Большая Советская энциклопедия

    Попов Алексей Дмитриевич [12(24).3.1892, г. Николаевск, ныне Пугачев Саратовской области, ‒ 18.8.1961, Москва], советский режиссёр, теоретик театра и педагог, народный артист СССР (1948), доктор искусствоведения (1957). Член КПСС с 1954. Учился в школе живописи в Казани С 1912 актёр МХТ. В 1918‒23 актёр, режиссёр и руководитель Театра студийных постановок (Кострома), где создал ряд спектаклей, следуя творческим принципам МХТ («Потоп» Бергера, «Сверчок на печи» Диккенса, «Вечер, посвященный Парижской Коммуне» и др). В 1923‒30 режиссёр 3-й Студии МХТ (с 1926 ‒ Театр им. Евг. Вахтангова), где активно утверждал советскую драматургию, поставив спектакли «Виринея» Сейфуллиной и Правдухина (1925), «Разлом» Лавренева (1927). В 1930‒35 художественный руководитель Театра Революции; в его постановках пьес Н. Ф. Погодина «Поэма о топоре» (1931), «Мой друг» (1932), «После бала» (1934) нашла убедительное сценическое воплощение героика социалистических строек.

    Деятельность П.-режиссёра, отмеченная правдивым, многогранным раскрытием духовного мира человека нового, социалистического общества, особенно полно проявилась в Центральном театре Красной (ныне Советской) Армии (ЦТСА), который он возглавлял в 1935‒60. Здесь П. создал большие народно-героические спектакли, посвященные созидательному труду и воинским подвигам советского человека. Типические черты современника П. раскрывал через бережную, тонкую передачу психологии каждого отдельного образа и одновременно через насыщенные мыслью и чувством массовые сцены. Среди его работ в ЦТСА ‒ «Год 19-й» Прута (1936), «Сталинградцы» Чепурина (1944), «Степь широкая» Винникова (1949), «Поднятая целина» по Шолохову (1957). Ставил спектакли, посвященные истории России: «Полководец Суворов» Бехтерева и Разумовского (1939), «Полководец» Тренева (1945), «Флаг адмирала» Штейна (1950) ‒ в ЦТСА; «Иван Грозный» («Трудные годы») А. Н. Толстого (1946) ‒ во МХАТе.

    Значительным вкладом в сценическое раскрытие философского гуманистического смысла произведений У. Шекспира явились постановки П. трагедии «Ромео и Джульетта» (1935, Театр Революции) и комедии «Укрощение строптивой» (1937, ЦТСА). Интересным опытом создания одной из первых советских кинокомедий был фильм П. «Два друга, модель и подруга» (1928). Принципы режиссёрской школы МХАТа П. применял творчески, основываясь прежде всего на проникновении в сущность современной действительности, в духовный мир советского человека. Теоретически разработал положение о художественной целостности спектакля как об органической гармонии всех его компонентов, в основе которых лежит жизненная правда. П. был воспитателем многих актёров и режиссёров. С 1919 вёл педагогическую работу, преподавал в училище при ЦТСА и в ГИТИСе (с 1940 профессор, в 1961 художественный руководитель). Государственная премия СССР (1943, 1950, 1951). Награжден орденом Ленина и медалями.

    Соч.: Художественная целостность спектакля, М., 1959; Воспоминания и размышления о театре, М.. 1963; Спектакль и режиссер. 2 изд., М., 1972.

    Лит.: Зоркая Н., Творческий путь А. Д. Попова, М., 1954.

    Б. И. Ростоцкий.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    ПОПОВ Алексей Дмитриевич (1892-1961) - российский режиссер, народный артист СССР (1948), доктор искусствоведения. Сценическая деятельность с 1912. Работал в Театре им. Вахтангова, Театре Революции и др. В 1935-58 главный режиссер Центрального театра Советской Армии. Среди постановок: "Мой друг" Н. Ф. Погодина (1932), "Ромео и Джульетта" (1935) и "Укрощение строптивой" (1937) У. Шекспира. Теоретические работы о театре. Профессор ГИТИСа (с 1940). Государственная премия СССР (1943, 1950, 1951).

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедический словарь

    Попо́в Алексей Дмитриевич

    (1892—1961), режиссёр, народный артист СССР (1948), доктор искусствоведения. Сценическая деятельность с 1912. Работал в Театре им. Вахтангова, Театре Революции и др. В 1935—58 главный режиссер Центрального театра Советской Армии. Спектаклям Попова были свойственны эмоциональная насыщенность, жизненная конкретность образов, масштабность сценической формы. Среди постановок: «Мой друг» Н. Ф. Погодина (1932), «Ромео и Джульетта» (1935) и «Укрощение строптивой» (1937) У. Шекспира. Теоретические работы о театре. Профессор ГИТИСа (с 1940). Государственная премия СССР (1943, 1950, 1951).

    * * *

    ПОПОВ Алексей Дмитриевич

    ПОПО́В Алексей Дмитриевич (1892—1961), российский режиссер, народный артист СССР (1948), доктор искусствоведения. Сценическая деятельность с 1912. Работал в Театре им. Вахтангова, Театре Революции и др. В 1935—58 главный режиссер Центрального театра Советской Армии. Среди постановок: «Мой друг» Н. Ф. Погодина (1932), «Ромео и Джульетта» (1935) и «Укрощение строптивой» (1937) У. Шекспира. Теоретические работы о театре. Профессор ГИТИСа (с 1940). Государственная премия СССР (1943, 1950, 1951).

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Энциклопедия кино

    ПОПОВ Алексей Дмитриевич (24 марта 1892, Николаевск, ныне Пугачев Саратовской области — 18 августа 1961, Москва), российский актер и режиссер, народный артист СССР (1948), лауреат Сталинских премий (1943, 1950, 1951 — за театральные работы).

    В юношеские годы Алексей Попов был статистом в саратовских театрах, учился живописи в Казани. С 1912 года он поступил в Первую студию МХТ и начал играть на сцене этого театра. В 1918—1923 годах Попов руководил Театром студийных постановок в Костроме, с 1924 года — режиссер Третьей студии МХТ. В 1928—1929 годах Попов учился в мастерской С. М. Эйзенштейна при ГТКС. С 1930 года — художественный руководитель театра Революции, в 1935—1960 годах — главный режиссер и художественный руководитель ЦТСА. С 1918 года Попов вел преподавательскую деятельность, с 1935 года преподавал в ГИТИСе, профессор (1940). Алексей Попов — доктор искусствоведения (1957), автор трудов по теории театра «Художественная целостность театра» (1959), «Спектакль и режиссер» (1961), «Воспоминания и размышления о театре» (1961).

    1927 ДВА ДРУГА, МОДЕЛЬ И ПОДРУГА — актер, режиссер, автор сценария

  7. Источник: Энциклопедия кино



  8. Москва (энциклопедия)

  9. Источник:



  10. Большой Энциклопедический словарь

  11. Источник: