Большая Советская энциклопедия

    Ван Шоу-жэнь (1472—1528), китайский философ, субъективный идеалист, последователь Лю Цзю-юаня, утверждавший, что вне сознания нет ни неба, ни земли. Полемизируя с последователями Чжу Си, считавшими, что путь к самоусовершенствованию идёт через знание и «исследование вещей», В. Я.-м. настаивал на том, что существенно не теоретическое познание, а понимание важнейших нравственных истин, которое даётся человеку интуитивно, ибо природа, данная человеку, чиста и совершенна, и задача в том, чтобы дойти до неё путём самоуглубления и отказа от эгоистических желаний, являющихся наносными. Любой человек может стать мудрецом, если научится следовать голосу своей природы и объединит познание с действием. Учение В. Я.-м. о единстве познания и действия по существу отрицает за познанием его собственную сущность и специфическую функцию, ибо сводит его к волевому акту: «познание — начало действия, действие — завершение познания». После смерти В. Я.-м. его школа разделилась на 2 течения, одно из которых, шедшее в русле конфуцианской традиции, подчёркивало этическую сторону его учения, другое же сближало выдвинутую им идею интуитивного познания с буддийским понятием просветления.

    Соч.: Ван Вэнь-чэн гун цюань шу (Полн. собр. соч. Ван Ян-мина), Шанхай, 1936: Instructions for practical living and other Neo-Confucian writings, transl. by Wing-tsit Chan, N. Y. — L., 1963.

    Лит.: Конрад Н. И., Философия китайского возрождения, в его кн.: Запад и Восток. М., 1966, с. 231—34: Fung Yu-lan, A history of Chinese philosophy, v. 2, Princeton, 1953; Chang C., The development of Neo-Confucian thought, N. Y., 1957.

    В. А. Рубин.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Философская энциклопедия

    ВАН ЯН-МИН

    (Ван Шоу-жэнь) (1472–1528) – кит. философ, субъективный идеалист. Считая сознание сущностью Вселенной, В. Я.-м. говорил, что вне сознания не существует ни неба, ни земли, ни всего сущего: "Хотя закон вещей (ли) рассеян повсюду и присутствует во всех делах, однако в действительности он пребывает только в сознании человека" ("Да Гу Дун-цяо шу" – "Ответное письмо к Гу Дун-цяо"). Согласно В. Я.-м., познание является лишь достижением "интуитивного знания", перенесением его на все познаваемые явления и вещи. Но поскольку В. Я.-м. под знанием понимает знание морали, постольку проблема познания превращается у него в проблему проверки сознания посредством норм феод. морали. С этих позиций он утверждал, что людям присуще общее для всех "интуитивное знание", вечная и неизменная человеч. природа, поэтому люди, принадлежащие к разным классам, имеют одинаковые критерии добра и зла. Для того чтобы обнаружить это общее для всех "интуитивное знание", необходимо отказаться от всех личных желаний. В. Я.-м. был выдвинут тезис о "единстве знания и действия", требующий практич. осуществления "интуитивных" моральных принципов феодализма. У самого В. Я.-м. это "единство" выразилось в том, что его филос. взгляды послужили теоретич. обоснованием личного участия в подавлении крест. восстаний и защите феод. строя.

    Соч.: Ван Вэнь-чэн гун цюань шу, Полн. собр. соч. Вана, князя Просвещенного и Совершенного, т. 83–84. Шанхай, [б. г.].

    Лит.: История философии, т. 1, М., 1957, с. 182.

    Ши Цзюнь, Сунь Чан-цзян. Китай.

  3. Источник: Философская энциклопедия