Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Хуан дель Encina, около 1469—1534) — старейший испанский драматург, родоначальник испанского литературного театра. Фарс его "Placida у Vitoriano" был запрещен инквизицией и бесследно исчез. Прекрасный музыкант, Э. был директором папской капеллы; позже он принял духовный сан и получил пpиopaт в Леоне. В 1496 и в 1501 г. он издал собрание своих сочинений, под заглавием "Cancionero de todas las obras de Juan del Encina" (4 т.). Драмы представляют собой небольшие диалоги, некоторые из них написаны на религиозные сюжеты, другие на темы, взятые из жизни. Эти драмы, в которых много наивности и грации, имели большой успех. Сам Э. назвал их "представлениями" (representaciones), а также эклогами.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    I

    Энси́на (Encina)

    Франсиско Антонио (10.9.1874, Талька, — 24.8.1965, Сантьяго), чилийский историк и социолог, глава консервативной школы в национальной историографии. Окончил университет в Чили (1897). Считал, что историю Чили определяет не народ, а великие личности. Исторический процесс, по мнению Э., непознаваем, и история не наука, а искусство. Э. не признавал никакого научного метода в изучении истории, отвергал принцип хронологического изложения событий.

    Соч.: Portales, Introducción a la historia de la época dc D. Portales (1830—1891), t. 1—2, Santiago de Chile, 1934; Historia de Chile desde la prehistoria hasta 1891, 1—4, ed., (t. 1—20), Santiago de Chile, 1948—56.

    II

    Энси́на (Encina, Enzina)

    Хуан дель (1469, Энсина, провинция Саламанка, — 1529, Саламанка), испанский поэт, драматург и композитор. Основные произведения Э. собраны в его «Песеннике» (1496); для них характерно сочетание средневековых традиций с ренессансными веяниями. 14 пьесок Э., которые он называл «эклогами», положили начало светскому театру в Испании; в духе народных фарсов написаны «Действо о потасовке» (издание 1509), «Минго» (1494), «Паскуала» (1494) и др. Пасторальные эклоги Э. «Пласида и Викториано» (пост. 1513) и другие прославляют земные радости и любовь.

    Лит.: История западноевропейского театра, под ред. С. С. Мокульского, т. 1, М., 1956, с. 265—68; Andrews J. R., Juan del Encina. Prometheus in search of prestige, Berk. — Los Ang., 1959.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Советская историческая энциклопедия

    (Encina), Франсиско Антонио (1874-1965) - чилийский историк и социолог, глава консервативной школы в нац. историографии. Э. считал, что историю Чили определяет не народ ("инертная масса" и "пушечное мясо"), а великие личности, происходившие из аристократии готской крови, наделенные творческой интуицией и могучей волей. Ист. процесс, по мнению Э., непознаваем, а история не наука, а искусство. Э. не признавал никакого науч. метода в изучении истории, отвергал принцип хронологич. изложения событий. Крайне субъективистская филос. концепция Э. отражала взгляды Ф. В. Ницше, О. Шпенглера, интуитивиста А. Бергсона, интеллектуалиста X. Ортеги-и-Гасета и чил. историка-расиста Н. Паласиоса.

    Соч.: Portales. Introducción a la historia de la época de D. Portales (1830-1891), t. 1-2, S. de Chile, 1934; Resumen de la historia de Chile, t. 1-3, S. de Chile, 1961; Historia de Chile desde la prehistoria hasta 1891, 1-4 ed., (t. 1-20), S. de Chile, 1948-56.

    В. И. Ермолаев. Москва.

  5. Источник: Советская историческая энциклопедия