Большая Советская энциклопедия

    (греч. mímos — подражатель, подражание)

    1) особый вид представлений античного народного театра, комедийный жанр античной драмы — короткие импровизированные сценки бытового и сатирического содержания. Возник в Древней Греции в 5 в. до н. э. Первую литературную обработку получил в творчестве поэта Софрона и его сына Ксенарха. В эллинистическую эпоху (4—3 вв. до н. э.) распространился на Ближнем Востоке, в 1 в. до н. э. появился в Риме, достигнув расцвета в творчестве Децима Лаберия и Публилия Сира. В это время тематика и структура М. усложняются, развивается зрелищная сторона представлений. Действующими лицами М. были обычно рабы, сводни, гетеры. Стихи чередовались с прозой; существовали также вокальные М., в которые включались и танцы. Актёры играли без масок; в отличие от других видов античного театра, в М. участвовали и женщины. В 691 Турульский собор запретил М. как греховное зрелище. Отдельные его элементы развивались в средневековых французских фарсах, в итальянской комедии дель арте. Тексты М. не сохранились (известны лишь небольшие отрывки).

    2) Актёр или актриса — исполнители М. Сведения о них содержатся в текстах древних авторов. Значительное число изображений М. имеется в вазовой живописи. Греческий писатель Афиней называет имена известных М.: Ноэмона, Евдика, Матрия, Кефисодора и др.

    В современном театре М. иногда называют актёров — исполнителей пантомимы (См. Пантомима)[М. Марсо (Франция), А. А. Елизаров (СССР) и др.].

    Лит.: Варнеке Б. В., Актеры Древней Греции, Од., 1919; Тройский И. М., История античной литературы, 3 изд., Л., 1957.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Словарь форм слова

    1. ми́м;
    2. ми́мы;
    3. ми́ма;
    4. ми́мов;
    5. ми́му;
    6. ми́мам;
    7. ми́ма;
    8. ми́мов;
    9. ми́мом;
    10. ми́мами;
    11. ми́ме;
    12. ми́мах.
  3. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  4. Толковый словарь Ожегова

    МИМ, -а, муж. Артист исполнитель пантомимы. Театр мимов.

  5. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  6. Малый академический словарь

    , м.

    1.

    Небольшая комическая импровизированная сценка, исполнявшаяся бродячими актерами в древней Греции и Риме.

    2.

    Актер, участвовавший в таких сценках.

    3.

    Актер, исполняющий что-л. только средствами мимики и пластики.

    [От греч. μι̃μος]

  7. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  8. Толковый словарь Ушакова

    МИМ, мима, муж. (греч. mimos) (ист. театр.).

    1. Народное представление в древней Греции и Риме, в котором соединялись речевая импровизация, танцы и пение.

    2. Актер, участвовавший в таких представлениях.

  9. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  10. Толковый словарь Ефремовой

    м.

    1.

    Актер, играющий без слов, только средствами мимики и жестов.

    2.

    то же, что мимист

  11. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  12. Большой энциклопедический словарь

    МИМ (греч. mimos) -1) комедийный жанр в античном народном театре, короткие импровизационные сценки сатирического, развлекательного содержания.2) Исполнитель мима.3) В современном театре - актер пантомимы (театра без слов).

  13. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  14. Современная энциклопедия

    МИМ (от греческого mimos, буквально - подражатель), 1) комедийный жанр в античном народном театре. Короткие, часто импровизационные сценки бытового, развлекательного или сатирического содержания, разыгрывавшиеся на улицах и площадях актерами без масок (в том числе женщинами, которые к участию в представлениях другого рода не допускались). Постепенно мим проник в профессиональный театр, получил широкое распространение в Древнем Риме, в 1 в. вытеснил комедию и ателлану. Существовал и в Византии до конца 7 в. 2) Исполнитель античного мима. 3) Итальянский странствующий комедиант; то же, что гистрион. 4) В современном театре - исполнитель пантомим, актер театра мимики и жеста.

  15. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  16. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  17. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона



  18. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    муж.;
    театр. mimeм. театр. mime;
    ~ический mimic.

  19. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  20. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    м

    Mime m

  21. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  22. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    мим м Mime m 2c

  23. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  24. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    м. театр.

    mime m

  25. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  26. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    м. театр.

    mimo m

  27. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  28. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    м.

    mimo

  29. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  30. Энциклопедический словарь

    МИМ -а; м. [от греч. mimos] Актёр пантомимы. На сцене выступают мимы. Марсо - лучший мим нашего столетия.

