Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Martin-Meliton Saras ate) — один из замечательных скрипачей XIX столетия, концертирующий под именем Пабло де С.; род. в Наварре в 1844 г.; музыкальное образование получил в Парижской консерватории. Первым его артистическим путешествием была поездка в Испанию, где он повсюду имел огромный успех. В 1876—77 г. С. предпринял концертное путешествие по Германии и Англии, повсюду возбуждая энтузиазм публики. В СПб. он приезжал в 1879, 1883 и 1898 гг. Игра С. отличается замечательной техникой, чистотой, певучестью и изяществом тона, удивительным совершенством смычка. С. писал преимущественно для скрипки; особенно известны его фантазия на оперу "Фауст" и испанские танцы.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    Сарасате-и-Наваскуэс (Sarasate у Navascuéz) Пабло Мартин Мелитон (10.3.1844, Памплона, — 20.9.1908, Биарриц), испанский скрипач и композитор. Учился в Парижской консерватории у скрипача Ж Д. Алара. Концертировал с детских лет, с начала 1860-х гг. — во многих странах мира, в том числе в России (впервые в 1876). Игра С., одного из крупнейших мировых скрипачей-виртуозов, отличалась исключительной лёгкостью техники, певучестью, изяществом. Был пропагандистом современных ему скрипичных произведений; многие из них написаны специально для С. и ему посвящены, в том числе «Испанская симфония» Э. Лало, «Интродукция и рондо капричиозо» и 3-й концерт К. Сен-Санса. Автор многих пьес для скрипки и фортепиано, из которых широкую известность получили «Цыганские напевы» и «Испанские танцы» (12 тетрадей).

    Лит.: Ямпольский И., Пабло Сарасате, «Советская музыка», 1958, № 11; Sagardia А., РаЫо Sarasate, Plasencia, 1956.

    П. Сарасате.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Современная энциклопедия

    САРАСАТЕ (Sarasate) Пабло де (1844 - 1908), испанский скрипач, композитор. С 1859 гастролировал в Европе, Азии, Америке. Выступал в основанном им в Париже квартете (в России с 1869). С наибольшим успехом исполнял собственные виртуозные произведения ("Арагонская хота", фантазии на темы из классических опер для скрипки и фортепьяно), которые отличаются красочностью и эмоциональностью.

  5. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  6. Музыкальный словарь

    (Сарасате-и-Наваскуэс Пабло де), (10 III 1844, Памплона - 20 IX 1908, Биарриц)Сарасате - феноменальное явление. Так, как звучит его скрипка, так она никогда и ни у кого не звучала.

    Л. Ауэр

    Испанский скрипач и композитор П. Сарасате был блестящим представителем вечно живого, виртуозного искусства. "Паганини конца века, король искусства каденцирования, солнечно светлый художник", - так называли Сарасате современники. Перед его замечательным инструментализмом преклонялись даже принципиальные противники виртуозности в искусстве - И. Иоахим и Л. Ауэр. Сарасате родился в семье военного капельмейстера. Слава сопутствовала ему поистине с первых шагов артистической карьеры. Уже в возрасте 8 лет он дал своя первые концерты в Ла-Корунье, а затем в Мадриде. Испанская королева Изабелла, восхищенная талантом маленького музыканта, наградила Сарасате скрипкой А. Страдивари и предоставила ему стипендию для обучения в Парижской консерватории.

    Лишь одного года занятий в классе Д. Алара было достаточно, чтобы тринадцатилетний скрипач окончил одну из лучших консерваторий мира с золотой медалью. Однако чувствуя потребность в углублении музыкально-теоретических знаний, он еще 2 года занимался в классе композиции. Завершив образование, Сарасате совершает множество концертных поездок по странам Европы и Азии. Дважды (1867-70, 1889-90) он предпринял большое концертное турне по странам Северной и Южной Америки. Сарасате неоднократно посещал Россию. Тесные творческие и дружеские узы связывали его с русскими музыкантами: П. Чайковским, Л. Ауэром, К. Давыдовым, А. Вержбиловичем, А. Рубинштейном. О совместном концерте с последним в 1881 г. русская музыкальная пресса писала: "Сарасате столь же бесподобен в игре на скрипке, сколько Рубинштейн не имеет себе соперников на поприще фортепианной игры"...

    Секрет творческого и личностного обаяния Сарасате современники видели в почти детской непосредственности его мировосприятия. По воспоминаниям друзей, Сарасате, был простодушным человеком, страстно увлекался коллекционированием тростей, табакерок, прочих антикварных вещиц. Впоследствии всю собранную им коллекцию музыкант передал своему родному городу Памплрне. Ясное, жизнерадостное искусство испанского виртуоза почти в течение полувека пленяло слушателей. Его игра привлекала особым певуче-серебристым звучанием скрипки, исключительнымвиртуозным совершенством, феерической легкостью и, кроме того, романтической приподнятостью, поэтичностью, благородством фразировки. Репертуар скрипача был исключительно обширен. Но с наибольшим успехом он исполнял собственные сочинения: "Испанские танцы, Баскское каприччио, Арагонскую охоту, Андалусскую серенаду, Наварру, Хабанеру, Сапатеадо, Малагуэнью", знаменитые "Цыганские напевы". В этих сочинениях особенно рельефно проявились национальные черты композиторского и исполнительского стиля Сарасате: ритмическое своеобразие, колористическое звукоизвлечение, тонкое претворение традиций народного искусства. Все эти сочинения, как и две большие концертные фантазии "Фауст" и "Кармен" (на темы одноименных опер Ш. Гуно и Ж. Визе), до сих пор остаются в репертуаре скрипачей. Произведения Сарасате оставили значительный след в истории испанской инструментальной музыки, оказав заметное влияние на творчество И. Альбениса, М. де Фальи, Э. Гранадоса.

    Многие крупные композиторы того времени посвящали Сарасате свои произведения. Именно в расчете на его исполнение были созданы такие шедевры скрипичной музыки, как Интродукция и рондо-каприччиозо, "Хаванез" и Третий скрипичный концерт К. Сен-Санса, "Испанская симфония" Э. Лало, Второй скрипичный концерт и "Шотландская фантазия" М. Бруха, концертная сюита И. Раффа. Выдающемуся испанскому музыканту посвятили свои сочинения Г. Венявский (Второй скрипичный концерт), А. Дворжак ("Мазурек"), К. Гольдмарк и А. Макензи. "Величайшее значение Сарасате", - отмечал в связи с этим Ауэр, - "основывается на том широком признании, которое он снискал своим исполнением выдающихся скрипичных произведений своей эпохи". В этом - громадная заслуга Сарасате, одна из самых прогрессивных сторон исполнительской деятельности великого испанского виртуоза.

  7. Источник: Музыкальный словарь