Словарь Брокгауза и Ефрона

    прозвище итальянского архитектора и писателя по части искусства Джакомо Бароццио (1507-1573). В. занимался вначале живописью, но безуспешно, а потому обратился к архитектуре. Изучив ее в Риме, он провел два года во Франции и по возвращении в Италию произвел несколько значительных построек в Болонье, Пиаченце и Риме. По поручению Римской академии сделал измерения и срисовал наиболее важные памятники древней архитектуры, а потом занимал пост главного папского архитектора при Юлии III. Замечательнейшие из его сооружений — великолепный замок Капрарола близ Витербо и церковь дель-Джезу в Риме, заложенная с 1568 г. и оконченная уже после смерти этого художника другим архитектором, Джакомо делла Порта. В качестве строителя Петровского собора после Микеланджело, В. возвел два меньших купола над этим храмом. Из его литературных трудов (полное их собрание начато в 1815 г. Дебре и Леба, но осталось неоконченным) особенно интересны "Правила пяти архитектурных орденов" ("Regole delle cinque ordini d'architettura"), служившие более двух веков непогрешимым кодексом архитектурных стилей, до тех пор, пока ближайшее изучение памятников древнегреческого зодчества, начавшееся в XVIII столетии, не выказало ошибочности многих из положений этого кодекса.

    А. С-в.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (Vignola)

    (настоящая фамилия Бароцци, Barozzi) Джакомо да (1.10.1507, Виньола, Эмилия-Романья, — 7.7.1573, Рим), итальянский архитектор. Представитель Позднего Возрождения. В. учился в Риме с 1534 у Б. Перуцци и А. да Сангалло Младшего, работал в Римме, во Франции (1541—43) и в Болонье (1543—73). Крупный теоретик, автор классического трактата «Правило пяти ордеров архитектуры» (1562, рус. пер. 1939). В своём творчестве В. стремился к торжественной монументальности облика зданий, к развитию пространственной композиции в глубину, к обогащению традиционных схем планировки дворца, виллы, церкви. В. построил первую овальную в плане церковь Сант-Андреа на Виа Фламиниа в Риме (1555), окончил мощный пятигранный в плане дворец Фарнезе в Капрароле, близ Витербо (1558—73), создав посредине величественный круглый двор. Образцом для многих храмов барокко послужила главная церковь иезуитского ордена Иль Джезу́ в Риме (1568—84), где подчеркнуто значение главного нефа и ярко освещенного средокрестия, а ярусы фасада (осуществлён с изменениями в 1575 Дж. делла Порта) композиционно связаны волютами и фронтонами. Цельность пространственной организации отличает и построенную В. виллу Юлия III в Риме (1550—55) с её осевой композицией, эффектными полукружиями дворового фасада и лестниц углублённого в землю среднего двора, служащего центром ансамбля.

    Лит.: Всеобщая история архитектуры, т. 5, М., 1967, с. 230—38; Casotti М. W., Il Vignola, v. 1—2, Trieste, 1960.

    Дж. да Виньола. Дворец Фарнезе в Капрароле. Окончен в 1573. Аксонометрия.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.