Словарь Брокгауза и Ефрона

    см. Крестьяне.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    особое сословие крепостной России, оформленное указами Петра 1 из оставшегося незакрепощённого сельского населения (черносошных крестьян (См. Черносошные крестьяне) и половников (См. Половники) Северного Поморья, сибирских пашенных крестьян, однодворцев (См. Однодворцы), нерусских народностей Поволжья и Приуралья). В отличие от помещичьих и дворцовых крестьян (См. Дворцовые крестьяне) (позднее — Удельные крестьяне), Г. к. жили на казённых землях и, пользуясь отведёнными наделами, были подчинены управлению государственных органов и считались лично свободными.

    По данным 1-й ревизии (1724), их насчитывалось (в Европейской России и Сибири) 1 049 287 душ мужского пола, т. е. 19% всего земледельческого населения страны; по 10-й ревизии (1858), — 9 345 342 души мужского пола, т. с. 45,2% земледельческого населения Европейской России. Сословие Г. к. увеличивалось за счёт крестьян секуляризованных церковных владений и вновь присоединённых территорий (Прибалтики, Правобережной Украины, Белоруссии, Крыма, Закавказья), украинских казаков, бывших крепостных конфискованных польских имений и т. д. В конце 30-х гг. 19 в. средний земельный надел Г. к. в 30 губерниях из 43 был меньше 5 десятин и лишь в немногих губерниях достигал установленной нормы (8 десятин в малоземельных и 15 десятин в многоземельных губерниях). Основная масса Г. к. вносила в казну денежный оброк; на территории Прибалтики и губерний, присоединённых от Польши, казённые имения сдавались в аренду частным владельцам и Г. к. отбывали преимущественно барщину; пашенные крестьяне Сибири сначала обрабатывали казенную пашню, затем вносили продуктовый оброк, а позднее — денежный. В 1-й половине 19 в. оброк Г. к. колебался от 7 руб. 50 коп. до 10 руб. с души в год. По мере усиления эксплуатации удельных и помещичьих крестьян денежный оброк Г. к. становился относительно меньшим, чем сопоставимые с ним повинности др. категорий крестьян. Кроме того, Г. к. обязаны были вносить деньги на земские нужды и на мирские расходы; наряду с др. категориями крестьян платили подушную подать и отбывали натуральные повинности (например, дорожную, подводную, постойную). За исправное несение повинностей отвечали круговой порукой.

    Развитие торговли и промышленности в 18—1-й половине 19 вв. повлекло расширение прав Г. к.: им было разрешено вести торговлю, открывать фабрики и заводы, владеть «ненаселенными» землями (т. е. без крепостных крестьян) и т. д. Но одновременно, в связи с ростом помещичьего предпринимательства, дворянство систематически присваивало государственные земли и стремилось обратить свободных Г. к. в своих крепостных (см. Генеральное межевание). Во 2-й половине 18 в. правительство роздало дворянству миллионы десятин казённой земли и сотни тысяч Г. к.; в 1-й половине 19 в. практиковалась массовая продажа государственных имений и передача их в удельное ведомство. Многие дворяне требовали ликвидировать сословие Г. к., передав казённые земли с их населением в частные руки.

    В результате роста малоземелья и повышения феодальных повинностей в начале 19 в. обнаружились прогрессирующее обеднение и недоимочность Г. к. Всё чаще повторялись массовые волнения Г. к., направленные против сокращения наделов, тяжести оброков, произвола арендаторов и чиновников. Вопрос об изменении управления Г. к. вызвал многочисленные проекты как крепостнические, так и либерально-буржуазные. Обостряющийся кризис феодально-крепостнического строя заставил правительство Николая I приступить к реформе управления государственной деревней с целью поддержать государственные финансы, подняв производительные силы государственной деревни, и приблизить помещичьих крепостных к положению «свободных сельских обывателей». В течение 1837—1841 под руководством генерала П. Д. Киселева (См. Киселёв) было учреждено специальное министерство государственных имуществ со сложной иерархией бюрократических органов. На созданную администрацию было возложено «попечительство» над Г. к. через посредство традиционной сельской общины, опекаемой правительственными чиновниками.

    Программа хозяйственного подъёма государственной деревни также не могла быть осуществлена. Относительно прогрессивное значение имели такие меры, как ликвидация барщинных повинностей Г. к. в Литве, Белоруссии и на Правобережной Украине, прекращение сдачи государственных имений в аренду частным владельцам и замена душевого оброка более равномерным земельно-промысловым сбором. Однако эти меры не могли внести коренного изменения в положение Г. к. Малоземелье не было ликвидировано. Количество недоимок не уменьшилось, а выросло ещё более; агротехнические меры оказались недоступными для крестьянской массы; врачебная и ветеринарная помощь оказывалась в ничтожных размерах, а главное — вся система управления на началах феодальной опеки сопровождалась чудовищными насилиями и поборами. Феодальное управление государственной деревней находилось в резком противоречии с экономическими процессами 40—50-х гг. 19 в., препятствовало росту крестьянской торговли и промышленности, мешало развитию сельского хозяйства и сковывало рост производительных сил крестьянства. Результатом реформы был рост крестьянского движения, которое приняло особенно бурные формы в районах Северного Поморья, Приуралья и Поволжья, где Г. к. жили крупными компактными массами. Непрерывные протесты против системы управления крепостнического государства наблюдались также в центральных и западных районах (см. «Картофельные бунты», «Холерные бунты» и др.). После окончания Крымской войны 1853—56 обнаружилась явная тенденция к слиянию борьбы Г. к. с движением удельных и помещичьих крестьян. В свою очередь дворянство, встревоженное планами правительства, с одной стороны, и нарастающим крестьянским движением — с другой, негодовало против реформы Киселева и требовало ликвидации системы «попечительства». В 1857 Александр II, назначив новым министром государственных имуществ реакционера М. Н. Муравьева (См. Муравьёв), одобрил проект контрреформы — приближения Г. к. к положению удельных крестьян.

    19 февраля 1861 крепостное право в России было отменено. При этом на бывших помещичьих и удельных крестьян были распространены личные права Г. к. и формы их «самоуправления», установленные законами 1838—41. Г. к. в 1866 были подчинены общей системе сельского управления и признаны «крестьянами-собственниками», хотя продолжали платить оброчную подать. Права полной собственности на землю Г. к. получили по закону 1886 об обязательном выкупе земельных наделов, причём размеры наделов Г. к. оказались больше, а выкупные платежи меньше, чем у помещичьих крестьян. Г. к. Сибири и Закавказья остались в прежнем положении держателей казённой земли, поскольку на них не были распространены законы 1866 и 1886. Попытки правительства улучшить положение Г. к. Закавказья в конце 19 в. не устранили острого малоземелья деревни и произвола местной администрации.

    Лит.: Дружинин Н. М., Государственные крестьяне и реформа П. Д. Киселева, т. 1—2, М. — Л., 1946—58; Антелава И. Г., Реформа поземельного устройства государственных крестьян Закавказья в конце XIX в., Сухуми, 1952; его же, Государственные крестьяне Грузии в первой половине XIX в., Сухуми, 1955.

    Н. М. Дружинин.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Большой энциклопедический словарь

    ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КРЕСТЬЯНЕ - в России 18-1-й пол. 19 вв. сословие, образованное из бывших черносошных крестьян, половников, однодворцев и др. Жили на казенных землях, несли повинности в пользу государства, считались лично свободными. С 1841 управлялись Министерством государственных имуществ. В сер. 19 в. составляли ок. 45% крестьянства. В 1866 подчинены общей системе сельского управления, в 1886 получили право полной собственности на землю за выкуп. Государственные крестьяне Сибири и Закавказья остались в прежнем положении держателей казенной земли, поскольку на них не были распространены законы 1866 и 1886. Попытки правительства улучшить положение государственных крестьян Закавказья в кон. 19 в. не устранили острого малоземелья деревни.

  5. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  6. Энциклопедический словарь

    госуда́рственные крестья́не

    в России XVIII — первой половине XIX вв. сословие, образованное из бывших черносошных крестьян, половников, однодворцев и др. Жили на казённых землях, несли повинности в пользу государства, считались лично свободными. С 1841 управлялись Министерством государственных имуществ. В середине XIX в. составляли около 45% крестьянства. В 1866 подчинены общей системе сельского управления, в 1886 получили право полной собственности на землю за выкуп. Государственные крестьяне Сибири и Закавказья остались в прежнем положении держателей казённой земли, поскольку на них не были распространены законы 1866 и 1886. Попытки правительства улучшить положение государственных крестьян Закавказья в конце XIX в. не устранили острого малоземелья деревни.

    * * *

    ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КРЕСТЬЯНЕ

    ГОСУДА́РСТВЕННЫЕ КРЕСТЬЯ́НЕ, в России 18—1-й пол. 19 вв. сословие, образованное из бывших черносошных крестьян, половников, однодворцев и др. Жили на казенных землях, несли повинности в пользу государства, считались лично свободными. С 1841 управлялись Министерством государственных имуществ. В сер. 19 в. составляли ок. 45% крестьянства. В 1866 подчинены общей системе сельского управления, в 1886 получили право полной собственности на землю за выкуп. Государственные крестьяне Сибири и Закавказья остались в прежнем положении держателей казенной земли, поскольку на них не были распространены законы 1866 и 1886. Попытки правительства улучшить положение государственных крестьян Закавказья в кон. 19 в. не устранили острого малоземелья деревни.

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Советская историческая энциклопедия

    особое сословие крепостной России, оформленное указами Петра I из остатков незакрепощенного земледельч. населения черносошных крестьян и половников Сев. Поморья, сибирских пашенных крестьян, однодворцев, нерус. народностей Поволжья и Приуралья). В отличие от помещичьих и дворцовых "подданных", Г. к. жили на казенных землях и, пользуясь отведенными наделами, платили казне феод. ренту, подчинялись управлению гос. органов и считались лично свободными. По данным 1-й ревизии (1724), их насчитывалось в Европ. России и Сибири 1 049 287 душ муж. пола, т. е. 19% всего земледельч. населения страны, по 10-й ревизии (1858) -9 345 342 души муж. пола, т. е. 45,2% земледельч. населения Европ. России. Сословие Г. к. увеличивалось за счет крестьян секуляризованных церк. владений и вновь присоединенных терр. (Прибалтики, Правобережной Украини, Белоруссии, Крыма, Закавказья), укр. казаков, б. крепостных конфискованных польск. имений и т. д.

    Г. к. имели право пользоваться наделом в размере 8 дес. на душу в малозем. губерниях и 15 дес. - в многоземельных. Фактически наделы были значительно меньше: к кон. 30-х гг. 19 в. - до 5 дес. на душу в 30 губ. и от 1 до 3 дес- в 13 губ.; в нач. 40-х гг. 325 тыс. душ муж. пола не имели надела. Осн. масса Г. к. вносила в казну ден. оброк; на терр. Прибалтики и губерний, присоединенных от Польши, казенные имения сдавались в аренду частным владельцам и Г. к. отбывали преим. барщину; пашенные крестьяне Сибири сначала обрабатывали казенную пашню, затем вносили продуктовый оброк, а позже - ден. ренту. В 1-й пол. 19 в. оброк Г. к. колебался от 7 р. 50 к. до 10 р. с души в год. По мере усиления эксплуатации удельных и помещичьих крестьян ден. рента Г. к. становилась относительно меньше, чем повинности др. категорий крестьян. Кроме того, Г. к. обязаны были вносить деньги на земские нужды и на мирские расходы; наряду с др. категориями крестьян платили подушную подать и отбывали натуральные повинности (дорожную, подводную, постойную и пр.). За исправное несение феод. ренты отвечали круговой порукой. Фактич. эксплуатация Г. к. была значительно выше установленных норм, т. к. осложнялась произвольными поборами чиновников и переложением большей части натуральных повинностей на гос. деревню.

    Развитие торговли и пром-сти в 18 и 1-й пол. 19 вв. повлекло за собой расширение прав Г. к.: им было разрешено вести розничную и оптовую торговлю, открывать фабрики и заводы, владеть "ненаселенными" землями (т. е. без крепостных крестьян) и пр. Но одновременно, в связи с ростом помещичьего предпринимательства, дворянство систематически присваивало гос. земли и стремилось обратить свободных Г. к. в собств. крепостных (см. Генеральное межевание). Во 2-й пол. 18 в. пр-во роздало дворянству миллионы десятин казенной земли и сотни тысяч Г. к.; в 1-й пол. 19 в. практиковалась массовая продажа гос. имений и передача их в удельное ведомство. Не удовлетворяясь легальными пожалованиями, мн. дворяне требовали ликвидировать самое сословие Г. к., передав казенные земли с их населением в частные руки. Помимо материальных мотивов, здесь проявлялось опасение со стороны дворянства, как бы система "гос. феодализма" не поколебала устои феодализма помещичьего: крепостные крестьяне, протестуя против усиливающейся эксплуатации, непрерывно требовали уравнять их с Г. к., т. е. предоставить им личную свободу.