    * * *

    мим

    (греч. mímos), 1) комедийный жанр в античном народном театре, короткие импровизационные сценки сатирического, развлекательного содержания.2) Исполнитель мима.3) В современном театре — актёр пантомимы (театра без слов).

    * * *

    МИМ

    МИМ (греч. mimos),

    1) комедийный жанр в античном народном театре, короткие импровизационные сценки сатирического, развлекательного содержания.

    2) Исполнитель мима.

    3) В современном театре — актер пантомимы (театра без слов).

  31. Источник: Энциклопедический словарь



  32. Реальный словарь классических древностей


    • Mimus,

    μι̃μος, собственно подражатель, в особенности же мимический актер, который, подражая смешным образом известным личностям или голосам животных (Phaedr. 5, 5. Auson. epigr. 76), потешал публику на улицах и площадях или забавлял на пирах знатных людей. Plut. Sull. 2. 36. Этот обычай перешел потом на сцену, и из простого диалога образовалось целое представление. Греческий μι̃μος образовался в Сицилии, и его начало связывается с именем Софрона (см. монографию Grysar'a, 1838, Iahn, prolegg. ad Pers., p. 93 слл.). Сицилийские греки отличались веселым нравом, добродушным остроумием, тонкой наблюдательностью и особой способностью подражать другим. Предметом их сатир и острот были не только политические дела, но особенно множество деревенских праздников и увеселений, даваемых там ежегодно преимущественно в честь Деметры. Талант Софрона состоял в том, что он верно изображал разные сословия, их нравы и обстоятельства жизни; эти изображения Софрона и суть μι̃μος. Они распадаются на серьезные, с нравственной подкладкой (σπουδαι̃οι) и шутливые (γελοι̃οι), которые должны были возбуждать смех шутливым изображение разных сословий и их особенностей. Встречаются еще α̉νδρει̃οι καὶ γυναικει̃οι, смотря по тому, изображались ли характеры мужчин или женщин. Мимы Софрона не были литературной новинкой, они входили уже в мимические представления сицилийцев; но вследствие искусства изображения, верности и оригинальности они имели значение поэтических произведений, хотя написаны были прозой. Такого мнения о них был уже Аристотель (poët. 1, 8). Т. к. Софрон изображал по преимуществу привычки, образ мыслей и речи низших сословий, то в его произведениях встречались грубые и сильные, но в то же время меткие и остроумные выражения, и его мимы полны шуток и поговорок простолюдинов. Эти мимы не предназначались для представления на сцене, хотя и составляли часть многих деревенских увеселений. Одним словом, Софрон ввел своими мимами в литературу то, чем забавляли публику прежде импровизаторы (собрание отрывков Botzon, 1867). Платон перенес эти мимы в Афины и пользовался ими при сочинении своих диалогов. Феокрит, удачно сохранив тон и характеристику мимов, дал им более приличную и поэтическую форму, так что из них выработался новый вид поэзии — идиллия. Софрон имел несомненное влияние и на римского сатирика Персия. Как греческий М. образовался из народного быта и народных шуток в Сицилии, точно таким же образом развился и римский М. в Нижней Италии. Такие же обстоятельства вызвали и здесь мимические представления, которые, вероятно, уже рано распались на две различные отрасли: на мимический диалог и театральный М. Первого рода М., подобно греческому, был импровизацией, представлял популярный, остроумный разговор и вызывал смех. Театральный М., напротив того, служил прибавлением и дополнением к трагедии под названием exodium (см. Эксод) и был чисто римским изобретением. Liv. 7, 2. Сюжеты для этих mimi брали из жизни простого народа, и т. к. в них комически подражали всем особенностям этой жизни, особенно в изображении известных народных типов (поэтому η̉θολόγοι, η̉θοποιοί, in quibus describuntur hominum mores. Cp. Cic. de or. 2, 59), то и сами представления получили от этого название mimi. T. к. в мимах рассчитывали на смех зрителей, то они имели шуточный и грубый характер и неблагопристойности составляли главную их часть. Определенного, строго проведенного плана в мимах не было, связи между отдельными частями было, кажется, мало, конец зависел не от хода действия, а от прихоти и произвола играющих. Написанные мимы поэтому были, вероятно, не что иное, как очерки, состоявшие только из нескольких главных частей, чтобы актер знал порядок, в каком следуют сцены одна за другой, так что оставалось достаточно простора для импровизаций и остроумных шуток. Язык их был простонародный, поэтому неправильный и грубый. Главный актер назывался archimimus. Главные роли в М. распределялись между мужчинами и женщинами; представление и разговоры сопровождались звуками флейты; маски не употреблялись. Самым обыкновенным костюмом был пестрый кафтанчик, танцовщицы являлись в коротких тонких юбках (subucula). Затем актеры носили тонкие, едва видные подошвы, так что они казались босыми, почему и назывались excalceati и planipedes. Актеры, а особенно актрисы не пользовались хорошей нравственной репутацией, но, несмотря на это, их принимали в дома и общества римских вельмож, особенно во времена императоров. В римских театрах, как уже сказано, мимы давались как прибавление к настоящим драмам на передней части просцениума, задняя часть которого отделялась от передней занавесью (Siparium). Когда именно мимы стали даваться в виде добавления к драмам, нельзя сказать с достоверностью; они вытеснили ателланы, которые раньше были в ходу. Вместе с пантомимами они просуществовали на римской сцене со времен Суллы все время римских императоров. В 45 г. Цезарь также устроил блестящее представление (Cic. ad. fam. 12, 18), на котором состязался римский всадник Децим Либерий с сирийцем Публилием Сиром; последний одержал верх ср. Grysar der röm. Mimus (1854). Собрание уцелевших отрывков у Ribbeck'a в Com. Lat. reliquiae.

