Дополнительные цвета в словарях и энциклопедиях
Взаимно-дополнительные цвета (см) и Гармония красок (см).
два таких цвета, которые при смешении (сложении) составляющих их излучений образуют цвет, воспринимаемый глазом как белый. Излучения, составляющие Д. ц., могут иметь самые различные спектральные составы от монохроматических до излучений со сплошным спектром.
Для того чтобы получить два пучка света (со сплошным спектром), отвечающих Д. ц., достаточно пропустить пучок белого света (См. Белый свет) (например, солнечного) через непоглощающее светоделительное зеркало, которое сильно отражает одну часть спектра (например, синюю) и пропускает др. часть спектра, которая будет иметь дополнительный к первой цвет (к синему — жёлтый).
Лит.: Гуревич М. М., Цвет и его измерение, М.—Л., 1950.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦВЕТА - при смешении дают в глазу ощущение белого цвета, напр. сине-зеленый и красный, оранжевый и синий, зелено-желтый и фиолетовый цвета.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦВЕТА, при смешении дают в глазу ощущение белого цвета, например сине-зеленый и красный, оранжевый и синий, зелено-желтый и фиолетовый цвета.
Дополнительные цвета - цвета, при оптическом смешении которых возникает ощущение ахроматического цвета. Например, такими цветами являются синий и желтый, красный и голубовато - зеленый.
физ. complementary colours
два таких цвета, к-рые при их оптич. смешении (сложении) образуют цвет, воспринимаемый норм. человеческим глазом как белый. Излучения от источников или окрашенных поверхностей, соответствующие Д. ц., могут обладать самыми разл. спектральными хар-ками: напр., быть монохроматическими (см. МОНОХРОМАТИЧЕСКОЕ ИЗЛУЧЕНИЕ) или иметь сплошной спектр. Для того чтобы получить два световых пучка Д. Ц. (со сплошным спектром), достаточно пропустить пучок белого света через непоглощающее светоделительное зеркало, к-рое сильно отражает одну часть спектра (напр., синюю) и пропускает др. часть спектра, к-рая будет иметь дополнительный к первой цвет (к синему — жёлтый).
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦВЕТА, любые два ЦВЕТА, сочетание которых дает белый свет. Любой цвет можно описать как сочетание красного, зеленого и синего (аддитивных «первичных» цветов), оказывающих на глаз такое же воздействие, как этот цвет. Поскольку сочетание красного, зеленого и синего в определенных пропорциях дает белый свет, отсюда следует, что дополнительный цвет к красному - сине-зеленый (лазурный), к синему - желтый (который получается путем совмещения красного и зеленого), а к зеленому - фуксин (красно-синий). В живописи смешение красок дает не более светлые, а более темные тона. Однако в любом случае верно то, что дополнительные цвета проявляют тенденцию нейтрализовать друг друга.
дополни́тельные цвета́
при смешении воспринимаются глазом как белый цвет; например, сине-зелёный и красный, оранжевый и синий, зелёно-жёлтый и фиолетовый цвета.
* * *
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦВЕТАДОПОЛНИ́ТЕЛЬНЫЕ ЦВЕТА́, при смешении дают в глазу ощущение белого цвета, напр. сине-зеленый и красный, оранжевый и синий, зелено-желтый и фиолетовый цвета.
два цвета, к-рые при смешении в надлежащей пропорции воспринимаются норм. человеческим глазом как белый цвет (оранжевый и синий, зелено-жёлтый и фиолетовый и др.). Д. ц. могут обладать разл. спектральными хар-ками: могут быть монохроматическими (см. Монохроматическое излучение), иметь сплошной спектр оптический. Д. ц. используют в живописи, полиграфии, цветной фотографии и т. д.
colori complementari [secondari]
при смешении воспринимаются глазом как белый цвет; напр., сине-зелёный и красный, оранжевый и синий, зелено-жёлтый и фиолетовый цвета.