Большая Советская энциклопедия

    засечные линии, засеки, система оборонительных сооружений в 16—17 вв. на южных и юго-восточных границах Русского государства для защиты от нашествия татар, а также в качестве опоры при наступлении. Название происходит от слова Засека. З. ч. состояли из лесных завалов-засек, которые восполняли и естественные препятствия местности, чередуясь в безлесных промежутках с частоколами, надолбами, земляными валами. Уже в 13 в. засеки устраивались на путях движения татаро-монголов, но значительное развитие получили с 16 в., после образования Русского централизованного государства. Важное значение на Ю. страны имели т. н. Большая З. ч. (строительство завершено в 1566). Она протягивалась от Переяславля-Рязанского на Тулу, Белев и Жиздру; на важнейших направлениях З. ч. состояла из двух рядов укреплений (между Тулой и Венёвом), из трёх (между Белёвом и Лихвином) и даже четырёх (между Белёвом и Перемышлем). Юго-восточный фланг черты составляли засеки Шацкая и Ряжская. Засеки делились на мелкие звенья для надзора и охраны, границы звеньев обозначались местными приметами (пнями, натёсами на деревьях и т.д.). В местах пропуска населения через черту, у больших дорог, сооружались опорные пункты с башнями, подъёмными мостами, острогами и частоколами. На путях наиболее частых вторжений татар в Русское государство строились города-крепости. Леса, где проходили засеки, назывались заповедными, и законом было запрещено рубить их или прокладывать самовольно через них дороги. Во время польско-шведской интервенции начала 17 в. татары усилили набеги и разрушили многие сооружения З. ч. В 1618—30 татары нападали реже, но из-за ветхости укреплений их набеги нанесли существенный урон. Набеги участились в годы русско-польской войны 1632—34. Поэтому русское правительство в 1635—38 провело восстановление и усовершенствование черты. Глубина её была различной: от 40—60 м (где имелся только ров, вал или болото) до 40—60 км. Общая протяжённость Большой З. ч. Была свыше 1000 км (1638). Для покрытия расходов на ремонт и укрепление З. ч. с населения с 3-й четверти 16 в. собирались специальные подати — засечные деньги. Оборона З. ч. была возложена на пограничную засечную стражу, набиравшуюся из жителей (по 1 чел. с 20 дворов). Засечная стража во 2-й половине 16 в. насчитывала от 30 до 35 тыс. ратных людей. З. ч. охранялись станицами (отрядами), высылавшими от себя «сторожей» (разъезды), которые наблюдали за обширным районом перед З. ч. Ведали засеками воеводы, головы, засечные приказчики, в подчинении у которых были поместные и приписные сторожа; В 30-х гг. 17 в. за р. Окой и вдоль нее насчитывалось более 40 городов — опорных пунктов (Путивль, Севск, Орёл, Новосиль и др.) с крупными гарнизонами (до 1,5 тыс. чел.) и с «нарядом», состоявшим из различного количества орудий (до 37 в Рыльске). Летом каждого года собиралось полевое войско, сосредоточивавшееся на рубеже Одоев, Тула, Рязань; его штаб был в Туле, передовой отряд — в Мценске. Войско имело различную численность (в 1631 — 5 тыс., в 1636 — 17 тыс.). В связи с перемещением русской границы на Ю. значение Большой З. ч. уменьшилось. В конце 30—40-х гг. 17 в. сооружена Белгородская черта. Успешная практика борьбы на южных границах Русского государства с татарами при помощи З. ч. Была перенесена и на юго-восточные рубежи, где в 1648—54 была сооружена Симбирская засека, в 1652—56 — Закамская черта. С 18 в. опыт строительства и обороны З. ч. был использован при сооружении пограничных укрепленных линий (См. Пограничные укреплённые линии).

    Лит.: Яковлев А., Засечная черта Московского государства в XVII в., М., 1916; Новосельский А. А., Борьба Московского государства с татарами в 1-й половине XVII в., М. — Л., 1948; Разин Е. А., История военного искусства, т. 3, М., 196l; Загоровский В. П., Белгородская черта, Воронеж, 1969.

    В. С. Бакулин.

    Засечные черты Русского государства в 16—17 вв.

    Большая засечная черта в 17 в.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    ЗАСЕЧНЫЕ ЧЕРТЫ (линии) - оборонительные сооружения на южных и юго-восточных окраинах Русского государства в 16-17 вв. для защиты от кочевников. Состояли из засек, валов, рвов, частоколов, использовались естественные преграды (реки, овраги). Имели опорные пункты (остроги и города-крепости). Важнейшей была Большая Засечная черта.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Современная энциклопедия

    ЗАСЕЧНЫЕ ЧЕРТЫ (линии), оборонительные сооружения на южных и юго-восточных окраинах русского государства в 16 - 17 вв. для защиты от крымско-турецких набегов. Состояли из засек, валов, рвов, частоколов, дополнялись естественными преградами (реки, овраги). Имели опорные пункты (остроги и города-крепости).