  33. Источник: Реальный словарь классических древностей



  34. Античные писатели

    Мим, гр. mimos, лат. mimus — Греческое слово «мим» обозначало одновременно как само действие «подражания», так и актера-подражателя. Мим как литературный род появился из народных представлений, где подражали действительности посредством жеста-танца и слова. Развитие мима шло в двух направлениях: пантомима и короткие драматические сценки, часто с импровизированным текстом. Литературный мим родился на Сицилии. Самым древним автором мимов является Софрон из Сиракуз, а позднее творил известный нам только по имени его сын Ксенарх. Приближались к мимам народные фарсы Южной Италии (phlyakes). В других областях Греции подобные зрелища представляли актеры, которых называли dejkelistai, phallophoroi или autokabdaloi. Это были по большей части импровизированные сценки из повседневной жизни или пародии на трагедии в форме диалога или монолога. Сохранилось несколько имен авторов таких текстов, и даже несколько фрагментов. Лучше всего нам известен Ринтон Сиракузский, а только по имени — Скир, Сопатр. Разновидностью мима является также дорическая комедия Великой Греции, которую представляет Эпихарм. Мим процветал в Александрии в эллинистическую эпоху. Его ставили на сцене наряду с трагедиями и комедиями, а иногда и вместо них. Среди папирусных фрагментов сохранились почти целиком два анонимных мима II в. н. э. Один из них Харитион представляет собой примитивную пародию на трагедию Еврипида Ифигения в Тавриде, другой — Неверная жена (Moicheutria) выявляет большое сходство с V мимом Герода. Вероятно, это подсобные тексты режиссера представления или актеров; Харитион содержит также музыкальные пометки. Литературные мимы, не предназначенные для постановки, писали Герод и Феокрит. Только по именам мы знаем таких авторов, как Феникс из Колофона, Никий из Эргиссы, Метробий. В Риме мимы появляются на сцене с III в. до н. э. под названием fabula ricinata (от названия женского покрывала — ricinium). В них выступали актеры обоих полов без масок. Авторами мимов среди прочих были римский всадник со времен Цезаря Деций Лаберий, Публий Сир, Нукула. Героду подражал Гней Матий. Язык мимов был народным, тематика происходила из комедии и ателланы, образы были стереотипны (чужеземец, скупец). В представлениях наряду с текстом большую роль играли танец и музыка. В эпоху императоров мим был чрезвычайно популярен. Порой он включал в себя элементы политической критики (как мимы Марулла, направленные против Марка Аврелия и Луция Вера; см. также Катулл-мимограф). Из греческих мимографов эпохи Империи мы знаем только имя Филистона. В Византии мим (чаще в форме пантомимы) тоже пользовался большим успехом, даже у императоров: мимическая актриса Феодора стала императрицей. Поскольку представления были по большей части импровизированными, и тексты уточнялись лишь на сцене, от мимов практически ничего не осталось.

  35. Источник: Античные писатели



  36. Большой Энциклопедический словарь

  37. Источник: