Якоби Валерий Иванович в словарях и энциклопедиях
Якоби, Якобий Валерий Иванович [3(15).5.1834, деревня Кудряково, ныне Татарской АССР, ‒ 13.5.1902, Ницца], русский живописец. Брат П. И. Якоби. Учился в петербургской АХ (1856‒61) у А. Т. Маркова (в 1861‒69 пенсионер АХ в Западной Европе); преподавал там же (1878‒89). Академик с 1868, профессор с 1871. Член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок (см. Передвижники), исключен в 1872. В ранний период создавал выдержанные в бытописательском духе изображения характерных русских народных типов («Разносчик фруктов», 1858). В своём наиболее значительном произведении, обличительной по направленности картине «Привал арестантов» (1861), первым из русских художников обратился к теме царской каторги и ссылки, расправы над передовой русской интеллигенцией. Со 2-й половины 70-х гг. писал главным образом исторические картины, обычно поверхностно-иллюстративно, внешне занимательно решая сюжеты преимущественно из русской истории («Шуты при дворе императрицы Анны Ивановны», 1872; все упомянутые картины в Третьяковской галерее, Москва).
Лит.: Съедин В., В. И. Якоби, М. ‒ Л. 1949.
ЯКОБИ Валерий Иванович (1834-1902) - российский живописец. Брат П. И. Якоби. Реалистические картины ("Привал арестантов", 1861), позднее писал исторические композиции в духе академизма.
Яко́би Валерий Иванович
(1834—1902), живописец. Брат П. И. Якоби. Первым из русских художников обратился к теме каторги и ссылки («Привал арестантов», 1861), позднее писал «костюмные» исторические композиции в духе академизма («Свадьба в Ледяном доме», 1878).
* * *
ЯКОБИ Валерий ИвановичЯКО́БИ Валерий Иванович (1834—1902), русский живописец. Брат П. И. Якоби(см. ЯКОБИ Павел Иванович). Реалистические картины («Привал арестантов», 1861), позднее писал исторические композиции в духе академизма(см. АКАДЕМИЗМ).
Большой Энциклопедический словарь. 2000.