  5. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  6. Энциклопедический словарь

    засе́чные черты́

    (линии), оборонительные сооружения на южных и юго-восточных окраинах Русского государства в XVI—XVII вв. для защиты от кочевников. Состояли из засек, валов, рвов, частоколов, использовались естественные преграды (реки, овраги). Имели опорные пункты (остроги и города-крепости). Важнейшей была Большая Засечная черта. В XVII в. сооружены также Белгородская, Тамбовская, Изюмская и др. засечные черты. В XVIII в. преобразованы в пограничные укреплённые линии.

    * * *

    ЗАСЕЧНЫЕ ЧЕРТЫ

    ЗАСЕ́ЧНЫЕ ЧЕРТЫ́ (линии), оборонительные сооружения на южных и юго-восточных окраинах Русского государства в 16—17 веках для защиты от набегов кочевников.

    Состояли из лесных завалов-засек, а в безлесных местах частоколов, надолб, земляных валов. При сооружении засечных черт старались использовать естественные преграды (реки, овраги).

    Первые засеки появились в 13 веке на путях движения татаро-монголов, но существенное развитие получили с 16 веке, после образования Русского централизованного государства. Важнейшее значение имела Большая засечная черта(см. БОЛЬШАЯ ЗАСЕЧНАЯ ЧЕРТА), строительство которой было завершено в 1566. Она шла от Переяславля-Рязанского на Тулу, Белев и Жиздру. На наиболее опасных напрвлениях она состояла из двух рядов укреплений (между Тулой и Венёвом), из трех (между Белёвом и Лихвином) и четырех (между Белёвом и Перемышлем). Юго-восточный фланг черты составляли Шацкая и Ряжская засеки.

    Засечные черты делились на мелкие звенья для надзора и охраны, границы звеньев обозначались местными приметами (пнями, натёсами на деревьях). У больших дорог, сооружались опорные пункты с башнями, подъемными мостами, острогами, частоколами. На путях наиболее частых вторжений татар в Русское государство строились города-крепости. Леса, где проходили засеки, назывались заповедными, и законом было запрещено рубить их или прокладывать самовольно через них дороги.

    Во время Смутного времени(см. СМУТНОЕ ВРЕМЯ) (начало 17 в.) крымские татары усилили набеги на Русь, разрушили многие сооружения засечных черт. В 1618—1630 число набегов сократилось, но из-за ослабления сторожевой службы и ветхости укреплений кочевники сумели наносить существенный урон русскому населению. Новый всплеск татарских набегов случился в годы русско-польской войны (1632—1634). Поэтому правительство Михаила Федоровича(см. МИХАИЛ Федорович) в 1635—1638 провело работы по восстановлению и усовершенствованию Большой засечной черты. Ее глубина составляла от 40—60 м до 40—60 км. Общая протяженность Большой засечной черты — свыше 1000 км (1638). Для покрытия расходов на ремонт и укрепление засечных черт с населения с третьей четверти 16 века собирался специальный налог — засечные деньги. Охрана засечных черт была возложена на засечную стражу, набиравшуюся по человеку с 20 дворов. Пограничная засечная стража во второй половине 16 века насчитывала от 30 до 35 тысяч воинов. Засечные черты охранялись станицами (отрядами), высылавшими «сторожей» (разъезды), задачей которых была разведка местности перед засечными чертами. Ведали засеками воеводы, головы, засечные приказчики, в подчинении у которых были поместные и приписные сторожа.

    В 1630-х гг. за рекой Окой и вдоль нее насчитывалось более 40 городов (Путивль, Севск, Орел, Новосиль) с крупными гарнизонами (до 1,5 тыс человек) и с артиллерийским «нарядом». Эти города играли роль опорных пограничных пунктов. Летом каждого года на рубеже Одоев, Тула, Рязань собиралось полевое войско. Его штаб располагался в Туле, передовой отряд — в Мценске. Если в 1631 полевое войско насчитывало 5 тысяч бойцов, то в 1636 — 17 тысяч. С перемещением русской границы на юг значение Большой засечной черты уменьшилось. В конце 1630 — 1640-х гг. была сооружена Белгородская черта(см. БЕЛГОРОДСКАЯ ЧЕРТА). Опыт борьбы на южных границах Русского государства с крымскими татарами был перенесен на юго-восточные рубежи, где в 1648—1654 была сооружена Симбирская засека, в 1652—1656 — Закамская черта. С 18 веке опыт строительства и обороны засечных черт был использован при сооружении пограничных укрепленных линий.

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Советская историческая энциклопедия

    засечные линии, - система оборонит. сооружений, применявшаяся с 13 в. и получившая особое развитие в 16-17 вв. на юж. и юго-вост. границах Рус. гос-ва для защиты от нашествия татар, а также в качестве опоры при наступлении. Название З. ч. происходит от слова "засека", т. е. заграждение из стволов деревьев, поваленных на лесной опушке. З. ч. состояли из лесных завалов-засек, к-рые восполняли и смыкали естеств. препятствия местности, чередуясь с частоколами, надолбами, земляными валами в безлесных промежутках. Первые сведения о засеках встречаются в Новгородской 3-й (1137-1139) и Троицкой (за 1216) летописях. В 13 в. З. ч. устраивались на путях движения монголов. Грандиозной оборонит. чертой на Ю. страны была Большая З. ч. (строительство завершено в 1566). Она протянулась от Рязани на Тулу, Оку при впадении р. Упы, Белев и Жиздру; в опасных местах З. ч. состояла из двух рядов укреплений (между Тулой и Веневым), из трех (между Белевом и Лихвином) и даже четырех (между Белевом и Перемышлем). Юго-вост. фланг черты составляли засеки Шацкая и Рижская. Засеки делились на мелкие звенья для надзора и охраны, границы звеньев обозначались местными приметами (пнями, натесами на деревьях и т. д.). В местах пропуска населения через черту, у больших дорог, сооружались деревянные и земляные форты с башнями, подъемными мостами, острогами и частоколами. На путях наиболее частых вторжений татар в Рус. гос-во строились города-крепости. Леса, где проходили засеки, назывались заповедными и законом запрещено было рубить их или прокладывать самовольно через них дороги. Во время польско-швед. интервенции нач. 17 в. татары усилили набеги и разрушили мн. сооружения З. ч. В 1618-30 они нападали реже, но ввиду ветхого состояния укреплений их набеги наносили существенный урон. Набеги участились в годы Смоленской войны (1632-34). Поэтому рус. пр-во в 1635-38 провело восстановление и усовершенствование "черты". Ширина реконструированной черты была различной: от 40-60 м (где имелся только ров, вал или болото) до 40-60 км. В кон. 30-40-х гг. сооружена Белгородская черта. Общая протяженность Большой З. ч. была св. 1000 км (1638). Для покрытия расходов по ремонту и укреплению З. ч. с населения с 3-й четв. 16 в. собирались спец. подати - засечные деньги. Оборона З. ч. осуществлялась пограничной засечной стражей, состоявшей из жителей, собираемых по 1 чел. на 20 дворов. Засечная стража во 2-й пол. 16 в. насчитывала от 30 до 35 тыс. ратных людей. З. ч. охранялись станицами (отрядами), высылавшими от себя "сторожей" (разъезды), к-рые осуществляли наблюдение за обширным р-ном перед З. ч. Ведали засеками воеводы, головы, засечные приказчики, в подчинении у к-рых были поместные и приписные сторожа. В 30-х гг. 17 в. за р. Окой и вдоль нее насчитывалось более 40 городов - опорных пунктов (Путивль, Севск, Орел, Новосиль и др.) с крупными гарнизонами (до 1,5 т. ч.) и с "нарядом", состоявшим из различного количества орудий (до 37 в Рыльске). Летом каждого года собиралось полевое войско, сосредоточивавшееся на рубеже Одоев, Тула, Рязань; его штаб был в Туле, передовой отряд - в Мценске. Войско имело различную численность в зависимости от обстановки (в 1631 - 5 тыс., в 1636 - 17 тыс.). В связи с продвижением на юг значение Большой З. ч. упало и пр-во прекратило попытки возобновить ее. В 80-х гг. 17 в. южнее Белгородской черты была построена Изюмская черта. Успешная практика борьбы на юж. границах Рус. гос-ва с татарами при помощи З. ч. была перенесена и на юго-вост. рубежи, где в 1648-54 строится Симбирская засека, в 1652-56 - Закамская черта, а в 18 в. - Закамская линия.

    Публ.: АМГ, т. 1, СПБ, 1890.

    Лит.: Беляев И., О сторожевой, станичной и полевой службе на польской Украине..., М., 1846; Ласковский Ф., Мат-лы для истории инж. иск-ва в России, ч. 1, СПБ, 1858; Яковлев А., Засечная черта Моск. гос-ва в XVII в., М., 1916; Новосельский А. A., Борьба Моск. гос-ва с татарами в 1-й пол. XVII в., М.-Л., 1848; Разин Е. A., История воен. иск-ва, т. 3, M., 1961.

    В. С. Бакулин. Москва.

    —***—***—***—

    Засечные черты и сторожи русского государства в XVI и XVII веках

    засечные черты

  9. Источник: Советская историческая энциклопедия



  10. Большой Энциклопедический словарь

  11. Источник: