел Чапек: критико-биографический очерк. М., 1989.

    М. Н. Архипова

  7. Источник: Философская энциклопедия