    В результате роста малоземелья и повышения феод. повинностей в нач. 19 в. обнаружились прогрессирующее обеднение и недоимочность Г. к. Все чаще повторялись массовые волнения гос. деревни, направленные против сокращения наделов, тяжести оброков, произвола арендаторов и чиновников. Вопрос об изменении управления Г. к. вызвал многочисл. проекты как крепостнические, так и прогрессивно-буржуазные. Дворянское пр-во долгое время занимало в этом вопросе колеблющуюся позицию. Обостряющийся кризис феод.-крепостнич. строя заставил пр-во Николая I приступить к реформе управления гос. деревней с определенной целью: не только поддержать гос. финансы, подняв производит. силы гос. деревни, но и приблизить помещичьих крепостных к положению "свободных сельских обывателей". В течение 1837-41 под рук. ген. П. Д. Киселева было учреждено спец. мин-во гос. имуществ, со сложной иерархией бюрократич. органов (губ. пала тами, окружными начальниками и пр.). На созданную администрацию было возложено "попечительство" над Г. к. через посредство традиционной сел. общины, замкнутой в рамки волостей и сел. обществ и опекаемой правительств, чиновниками. В программу нового мин-ва входило равномерное наделение крестьян землей, преобразование подушного оброка в форму поземельно-промысловой подати, осн. на точном учете крест. доходов, постепенная ликвидация арендной системы в зап. имениях и перевод их крестьян на систему ден. оброка, упорядочение продовольств. дела, распространение агротехнич. мероприятий, создание школьной сети, организация лечебных и ветеринарных пунктов, укрепление личных прав крестьян и т. д. Одновременно в 1839-42 предполагалось регламентировать наделы и повинности помещичьих крепостных и частично подчинить их управлению Министерства государственных имуществ. Однако попытка "инвентаризировать" помещичьи имения вызвала резкий протест со стороны дворянства и закончилась полной неудачей.

    Программа хоз. подъема гос. деревни также не могла быть осуществлена. Относительно прогрессивное значение имели такие меры, как ликвидация барщинных повинностей Г. к. в Литве, Белоруссии и па Правобереж. Украине, прекращение сдачи гос. имений в аренду частным владельцам и замена душевого оброка более равномерным зем.-промысловым сбором. Однако эти паллиативы не могли внести коренного изменения в положение Г. к. Малоземелье не было ликвидировано. Количество недоимок не уменьшилось, а выросло еще более; агротехнич. меры оказались недоступными для крест. массы; преподавание в деревенских школах, осуществляемое силами духовенства, было неудовлетворительно; врачебная и ветеринарная помощь оказывалась в ничтожных размерах, а главное - вся система управления на началах феод. опеки сопровождалась чудовищными насилиями и поборами. Феод. управление гос. деревней находилось в резком противоречии с экономич. процессами 40-50-х гг. 19 в., препятствовало росту крест. торговли и пром-сти, мешало развитию с. х-ва и сковывало стихийный рост производит. сил крестьянства. Результатом реформы был небывалый взрыв крест. движения, к-рое приняло особенно бурные формы в р-нах Сев. Поморья, При-уралья и Поволжья, где Г. к. жили крупными компактными массами. Непрерывные протесты против системы управления крепостнич. гос-ва наблюдались также в центр. и зап. р-нах (см. "Картофельные бунты", "Холерные бунты" и др.). После окончания Крымской войны 1853-56 обнаружилась явная тенденция к слиянию борьбы Г. к. с движением удельных и помещичьих крепостных. В свою очередь, дворянство, встревоженное планами пр-ва, с одной стороны, и нарастающим крест. движением - с другой, негодовало против реформы Киселева и требовало ликвидации системы "попечительства". В 1857 Александр II, назначив новым министром реакционера М. H. Муравьева, одобрил проект контрреформы - приближения Г. к. к положению удельных крестьян.

    Революц. ситуация 1859-61 заставила пр-во отменить крепостное право. При этом на б. помещичьих и удельных крестьян были распространены личные права Г. к. и формы их "самоуправления", установленные законами 1838-41. Г. к. в 1866 были подчинены общей системе сел. управления и признаны "крестьянами-собственниками", хотя продолжали платить оброчную подать. Права полной, собственности на землю Г. к. получили по закону 1886 об обязат. выкупе зем. наделов, причем размеры наделов Г. к. оказались больше, а выкупные платежи меньше, чем у помещичьих крестьян. Г. к. Сибири и Закавказья остались в прежнем положении держателей казенной земли, поскольку на них не были распространены законы 1866 и 1886.

    Лит.: Дружинин Н. M., Гос. крестьяне и реформа П. Д. Киселева, т. 1-2, М.-Л., 1946-58; Семевский В. И., Крестьяне в царствование Екатерины II, т. 1-2, СПБ, 1881-1901; Ходский Л. В., Земля и земледелец. Экономич. и статистич. исследование, т. 2, СПБ, 1891.

    Н. М. Дружинин. Москва.

  9. Источник: Советская историческая энциклопедия



  10. Большой Энциклопедический словарь

  11. Источник: